«Заботливый цветок» и «ее Величество виза» в кают-компании Морской библиотеки Одессы

Nov 26, 2018 20:09



Заседание кают-компания Морской библиотеки Одессы 7 ноября было посвящено детям и «визам»
Паустовский и дети - так в двух словах можно обозначить тему десятого заседания в этом году кают-компании библиотеки имени Паустовского.


Ее хозяйка, заведующая библиотекой № 2 для взрослых, Карина Апаринова рассказала о своих ощущениях литературы для детей Константина Георгиевича. Своими произведениями, считает Карина Викторовна, писатель заставляет людей вспоминать, какими они были в детстве. Прочтешь Паустовского - и как будто прикоснулся к чему-то прекрасному, чистому, светлому.
Прочитав в юности «Золотую розу», она навсегда стала для меня путеводителем в писательской жизни.
- Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас - величайший дар, доставшийся нам от поры детства, - писал Паустовский. - Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих лет, то он поэт или писатель.

Сказки Паустовского
Познакомить с творчеством Паустовского украиноязычного читателя задалась целью исследовательница творчества писателя Светлана Кузнецова и собрала сборник "Заботливый цветок", в которую вошли сказки и новеллы Константина Георгиевича для детей.


- Константин Паустовский провел свое детство в Украине, в местечке Городище под Белой Церковью, - рассказала Светлана Кузнецова. - Он впитывал в себя народные обычаи и обряды, слышал чистую украинскую речь. И это тоже формировало его мировоззрение. Для детей вышли его книги «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Корзина с еловыми шишками». А последняя сказка «Заботливый цветок» стала названием украиноязычной книги. В этой сказке Паустовский говорит, что природа дает заряд, возможность наблюдать и делать выводы. Так цветок кипрей, который считали сорняком и удаляли в молодых посадках елей, оказался полезным. Он сохранял тепло даже в холода, отдавая его растениям рядом.
В сборник вошло 8 сказок Паустовского. И обложка книги желтого, золотистого цвета, который любил Константин Георгиевич, - подчеркнула Светлана Кузнецова.
Теперь эта книга в библиотеках Одессы, где каждый сможет ознакомиться с ней.


Свои путешествия в загадочную Херсонщину предложила Виолетта Слюсаренко, проиллюстрировав доклад фотографиями и презентацией о городе-крепости на могучем Днепре.

Счастливая виза



Сергей Черных, опытнейший кадровик, ветеран флота вернул любителей маринистики в недалекое прошлое и напомнил о «Ее величестве визе», или что значило в советское время для моряков получить разрешение для работы на судах загранплавания и системе выдачи документов.
- В 1971 году, когда я работал инструктором в комитете Комсомола ЧМП, приходилось рассматривать различные обращения и документы. Мне принесли на исполнение письмо с резолюцией секретаря комитета комсомола Чипиженко Евгения с поручением отобрать у одного члена ВЛКСМ объяснение и подготовить вопрос на заседание в комитете комсомола. Помню, что это была копия ответа одесского обкома комсомола в Центральный комитет ВЛКСМ в Москву, которым обком информировал, что на заявление Тамары Горяйновой в получение визы для загранплавания отказано, ввиду того, что она в студенческое время посещала собрание христиано-евангельских баптистов, а ее отец активный проповедник секты. Я подождал прихода в Одессу парохода, на котором Тамара работала бортпроводницей, встретился с ней, рассказал ей об ответе обкома комсомола на ее заявление. Она расплакалась, а потом заявила, что все это чепуха. И вот, представляете, мое положение: с одной стороны, обком комсомола бумагу в Москву отправил. А с другой - реальный человек, который все это отрицает. Пошел в отдел кадров ЧМП, к начальнику, полистал личное дело Тамары: комсомолка, активистка, общественница, участвует в художественной самодеятельности, член народной дружины. Ее характеристика утверждена на партийном собрании училища № 26, где она училась. С райкомом партии все согласовано. Единственно, в личном деле в уголке стоит небольшой штампик, где написано «Не допущена, комиссия при Одесском обкоме компартии Украины».

Я пошел в обком комсомола, разыскал автора, готовившего ответ в ЦК ВЛКСМ, это был заместитель зав отделом Валерий Клименко. Но он прямо возразил мне, что раз обком написал отказ, то я должен придерживаться этой линии. Но мне хотелось понять, откуда появилась такая информация по делу Тамары? И я решил посоветоваться в обкоме партии, где в отделе транспорта работал инструктором Георгий Петрович Гонта, который до этого несколько лет был секретарем комитета комсомола ЧМП. После нашей с ним беседы он повел меня к инструктору этого отдела Михаилу Митрофановичу Костенко, который зачитал нам с Георгием Гонтой текст одного протоколов Комиссии по кадрам загранплавания, который, по моему мнению, практически совпадал с текстом ответа обкома комсомола в ЦК ВЛКСМ. Источник информации Костенко не назвал, но я предположил, что документ поступил из КГБ.

И я снова встречался с Тамарой после ее очередного рейса. В этот раз она дополнительно рассказала, что ее отец воевал в годы Второй мировой войны, имеет награды. А кто знает мировоззрение христиано-евангельских баптистов, то помнит, что им нельзя брать в руки оружие и тем более воевать. А тут получается, что отец Тамары член КПСС, ветеран войны, - в общем никак не вяжется ситуация. Я обратился в КГБ. Мне сотрудник разъяснил, что КГБ ни церквами, ни сектантами не занимается. И что дальше делать, когда есть бумага и есть реальный человек, его судьба?

Вечером в одесской газете «Знамя Коммунизма» обратил внимание, что состоялся выпуск в одесской духовной семинарии, на котором присутствовал Уполномоченный Совета министров Украины в Одесской области по делам религии и культов Родкин Михаил Васильевич. Я обратился к нему. Он назначил встречу и я изложил проблему. Родкин подошел к сейфу, достал огромную книгу и, полистав ее, сообщил, что по его данным Тамара никакие одесские секты баптистов не посещала. А в отношении ее отца заявил, что такого проповедника в Одессе тоже нет. И сам Родкин предложил сделать запрос своему коллеге в Краснодарский край, откуда родом отец Тамары.

Недели через две пришла информация, которая совершила переворот во всем этом деле. Выяснилось, что отец Тамары Александр Николаевич Горяйнов, уроженец города Кропоткина Краснодарского края, по учету христиано-евангельских баптистов не проходит. Но среди активных проповедников имеется другой Горяйнов, тоже уроженец города Кропоткина, у которого с отцом Тамары совпадают все данные, кроме отчества! На основе этого факта все с помощью Гонты закрутилось в обратную сторону, то есть, так, как должно было бы быть изначально! Но меня предупредили, чтобы я никаких деталей данного дела не сообщал девушке.

Я встретился с Тамарой, вернул ей документы отца и сказал, что ее вопрос будет решен положительно. К осени того же года я перешел на последний курс Одесского института инженеров морского флота и вышел в рейс в мотористом на теплоходе «Литва» по Средиземному морю. На судне никто не знал, кроме первого помощника капитана, что я постоянно работаю в комитете комсомола ЧМП. По просьбе первого помощника я помогал судовому комсоргу проводить комсомольское собрание и некоторые другие мероприятия. В последний день рейса в Стамбуле был вечер отдыха экипажа в музыкальном салоне, когда иностранные туристы сошли на берег. И какое у меня было изумление, когда я увидел Тамару.

Я пригласил ее на танец под замечательную музыку Поля Моруа. И, конечно же, спросил у нее, что, правда есть? А она мне отвечает: «Если бы не ты, неизвестно, что бы было». Тамара просто не знала, сколько людей принимало участие в ее судьбе. Наверное, в этом месте известный сказочник Шарль Перро поставил бы точку. Но, к сожалению, я как чиновник-профессионал могу сказать, что эта сказка хорошо закончилась, но столько подобных историй было не таких удачных.

В Советском Союзе существовала система получения визы, которая фактически не допускала возможности обжалования. Чтобы получить эту самую визу, нужно было проработать год в одном коллективе, утвердить характеристику на партийном собрании, причем независимо от того, был ли ты членом КПСС, или нет. Характеристика шла на утверждение в райком партии, где члены парткомиссии зачастую задавали весьма неудобные вопросы. А потом документы из отделов кадров направлялись  в одесский обком, где рассматривались на комиссии по кадрам загранплавания.

Оспорить решение комиссии было практически невозможно. И эта ситуация просуществовала до 1989 года, когда Совет Министров СССР отменил данный порядок получения визы. И передал рассмотрение вопроса на комиссии при предприятиях. Когда Украина обрела независимость, такая комиссия была при облисполкоме, затем при обладминистрации. И только в 2002 году вся работа была переориентирована на капитанов морских портов

В 2016 году Министерством инфраструктуры Украины был принципиально изменен порядок выдачи Посвідчень особи моряка, и теперь связь капитана порта и СБУ носит информативный характер. Вот сколько лет потребовалось, чтобы отказаться от этой громоздкой бюрократической схемы! Сегодня можно обратиться в суд и протестовать, если вам временно запрещен выезд по оговоренным в «Законе Украины о выезде и въезде в Украину» пунктам: наличие неисполненных обязательств, неуплата алиментов, неотбытое наказание, нахождение под следствием и так далее. Сегодня есть правовая основа, когда можно доказать свою правоту.

Концерт в кают-компании
Эта история вызвала дискуссию в кают-компании, у каждого были свои истории и вопросы, на которые обстоятельно ответил Сергей Дмитриевич. Ведь Морская библиотека - это не только место, где слушают, но и говорят, обсуждают, спорят, общаются и делают подарки. Сергей Черных преподнес в дар библиотеке редкую книгу о кораблях.


А чтобы объединить разные мнения в кают-компаниии виртуального лайнера, в путешествие по странам пригласил всех Александр Апаринов, моряк с 30-летним стажем, представив коллекцию магнитов из разных стран.
Ну и какая кают- компания без музыки и любви? Встречу завершил концерт преподавателей и студентов вокального отделения Одесского Училища Искусств и Культуры им.К.Ф.Данькевича: преподаватель - Татьяна Якимова, ведущая концерта, педагог Светлана Самолюк и педагог Аделина Пога, концертмейстеры Елена Мельник и Лилит Мкртчан. О любви и природе пели студенты Анастасия Широченко, Яна Ильченко, Анна Книгницкая, Вероника Сметана, Юлия Шевцова, Виктор Дымов, Владислава Акриш и Дарья Харченко.

Инна Ищук
«Моряк Украины», № 45 от 14.11.2018-го

Ищук Инна, Библиотека, Паустовский Константин, Кают-компания

Previous post Next post
Up