АМПУ в первом полугодии 2018 года: главные тренды

Sep 18, 2018 06:29



Руководство Администрации морских портов отчиталось об итогах первого полугодия и поделилось планами. Предлагаем читателям изложение основной информации, озвученной и. о. председателя АМПУ Райвисом Вецкагансом.


Финансовые итоги

Прибыль АМПУ за первое полугодие 2018 года, сказал он, составила 1,3 млрд гривен. Общий доход - 3,6 мрлд гривен. При этом львиная доля наших доходов уходит в госбюджет в виде налогов и дивидендов. По итогам первого полугодия - это 2,1 млрд гривен (58% полученных доходов), из них дивиденды составляют 1,69 млн гривен. Однозначно, такая сумма налогов и дивидендов не способствует реализации наших задач по инвестициям в портовую отрасль.

С января 2018 года началось реализовываться решение о снижении портовых сборов на 20%. И если учесть, что грузооборот наших морских портов в первом полугодии нынешнего года упал на 3%, то в итоге произошло снижение прибыли АМПУ на полмиллиарда гривен по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Можно по-разному оценивать такую динамику. Мое мнение, что на ситуацию повлияли разные факторы, главный из которых - снижение объемов украинского экспорта, вызванных различными причинами. Прежде всего, экспорта руды и зерновых.

Важный момент, сказавшийся позитивно на наших финансовых показателях, сказал Райвис Вецкаганс, это то, что вместе с решением о снижении портовых сборов было принято решение о снижении объема дивидендов до 50% прибыли (вместо прежних 75%). Анализируя планы развития наших портов, сравнивая уровень портовых сборов на Черном море и на Балтике, мы полагаем, что было бы правильно продолжить снижение. Мы уже инициировали предложения по снижению доли дивидендов до 30% от прибыли. И в зависимости от решения этого вопроса будем рассматривать возможность дальнейшего изменения уровня портовых сборов. Я уверен, что в долгосрочной перспективе эти шаги будут способствовать улучшению конкурентоспособности наших портов.

Капитальные инвестиции

Эти два показателя, о которых говорилось выше, напрямую связаны с тем, какие у нас остаются средства для капитальных инвестиций, сказал глава АМПУ. Так, в 2016 году сумма капвложений АМПУ составила 650 млн гривен. В 2017 году нам удалось увеличить эту сумму до 1,6 млрд гривен. В этом году планируем увеличить уже до 2 млрд гривен и более.

1 гривна инвестиции со стороны госпредприятия приносит 3,5 гривен инвестиций частного бизнеса

Если в прошлом году львиная доля капинвестиций приходилась на порт Южный, куда для работы удалось привлечь дноуглубителей мирового масштаба, то в этом году мы работаем во всех портах в зависимости от намеченных проектов их развития.

Проекты в стадии реализации

Среди важнейших проектов, которые сегодня находятся в стадии реализации, хочу отметить реконструкцию гидротехнических сооружений причала №1 в порту Черноморск, сказал Райвис Вецкаганс. Договор подписан, и мы начнем строительство.

Продолжается завершение проекта развития Карантинного мола в Одессе. Здесь же продолжается реконструкция причала №7.

Несмотря на тяжелую геополитическую ситуацию в регионе, начата реализация проекта по реконструкции причала №4 в порту Мариуполь.

Идет строительство причала №8 в порту Николаева. В целом за 2018 год АМПУ планирует произвести ремонт и реконструкцию 104 объектов в различных портах. «И, думаю, здесь мы движемся в правильном направлении», - отметил глава АМПУ.

Отдельно хотелось выделить вопросы дноуглубления. В разной стадии реализации находятся проекты дноуглубления в порту Южный. Совсем недавно стартовал дноуглубительный проект в Черноморске, где также тендер был выигран китайской компанией. И по тому, как начались работы, есть надежда, что проект завершится в срок.

Руководитель АМПУ отметил, что впервые в истории администрации удалось заключить контракт на дноуглубление в портах Измаил и Рени. Здесь партнером является румынская компания. В октябре начнутся дноуглубительные работы в Херсоне. Готовится эксплуатационное дноуглублению на БДЛК.

В целом с 2017 года было проведено в системе закупок «прозорро» более 3800 закупок, тендерных процедур. Общая экономия от применения этой системы за 1,5 года составила свыше 665 млн гривен.

Есть определенные сложности с дноуглублением на Азовье. В связи с ними в АМПУ обращаются профильные ассоциации, стивидоры, местные власти. АМПУ уже третий раз объявляет тендер на подряд по дноуглублению в портах Мариуполя и Бердянска, чтобы восстановить там паспортные глубины и удерживать их. Но зарубежные контрактные организации, оглядываясь на информацию о геополитической ситуации в регионе, не хотят там работать. АМПУ продолжает вести переговоры.

Пока же было сделано правильное решение о передислокации в регион землесоса «Меотида». С его помощью ведутся работы в Мариуполе. Некоторые объемы землечерпания были также сделаны в Бердянске. Изыскиваются возможности пополнить флот АМПУ в этом регионе.

Трансформация госстивидоров

Как известно, в транспортной стратегии однозначно государство приняло решение о трансформации государственных стивидорных компаний на основе государственно-частного партнерства. Развитие ГЧП для портов очень важно, отметил Райвис Вецкаганс. Имеющиеся у нас цифры, например по реализуемому проекту строительства терминала «М.В. Карго» в порту Южный, свидетельствуют, что 1 гривна инвестиции со стороны госпредприятия приносит 3,5 гривен инвестиций частного бизнеса.

Сегодняшние организационно-правовые инструменты, которые для этого используются, это аренда, договоры сотрудничества. «Но привлекая более крупных игроков, мы должны применять наиболее признанные в мире инструменты, такие как концессия. Такой путь обозначило правительство», - уточнил Вецкаганс.

На сегодня закон о концессии в новой версии еще не принят. Мы надеемся, сказал Райвис Вецкаганс, что это случится в сентябре-октябре нынешнего года. Сейчас на финальной стадии находится разработка ТЭО пилотных проектов концессии МТП Ольвии и Херсона. Проекты разрабатываются с технической помощью ЕБРР и Международной финансовой корпорации с привлечением консультантами мирового класса. Уже в конце сентябре будет проведена первая конференция с презентацией этих результатов. До декабря 2018 года будут проведены презентации не только по Украине, но и по миру, чтобы привлечь максимальное количество участников для тендеров. А на март-апрель 2019 года предварительно намечено заключение концессионных договоров по этим проектам.

Должен сказать, что на этом не заканчивается работа с потенциальными международными инвесторами. Только за последний месяц нас посетили две большие делегации. Одна - китайская, члены которой выразили желание участвовать в наших концессионных проектах. Другая - из Катара. В этой небольшой стране сегодня реализуется инвестпроект по строительству порта на 7 млрд долларов. Один из строящихся терминалов - продовольственный. Чтобы была понятна важность этой стройки, напомню, что три года назад из-за кризиса в отношениях с соседними странами Катар испытал острые проблемы с поставками продовольствия. Поэтому там решили построить терминал для продгрузов, который будет выступать не только как перевалочные мощности, но и как место хранения государственного продовольственного резерва. И представители Катара заявили, что Украина может быть той страной, откуда можно импортировать часть этого продовольствия.

Как быть с непрофильными активами

Важное направление деятельности АМПУ - повышение эффективности работы своих подразделений. Мы анализируем те активы, сказал руководитель АМПУ, которые у нас существуют - какие профильные, а какие непрофильные. С начала 2017 года у нас было 24 непрофильных объекта социальной сферы - это спорткомплексы, рестораны, базы отдыха и так далее. За прошедшее время четыре объекта удалось передать либо арендаторам, включая наших сотрудников, либо местным властям. Например, спорткомплекс «Портовик» в Измаиле мы передали городу, детские лагеря отдыха - в долгосрочную аренду. Надеюсь, наша договоренность с местными властями Черноморска тоже останется в силе и мы сможем передать им дворец спорта «Юность». Это позволит снизить расходы, связанные с нашей непрофильной деятельностью.

Работая в этом направлении, АМПУ ищет возможности также перевода на аутсорсинг ряда других услуг, таких как охрана, железнодорожные, ремонтные услуги…

Оживление СЭЗ Рени

Один из вариантов инвестирования, который мы обсуждали с китайскими и другими партнерами, - это возобновление активности порта Рени, сказал Райвис Вецкаганс. Все помнят, что в былые годы в этом порту перерабатывалось до 10 млн тонн грузов. Но в прошлом году - всего лишь 1,1 млн тонн. Среди причин - отсутствие прямого железнодорожного сообщения порта с основной территорией страны. Учитывая сложности решения железнодорожных вопросов, перспективным выглядит другой вариант - оживить ту специальную экономическую зону, которая когда-то была создана в порту Рени, но затем была лишена всех льгот. В итоге сотрудничества АМПУ с главой Одесской облгосадминистрации Максимом Степановым был разработан обновленный проект изменений закона о СЭЗ Рени. Недавно прошло первое совещание по этому законопроекту у первого вице-премьера Степана Кубива, который позитивно воспринял наши предложения. Было дано поручение в кратчайшие сроки доработать проект. Я надеюсь, что на правительственном уровне положительное решение будет принято и проект уже в сентябре будет в первом чтении принят парламентом.

Мы надеемся, что изменение законодательной базы по снижению налога на прибыль (чтобы первые три года он взимался по нулевой ставке, потом со скидкой в 50% и только с шестого года в полном объеме), скидки по другим налогам привлекут в порт грузопотоки водным путем. Я поставил задачу нашему местному филиалу провести маркетинг в отношении возможных грузопотоков и возможных инвестпроектов в порту, сказал руководитель АМПУ. Одно из направлений - это строительство дополнительного завода по переработке зерновых культур, может быть, работа с маслом, переработка химпродуктов с их расфасовкой… Например, из Беларуси в данном направлении идут грузы калийных удобрений. И мы планируем встречу с правительством этой республики и руководством компании «Беларуськалий», чтобы обсудить такие варианты.

Мечты, мечты…

Райвиса Вецкаганса попросили прокомментировать слова министра инфраструктуры Владимира Омеляна, который помечтал на телеэкране, чтобы Одесский порт избавился от своих грузов и со временем превратился в яхтенный и круизный.

Руководитель АМПУ отметил, что стратегию развития каждого порта определяет Кабмин и Мининфраструктуры. И, конечно, в таком городе, как Одесса, нужно уменьшать число пылящих грузов. Что же касается других грузов - это очень сложный вопрос. В порту построены терминалы, в которые вложены огромные деньги, там работает множество людей… Чтобы эти терминалы закрыть, нужно это оплатить. Если переносить терминалы в другое место, это тоже нужно оплатить.

Он привел пример родной для него Риги, где было принято решение вынести за черту старого города портовые сооружения, которые переваливали почти 10 млн тонн, и перенести их вниз по течению реки Даугавы. Этот проект оценили в 250 млн евро, из них 85% выделил в виде грантов Евросоюз.

В Украине пока так сделать не получится. Сейчас же важно обеспечить улучшение в Одесском порту экологических показателей перевалки. И хорошо бы также развивать пассажирские перевозки через порт, как местные так и круизные.

https://ports.com.ua

Итоги, АМПУ

Previous post Next post
Up