ЮРИЙ ГАВРИЛОВ - ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА

Jun 12, 2018 09:00



Лет десять назад в редакцию «Моряка Украины» пришла рецензия на книгу Юрия Гаврилова. Мало кто знал, что коллега серьезно болен, и семья, чтобы приободрить журналиста, разослала статьи, а потом читала ему газетные полосы. Вспоминают Юру Гаврилова как мариниста. Но что определило эту тематику, ведь вузы такой специализации не учат?

Трудности одесситу не помеха
В его жизни было много необыкновений, начиная с первых дней. Он был рожден в обозе. После гибели отца на фронте семья переехала в Одессу. Любовь к странствиям Юрий сохранил до конца дней. После армии, не сняв залежавшийся на складе сержантский мундир, некогда шитый на парад Победы в 1945 году, он с легкой душой сел на поезд, и… поступил на журналистский факультет МГУ. Конкурс 9 человек на место был молодому одесситу не помеха. Да, одесситу, потому что принадлежность к этому статусу определяется не столько паспортными данными, сколько преданностью неунывающему творческому духу этого города.
Первым впечатлением пятилетнего мальчугана, тоже оставшимся на всю жизнь, стало море. Серый дом в Лермонтовском переулке, где он жил у своей бабушки, чудом уцелел во время обстрелов и бомбежки. Общая кухня, три плиты, коллекция кругов для унитаза в общей уборной (слово «туалет» появилось в обиходе гораздо позже.)… И - бедовая послевоенная коммуналка, ценившая меткое словцо, общительность и дружелюбие.
Дом и сегодня так же высится неподалеку от глинистого обрыва, по которому Юрий каждое утро сбегал вниз, чтобы сделать заплыв. Обязательно ли для морского журналиста умение плавать и нырять? Но он делал это великолепно! К слову, несколько деревьев, зеленящих склон, на школьном субботнике посадил ученик Гаврилов.

Бросок на «паустовский» юг
Позже он с бывшей сокурсницей, а с 4-го курса женой Ларисой эмигрировал на Черемушки, сменив потолки 5-метровой высоты на приземистые хрущевские. К этому времени Юру интересовали в основном темы моря.
А когда в вузе возник вопрос выбора места для прохождения практики, понятно, что Гаврилов выбрал Одессу, где твердым шагом отправился на Пушкинскую, 11, в редакцию газеты «Моряк». Назначение он выхлопотал себе сюда же, на «паустовский» юг. По воспоминаниям Юрия Гаврилова, изложенным в книге «Тот самый «Моряк», томик «доктора Пауста» всегда лежал у него на тумбочке рядом с Библией, чтобы можно было читать самые важные в жизни книги, наугад открыв любую страницу. Константин Георгиевич был любимым писателем и учителем в творчестве...
Юрий Андреевич работал на телевидении, в «Вечерке», спецкором в «Одесских известиях». В издательстве «Маяк» был составителем «Морской библиотеки», сборников «Черноморские румбы» и «Есть город у моря». Но самыми ярким журналистским десятилетием была, конечно, служба в «Моряке». Начало 70-х совпало с экономическим ростом Черноморского пароходства. И писать, слава Богу, было о чем! Каждое лето сотрудники морской газеты уходили на несколько месяцев в круизы редакторами судовых многотиражек. Школа журналистики требовала быть в гуще ситуации, чтобы передать материал как подлинный очевидец, а то и участник описываемых событий.

Хорошие пельмени, да в хорошей компании!..



Надо ли говорить, с каким восторгом Юрий Гаврилов знакомится с капитаном пассажирского лайнера «Шота Руставели» Назаренко, с  Владимиром Высоцким и Мариной Влади, которых тот принимал на борту как гостей!?
К Высоцкому у Гаврилова было особое отношение. Совпадение в датах мало о чем говорит, но факт, что он тоже ушел из жизни 25 июля, только в 2008 году.

Владимир Семенович отдыхал после съемок фильма «Опасные гастроли» (Одесская киностудия). Марина была счастлива, что ее никто не узнает и не пристает с просьбами дать автограф. Она смешно артикулировала, произнося нараспев название фирменного блюда киношно-журналистской компании: «Пельменьи».
По словам Ларисы Гавриловой, вскоре французская кинозвезда и сама научилась и с удовольствием их лепила вместе с другими женами.

Вообще, Гаврилов легко сходился с интересными людьми. За столом с названным фирменным сибирским кушаньем собирались режиссер Петр Тодоровский, актер Юрий Богатырев, уже приобретавший известность после снятых им фильмов «Вертикаль» и «Белый взрыв» Станислав Говорухин.

Юрий и сам поработал на кинематограф. Помимо пяти документальных, по его сценарию в 1984-м был снят художественный фильм «Две версии одного столкновения».

Сюжет - действительный, переросший в сценарий из статьи в «Моряке». Это рассказ о том, как легендарная юрист ЧМП Лариса Короткова доказала невиновность пароходского судна, столкнувшегося с американским танкером, за что противная сторона намеревалась получить миллионый штраф. Фильм получил приз на Всесоюзном фестивале приключенческого кино.

Забавной была история, когда Тодоровский начал снимать в Одессе фильм «Любимая женщина механика Гаврилова». Только ленивый не подшучивал, что журналист-то и приложил руку к тому, чтобы режиссер дал главному герою такую фамилию. И Юра ворчал: «Ну, удружил!». Беззлобно, конечно. Человек он был добрый и не шумный. Вспылить мог. Но держать обиду за пазухой - нет.

Жизнь хороша, если ее любить
Трудно сказать, что Гаврилов не принимал близко к сердцу. С детства любил рассматривать географические карты. Любил морские ветры и знал известные только яхтсменам и рыбакам их чудные названия. В своей книге он приводит примеры, когда ветры величают медоносными, сельдяными, утиными, кукурузными и арбузными.

Любил ходить по порту. Там же находил темы. И появлялись статьи не только лирические, как воспоминание об Австрийском пляже. Но и шокирующие начальство ЧМП прямотой, с которой он писал о заниженной оплате труда грузчиков. Умел также сказать «нет», если это требовалось, чтобы сохранить незапятнанной профессиональную честь.

Юрий Андреевич стоял у истоков создания клуба «Все о море», собиравшем множество книгочеев вокруг «Моряка». Желающих поумничать на счет газеты спрашивали, что было в сундучке у Билли Бонса? Кто пожимал плечами, того дружно отправляли перечитывать «Остров сокровищ».

Клубники раскопали, что всем известные зарифмованные морские приметы, типа «Чайка ходит по песку - моряку сулит тоску», перевел с английского и облек в стихотворную форму писатель-маринист, капитан Дмитрий Лухманов. Выяснили, что тенденция давать тайфунам женские имена положена французскими летчиками, изучавшими их природу. Они находили, что поведение тайфунов так же непредсказуемо, как и у их жен. И называли именами благоверных.

Гаврилов первым поднял вопрос о необходимости создания в Одессе дельфинария. И даже дружил с дельфином.

Последние годы жизни Юрий Андреевич болел. И не мог вести активную деятельность, которую требует журналистика. Многие главы книги своих воспоминаний он уже надиктовывал. Его последнее признание звучит как завет: «О чем бы я ни писал, всегда находил повод для того, чтобы сказать, что жизнь прекрасна. Несмотря ни на что».

Владислав Китик, «Моряк Украины», № 22 от 6.06.2018-го

Китик Вадислав, Память, Высоцкий Владимир

Previous post Next post
Up