МОРСКИЕ МУЗЕИ СКАНДИНАВИИ: ШВЕЦИЯ

Oct 21, 2018 09:45



Столица Швеции Стокгольм расположена на 14-ти островах, один из которых - Юргорден - практически полностью отдан туристам. На этом острове сосредоточены главные музеи столицы - Музей сказок Астрид Линдгрен, Музей северных стран, Музей группы «ABBA» и т.д.

Главный музей Швеции
Музей корабля «Васа» считается самым главным, самым посещаемым, а для шведских школьников просто обязательным. Как и для всех гостей Стокгольма, кто запишется на экскурсию. В чем, как говорится, фишка, почему именно этому музею уделяется такое повышенное внимание?
Ответ прост: сегодня «Васа» - это единственный в мире парусный корабль 17-го века, доживший до наших дней. Судно на 98% состоит из оригинальных частей. Корабль был инженерным чудом, просто машиной времени для начала 17-го века: максимальная длина корпуса составляла 69 м, ширина наибольшая - 11,7 м, на борту корабля предусматривалось установка 64 пушек, и только случайно судно сохранилось до наших дней.

Неуклюжая гордость королей
Шведский парусный корабль «Васа» был спущен на воду летом 1628 года. Свое название судно получило в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Васа. Будучи самым большим кораблем шведского флота, «Васа» должен был стать его флагманом. Однако из-за конструктивных просчетов корабль опрокинулся и затонул в своем первом же плавании при выходе из Стокгольма. Пролежав на морском дне 333 года, в 1961-м корабль был поднят и реставрирован. Теперь гордость шведских королей экспонируется в специально построенном для этого музее. Это сухой док с крышей, на стапель-палубе которого и установлен парусник. Для его сохранности помещение специально затемнено от солнечных лучей, поддерживается постоянная температура. На борт корабля подыматься посетителям запрещено, осмотреть парусник можно с пяти уровней, установленных вокруг него.

Клиент всегда прав, особенно если он король
Король Швеции Густав II Адольф лично приказал построить для королевского флота самый большой и самый вооруженный корабль. Подписывая договор с голландским кораблестроителем Х. Хюбертссоном, король поставил два условия:
1) добавить еще одну пушечную палубу, чтобы превысить огневую мощь береговых батарей всей Польши, с которой он воевал в то время;
2) сделать корабль самым быстроходным. Выполняя условия короля, еще одна пушечная палуба была размещена над другой, а корпус судна сделали очень узким, но быстроходным. Тем самым была нарушена остойчивость корабля, и небольшого ветра при первом плавании стало достаточно, чтобы судно опрокинулось и затонуло.
Король Швеции лично руководил постройкой самого современного и мощного корабля того времени. Уже при постройке «Васе» было присвоено звание «королевского корабля», что подчеркивало его особый статус. Корпус корабля богато украшался позолоченными и раскрашенными резными фигурами, к созданию были привлечены самые лучшие плотники, столяры, такелажники, кузнецы, маляры и т.д. Новый корабль должен был стать гордостью всей Швеции, а тут произошло кораблекрушение прямо на глазах у изумленных жителей Стокгольма...

А виноват, как всегда, капитан?
Разгневанный король приказал найти и казнить виновного. Первым был обвинен кораблестроитель Х. Хюбертссон. Но незадолго до окончания работ он умер, и тогда был обвинен капитан корабля С. Ханссен. Следствие велось на самом высшем уровне - в Шведском государственном совете. Главное обвинение капитана - алкогольное опьянение - не подтвердилось, капитана помиловали. Привлекать к следствию самого короля в Государственном совете не решились, и в итоге никто не был признан виновным за кораблекрушение.

Металлоискатели не унимались
Многие годы после гибели «Васы» предпринимались неоднократные, но безуспешные попытки подъема корабля. Главный мотив был поднять 64 бронзовые пушки, затонувшие вместе с ним. До 1683 года удалось поднять 54 пушки, и на этом все попытки были прекращены. После чего всяческий интерес к «Васе» был утрачен и со временем корабль был забыт, а данные о его местоположении пропали.
Однако специфические условия Балтийского моря - пониженная соленость воды, в которой не водятся корабельные черви, съедающие все дерево, спасли затонувший корабль.25-го августа 1956 года судно было найдено, а 24 апреля 1961 года корабль был поднят на поверхность. Спустя 34 года с момента обнаружения затонувшего корабля, 16 августа 1990 года, был открыт Музей корабля «Васа».

А если помечтать
Хотелось бы, чтобы судьба бывшего Музея морского флота СССР, наследником которого стал Музей флота Украины в Одессе, сложилась так же, и его восстановили чуть быстрее, чем был построен Музей «Васы». А после восстановления стал бы достойным морским музеем международного уровня, которым он был раньше.

Юрий Стулий, старший лоцман-оператор ПРДС «Одесса»
филиала АМПУ «Дельта-лоцман»,
«Моряк Украины», № 40 от 10.10.2018-го
фото автора в Музее корабля «Васа»


Музеи, Швеция

Previous post Next post
Up