ДРУЖИЩЕ РЕЙДОВЫЙ КАТЕР

Nov 30, 2018 08:29



По технической оснащенности катерок РК 51 здорово уступает своим ультрасовременным скоростным сородичам. Но по душевности… Это тот случай, когда старый друг лучше новых двух.

Разночинный народ
Многие еще помнят, как этот морской трамвайчик соединял окрестности Бурлачьей Балки с противоположным берегом Сухого лимана, где расположен порт и нынешний город Черноморск. Он честно с 8 утра выходил на маршрут, начинавшийся с полузатопленной увешанной кранцами баржи, обретшей вторую жизнь в качестве небольшого, но вполне надежного причала.

Я не знал, что это небольшое судно-перевозчик, которое двигалось челночно, как утюг, по уставу следовало величать как одновинтовое стальное однопалубное рейдово-портовое пассажирское судно с избыточным надводным бортом, с рубкой, с наклонным форштевнем и крейсерской кормой! Пароходик просто остался в памяти как часть сокровенних впечатлений, идущих из детства.

Отец работал механиком в ЧМП, и когда его сухогруз отдыхал от морей на стоянке, мы с мамой ездили к нему повидаться. Катерок покачивался, но на его палубу ловко зашагивали матросы, возвращавшиеся из увольнения. В ожидании переправы они смачно закуривали, с расстановкой рассказывали о своих ночных приключениях. Это был настоящий морской треп, по витиеватости сюжетов не уступающий детективам… По трапу шли на борт огородники с ведрами, мешками, виновато задевая граблями леера и неловко грохая кирзачами по палубе. В шляпах, поблескивая очками в роговых оправах, считавшихся неизменным атрибутом интеллигентности, добирались в свои кабинеты ИТР-овцы.

А рядом, широко раскинувшись, подставив загорелые лица ветру, отправлялись к родным причалам ильичевские грузчики. Слово докер вошло в обиход позже, когда в сознание и язык втерлись американские заимствования. Ребята были сильные, молодые, как на подбор, смотрели на перспективу порта спокойно и гордо, каждым движением утверждая трудовую значимость рабочего класса.

Катерок радушно принимал всех. И, конечно же, моряцких жен, вожделенных радостью близкой встречи с мужьями-мореходами, наверно, скучавшими по ним целый рейс. Морячки везли домашнюю снедь, прятали под свертками, как маленькую женскую тайну, грешную бутылку для благоверного. Они торжествующе поглядывали на сухопутных мужиков и как бы невзначай соперничали друг с другом, красуясь заморскими нарядами фасона «знай наших»!

Мы, дети, канючили: «Ну, когда уже встретим папу?». Но стоило пароходику отчалить, как менялось настроение. А вместе с ним и окружающий мир. Оживала бегущая за бортом вода, чайка висела, как матросская серьга, пели гудки в тумане. Особенно нравился остров. Чем-то он напоминал стивенсоновский остров Сокровищ, или загадочный Монте-Кристо.

Цены смешные и… трогательные



Капитан РК-51 Богдан Горизна сегодня на вахте. Этот остров, говорит он, оставленная для навигационных целей оконечность перешейка, размытого во время строительства порта. Сейчас островок обозначен на картах как Дамбовый. Он расположен примерно на середине акватории. Здесь же происходила встреча с таким же катером РК-28, который двигался с обратной стороны. Так они и крейсировали целый день, осуществляя переправу каждые 15 минут.

Проезд стоил 5 копеек на автобусе, 4 копейки - на троллейбусе и 3 копейки - на трамвае..
Пользование переправой не только намного сокращало путь и было удобнее, чем давать кругаля на автобусе через Малую Долину. Но и дешевле! За катер нужно было заплатить 4 копейки. От тогдашнего Ильичевска к причалу ходил автобус №3. Со стороны Одессы от Греческой площади отчаливал автобус №110 и шел прямехонько на Ильичевскую переправу.

За дальность маршрута с пассажиров брали по 10 копеек. Кто помнит, это была горбатая машина Львовского завода ЛАЗ-695. снабженная ЗИЛ-овским движком. Эта модель начала выпускаться еще в 1956 году, последнюю серию таких ЛАЗов предприятие выпустило в 2002 году. И заглохло.

Еще дешевле было ехать на трамвае до Люстдорфа, по-немецки Веселое село. Так чаще называли в 70-е годы нынешнюю Черноморку. Оттуда ходил в сторону рыбпорта или Бурлачьей Балки трамвай № 27. Он двигался неторопливо, линия тянулась вдоль полей, где краснели помидоры. И некоторые решали свою домашнюю продуктовую программу, прыгая на ходу с кошелками или ведрами, набирали себе на закрутки и «на поесть», а потом опять с грузом заскакивали на подножку, когда трамвай возвращался обратно в Черноморку.

Так длилось до середины 80-х годов, печально прославившихся в истории страны перестройкой. Перестроились! И переправа через лиман перестала действовать. Сегодня государство сводит другие концы с концами, а частным компаниям продолжать эту традицию не рентабельно.

Жив курилка
Тем не менее, катер РК-51 остался на плаву. Что достаточно удивительно. Он построен в 1974 году на ростовском заводе «Красный моряк», вот не меньше! Автор проекта: Черноморское ЦПКБ (г. Одесса). Встречный рейдовый катер постройки 1972 года порезан и переплавлен на булавки. А здравствующий РК-51 находится в составе Ильичевского филиала Администрации морских портов Украины.

Вывозит комиссии пограничников и таможенников к судам, стоящим на рейде Черноморского порта, что необходимо для открытия-закрытия границы. И забирает службу обратно, поясняет капитан Горизна. А пассажиров катер уже не возит.

Ему хватает запаса плавучести и «лошадок» в дизеле, чтобы ходить в шторм до 5 баллов. Экипаж из 12 человек несет вахту по суткам через трое. И, по словам Богдана Михайловича, всегда на старте, чтобы выйти в море, если порт посещает судно.

Интересно, что РК-51 стоит возле так называемой Караванной вахты, где стоят на приколе списанные буксиры в ожидании своей дальнейшей участи. Сохранить бы все это старье для музея морского флота. Толку от их порезки на металл будет не много, хлопот с оформлением документов - навалом. А так стояли бы и радовали людей, дарили бы старикам воспоминания, зажигали бы восторженные взгляды мальчишек, мечтающих стать моряками. Возможно, и прибыль бы приносили.

Ведь едва ли кто из туристов откажется покачаться на палубе этих дедушек флота, намотавших на винт исторические мили.



Владислав КИТИК, 
«Моряк Украины», № 46 от 21.11.2018-го

Морские истории, Катера, Китик Владислав, АМПУ

Previous post Next post
Up