Экипаж «Максима Горького» - на полдня вернулся в прошлое

Jun 04, 2012 23:27



  Флагман советского пассажирского флота турбоход «Максим Горький» несколько раз горел, сталкивался с айсбергом, как «Титаник», но, усилиями экипажа непотопляемый и надежный, почти полвека пользовался огромным уважением пассажиров всего мира. Экипаж лайнера, работавший в разные годы, впервые собрался в Одессе, чтобы вернуться в молодость, вспомнить кругосветки и северные круизы, встретиться в большой дружной семье, которая была создана на легендарном судне.







 

Традиции встреч экипажей судов «пассажиров» - лет десять, не больше. Встречались экипажи «Федора Достоевского», «Федора Шаляпина», «Казахстана». Но самым грандиозным событием, пожалуй, стала встреча 220 человек (треть от всех зарегистрированных) - команды турбохода «Максим Горький». Объятия, восторги, радость и удивление на лицах.


- Идея собрать всех, кто работал на турбоходе «Максим Горький», появилась после встречи с экипажем «Шаляпина», на котором я была два года, - рассказала организатор Марина Равчеева. - А на «Максиме Горьком» - целых шесть лет.
Встретила там мужа, обрела подруг. Поэтому предложила организоваться и получила поддержку. Инициативная группа несколько раз собиралась в горсаду. Объездили полтора десятка ресторанов, чтобы выбрать самый приемлемый. В итоге приехали «горьковцы» из пяти стран: Австрии, Германии, России, Беларуси, Украины.



Находили свои половинки в большой дружной семье

Только расселись за столами в зале, напоминающем пароход, на экраны пустили документальные кадры о легендарном судне.


- Мне довелось командовать «Максимом Горьким» в самые ответственные моменты, - выступил капитан Валентин Сидоров. - Турбоход принял от Сергея Дондуа, капитана от Бога. Благодаря слаженной работе экипажа мы прошли мили морских путей, огибая земной шарик. Но время не щадит ни пароходы, ни людей.


  Турбоход отправлен на металлолом. Фотографии его последних дней мне передал украинский капитан лайнера Петр Пашегор.



Пётр Пашегор


- У нас на «Максиме Горьком» была настолько дружная команда, сплоченная, какой нигде не встретишь, - рассказал отель-инженер Сергей Суница. - Подобрались такие кадры, что было очень комфортно работать.

- На «Максиме Горьком» встретил жену Лидию, она работала поваром, - улыбается Сергей Шемчук.




- А я нашла свою половинку Сергея Доронина, который работал комсоргом, - замечает переводчик Людмила Хвесевич.

Кормили немцев сладкими огурцами

- На «Максим Горький» попадали лучшие специалисты, - рассказывает Наталья Вусик из Днепродзержинска, встретившая своего мужа Владимира Войченко на палубе турбохода во время столкновения с айсбергом. - После университета была направлена на судно. Работала метрдотелем, затем администратором. Работа была сложная.
Все время нужно было быть внимательными. На нас была огромная ответственность. Мы возили немцев. А предпочтения в кухне у нас и у них были разные. Для пассажиров белая кухня, для нас - черная. Были такие немецкие блюда, которые нам казались странными, например, сладкие огурцы, посыпанные сахаром. Они в свою очередь не принимали блюда украинской, русской, грузинской кухни. Но любили борщ с пампушками. Однажды я потрясла весь пароход. Было много работы, я взглянула на электронные часы. Решила, что закрутилась и уже время ужина - 19 00. Включила шарманку по громкой связи. Тут же начались звонки: «что ужин переносится на час?» А было тогда 18.00. Звонили и пассажиры, и официанты, прибежал даже директор круиза.


 

Казусы случались во всех службах. Василий Бондарь сейчас живет в Германии. На турбоходе был боцманом. Держал в узде матросов. Где словом, где кнутом и пряником. Однажды матрос хорошо выпил и, перепутав каюты, улегся в койку боцмана. Тот просил его пойти к себе, но тщетно. Пришлось идти спать в другое место. А утром матрос получил по полной.



От начала до конца с турбоходом «Максим Горький»

Многие нашли свою судьбу на судне. А стармех Анатолий Коротаев отдал турбоходу 35 лет, пройдя вместе с ним путь от начала до конца.


- 7 января 1974 года на турбоходе «Максим Горький» был поднят советский флаг, - вспоминает Анатолий.

- Лайнер был построен в Германии на собранные от продажи облигаций средства и назывался «Гамбург». Затем был продан Советскому Союзу и переименован. Мы работали с Францией, Америкой, возили туристов на Карибы. Дважды в порту Сан-Хуан подвергались терактам.

Первый раз в час ночи в момент возвращения экипажа на борт бросили гранату. Пострадали два матроса на вахте. Второй раз привязали мины на корме, подплыв на лодке. И в полночь они рванули. Одна рулевая машина вышла из строя. Но вторая была в работе. Туристам было предложено улететь на самолете. Но все остались и продолжили круиз.

Потом были контракты с немецкой фирмой, кругосветки, северные походы на Шпицберген, откуда отправлялся в исследование Амундсен.
Однажды напоролись на айсберг, который прорезал нас от носа до середины судна. Экипаж отработал так, что судно не затонуло. В другой раз у кромки льдов повредили нос. И так плавали с пробоиной, пока не стали на плановый ремонт.

На борту «Максима Горького» встречался Горбачев с Бушем в 1989-м. Помню, в музыкальный салон тогда набилось много журналистов. А мы установили кондиционер, который запускался автоматически, с неприятным звуком и вибрацией. И в момент, когда температура поднялась, он заработал. Горбачев пригнулся. А Буш даже не пошевелился.

В разгар экономического кризиса, когда многие суда оказались на приколе, «Максим Горький» был продан на металлолом. Я провожал его в последний путь к мысу Аланг в Индии. 24 февраля, стоя на рейде, дождавшись большой воды, мы разогнали турбоход до предела и выбросились на берег. Собрали вещи и на шлюпках покинули судно. Но его турбина еще продолжала работать. Стравливая пар, он рычал, как зверь в предсмертном стоне. Индийцы порезали его на металл, и в августе от него уже ничего не осталось.

Буфетчица проплыла 5 миль в ледяной воде Норвегии

Турбоход «Максим Горький» остался в нашей истории. И на встрече в прошлое снова пытались вернуться его машина и палуба, монастырь - так называли женский отсек, где жили бортпроводницы.

- Вниманию пассажиров, - объявила администратор пассажирской службы, словно перебрасывая на мгновенья в восьмидесятые годы, рассказывая хохму тех лет.

В бюро информации звонят:

- Который час, не подскажете?

- Так на телефоне же время высвечивается.

- Ой, скажите, а тысяча - это сколько?

- Десять ноль-ноль, доброе утро!

На борту турбохода бывало всякое, как в жизни. В 1984 году в Норвегии буфетчица выпрыгнула за борт и 5 миль плыла до берега.


- Насколько я знаю, она сама не могла объяснить, почему это сделала, - говорит Игорь Блажевский (на фото слева), бывший офицер безопасности.
- Удрать на Запад можно было бы и в более удобный момент. Она страдала от одиночества, сидела на диете, хотела похудеть. Жила на кофе и коньяке. Возможно, это сказалось на психике.
И, скорее всего, алкоголь и ее полнота помогли продержаться столько времени в ледяной воде, вопреки всем заявлениям медиков, что человек в такой температуре долго пробыть не сможет. Тем не менее, она выжила.

Каждый медик на судне был чеховским врачом

В долгих круизах, морских переходах медицинскую помощь оказывал ряд специалистов. Но каждый медик, оставшись на дежурстве, должен был оказать любую неотложную помощь больному со случаями от перелома до почечной колики.


- Каждый доктор на судне был чеховским врачом. Раз капитан вызвал меня по телефону: «Док, быстро ко мне», - рассказывает врач-стоматолог Анатолий Линник (На фото справа).
- Выбили двери в каюте. Помполит весь в крови, вены на руках перерезаны, на правой руке 38 порезов, на левой 18. Подставил руки под горячую воду. Оттащили его от крана. Зашил ему порезы. Спасли. Потом в Сингапуре списали на берег.

Были случаи, когда пассажиров в круиз родственники отправляли просто умирать. Нам приходилось их хоронить прямо в море. Помню женщину, у которой умерла кошка. И она с Панамского канала полетела в Англию, чтобы сделать ей похороны.

Штурман турбохода «Максим Горький»: «Наш экипаж не допустил бы крушения «Конкордии»

В плавании не обходилось без рисков, которые благополучно пересекали, как экватор и северные широты, сохраняя экипаж и судно.

- Я собиралась на вахту, была белая ночь, - снова переживает ситуацию администратор пассажирской службы Лена Бобылева (Сенькова). - И вдруг сильный толчок, удар, судно содрогнулось. Я поняла, что-то произошло. Взглянула в иллюминатор. А там сплошной лед. Раздался сигнал судовой тревоги. Мы все сразу побежали по местам, выполняли каждый свою работу. Проверили, не остались ли пассажиры в каютах, всех вывели на пункты сбора. Потом узнали - столкнулись со льдиной.


- Авария была расценена как навигационное происшествие, - объясняет штурман Дмитрий Руденко, получивший грамоту «Мастер золотые руки», значок и повышение по службе за правильные действия во время ЧП.
- Тогда командовал судном Марат Галимов. Вокруг судна был плотный туман. В такой ситуации цели на экранах радаров  отбиваются нечетко. И цельный клочок тумана был принят за лед. Мы отвернули влево, а не на юг, как надо было. 19 июня 1989 года в 120 милях от Шпицбергена столкнулись с плавучим паковым льдом. Дыра была 9 метров в длину. Два с половиной отсека затопило. Но главное, целой осталась машина. Мы перекачали топливо на корму, выровняв лайнер. Быстрые четкие действия экипажа спасли судно. Через 6 часов к нам прибыл корабль норвежской береговой охраны “SENJA” и позже теплоход «Печенега», забравшие пассажиров и обслуживающий персонал. Откачивая воду всеми средствами, которые у нас были, дошли до Шпицбергена. Водолазы завели ящик на пробоину, откатали насухо. И мы снова дали ход. После этой аварии популярность нашего судна возросла за счет того, что экипаж смог все побороть, - с гордостью подчеркивает Дмитрий. - Если бы мы были на «Конкордии», затонувшей в 100 метрах от берега, такого бы точно не случилось.

Через год почти в трех милях от того злосчастного места на турбоходе «Максим Горький» возник пожар. В каюте взорвался телевизор.

- Это было страшно, - вспоминает метрдотель Татьяна Афанасьева, - когда мне сказали назначать девочек на вахту, этот отсек, где произошел пожар, стал зоной отчуждения. Провода обуглены, все черное, пластик горит, дымовая завеса, ничего не видно. Сначала занимаешься людьми. Потом приходит осознание случившегося. Кругом шприцы. Пассажиры в шоке, им оказывают первую помощь. Погибла дневальная и еще двое пассажиров.

Тем не менее, силами экипажа пожар быстро потушили. И круиз продолжился.



В кругосветку в 96 лет!

Встреча продолжается, тост за тостом, за тех, кто в море, кто обеспечивал работу лучшего лайнера Союза «Максим Горький». Ирина Соловьева под гитару поет песню Визбора, все подпевают «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»


- Я работала на «Максиме Горьком» официанткой, - делится Ирина. - И когда только пришла на судно, сразу попала в самодеятельность. Мы выступали с русскими и украинскими песнями перед туристами. Одна девочка пела под Пугачеву. Немцы очень любили нас слушать. Многие пассажиры помнили войну и хорошо знали песни тех лет.


- В круизы на турбоходе отправлялись в основном пожилые немцы, - замечает Игорь Лосинский, главный комсомолец экипажа и организовавший насыщенную культурную жизнь на судне, работавший также админом пассажирской службы. - Это было в начале круиза. Пишу года рождения наших пассажиров: 12, 14, 16. А один был 1898 года. Я записал две последние цифры. Власти вызывают. Это как же получается? А был 1994 год.

«Горький» был нам дом родной

Секретарем комсомола на судне работал и Юрий Работин, ныне председатель одесского отделения Национального союза журналистов. Сначала матросом после Николаевской мореходки. Потом организовывал культурные мероприятия, работал с молодежью, чем занимается и поныне.

- У нас сложился молодежно-комсомольский экипаж, - отмечает Игорь Лосинский, сэр-председатель одесской команды КВН, совмещающий гастроли с кругосветками. - Мы были везде первыми. По футболу выиграли чемпионат мира среди судов. Сильная команда была по баскетболу. На нашем пароходе было то, чего не было на других. Благодаря культфонду была приобретена библиотека в Германии и Австралии, закуплены инструменты для самодеятельного ансамбля. Мы проводили праздники Нептуна, дни профессионального мастерства, концерты, КВН, отмечали дни рождения. Жизнь была праздником. «Горький» был - дом родной. У нас было свое радио и телестудия. Выпускалась газета «Буревестник». Ко всему этому, мы переняли лучшие традиции обслуживания. Такого сервиса, как на «Максиме Горьком», сейчас нет ни в одном ресторане Одессы. Камбуз был чистый каждый день. Мы работали с американцами и научились тотальной чистоте. В каюте проводил белым платком, он оставался чистым. «Максим Горький» был флагманом Черноморского пароходства, гордостью советского флота.

Турбоход «Максим Горький» (Справка Википедии здесь)  разделан на металлолом в отличном состоянии. Говорят, немецкие туристы, узнав о списании судна, начали сбор средств, чтобы выкупить его. Не успели. Игорь Лосинский представил альманах «Вахтенный журнал», в котором публикуются морские истории и где могут быть напечатаны воспоминания и истории экипажа «Максим Горький», который вошел в историю и стал примером образцового, высококвалифицированного, умеющего противостоять штормам, бурям, пожарам и айсбергам. Первоклассным экипажем!

Инна Ищук, Анатолий Венгрук
         Фото Анатолий Венгрук и Николай Никитин

Весь фотоальбом размещён здесь



Ищук Инна, Одесса, Моряки, Венгрук Анатолий, ЧМП, Никитин Николай, Работа в море

Previous post Next post
Up