Одесская мореходка имени А. Маринеско готовится отметить 120 лет. А вести праздник и режиссировать будет ее выпускник-отличник, известный в Одессе ведущий и конферансье, художественный руководитель творческого объединения «Арт-клубОК», шоумен, лауреат Всесоюзного конкурса Олег Куриленко.
В офисе Олега Куриленко сразу ощущаешь атмосферу праздника. Тут шлейфом - фото известных артистов, с которыми Олег дружит и работает, ярких костюмов шоу-балета, одесских персонажей, образы которых он исполняет, а также моделей парусников, репродукций старой Одессы и, конечно же, обаятельной улыбки хозяина в любимых образах Бендериады.
Родился Олег в Донецкой области в городе Артемовске (сейчас Бахмут), но лето проводил в Одессе у бабушки в Фонтанке, возле моря. Романтика позвала его в мореходку, как и других мальчишек, которые бредили морем. В семье Куриленко моряков не было. Отец работал на заводе «Победа труда», мама в книготорговле. Брат закончил Одесский технологический институт холодильной промышленности.
- Так как отца рано не стало, то старший брат многому меня научил в этой жизни, - говорит Олег, - любить спорт, литературу, хороший юмор и, конечно же, предприимчивости, которая так мне пригодилась в Одессе. В школе я писал стихи для газеты, играл на гитаре на школьных вечерах, был капитаном шестерки в клубе «Что? Где? Когда?», завсегдатаем библиотеки, занимался шахматами, футболом, легкой атлетикой и пулевой стрельбой. После школы видел себя только в мореходке. Поступил в 1983 году на судоремонт. До судомехаников не хватило одного бала.
До того, как мы приступили к учебному процессу, нам сделали предложение: кто хочет пробоваться в оркестр - остается. Остальные на помидоры в Татарбунары. Гитара в оркестре была неуместна, поэтому я поехал на сбор урожая.
Вернулись в училище, и первое, что поразило, - дисциплина, форма. Маршировали на плацу, отрабатывали строевой шаг, готовились к посвящению в курсанты. Для нас это было грандиозное событие. Все хотели быть моряками. В училище качество преподавания было отменное. Мне больше всего нравились гуманитарные предметы. Но и по специальности не отставал. Жили в экипаже, на Свердлова (Канатной), 42. Ходили к старшекурсникам, общались, перенимали опыт. В училище всем сразу давали прозвища. Но мне так и не придумали. Мы проучились в Одессе год. А потом по приказу Министерства морского флота, так как в Одессе был перебор с курсантами, нас 60 человек отправили в Астрахань.
В училище была военная кафедра, приказы не обсуждались, но некоторым удалось остаться в Одессе с переводом на другие специальности. У меня тоже была такая возможность (я выступал по 4 видам спорта за училище), и мне было предложено остаться, но я не захотел менять специальность и поехал на Волгу.
В Астрахани мы сразу зарекомендовали себя только с лучшей стороны, с хорошей дисциплиной и учебой. Мы были на особом счету у офицеров и преподавателей училища, так как этот эксперимент с переводом курсантов в другое училище был впервые в истории, поэтому к нам относились уважительно и с пониманием. Поскольку в увольнение ходить было не к кому, предприимчивость одесситов и здесь проявилась: кто- то стал киномехаником, кто- то занимался активно спортом, я заведовал аквариумами во всем училище и занимался этим (хобби с детства и до сих пор). Находили себе занятия внутри училища, но иногда бегали «в самоволку» ловить воблу на Волге, это было незабываемо. Ну и конечно, на каникулах привозили эту рыбку в Одессу как гостинец, а из Одессы привозили бычков.
В Астрахани, нас, не местных, на выходные постоянно ставили в наряды по училищу, по роте, на камбуз. Мы были «нарядные пацаны» на все выходные, - шутит Олег. - Так что некогда было даже на танцы в училище сходить. Поскольку я был зам. комсорга роты, то меня часто ставили помощником дежурного офицера по училищу, и «покой нам только снился!». Но наш юмор, природный оптимизм и предприимчивость помогали нам и в таких ситуациях.
В отличие от Одессы, трудотерапия в Астрахани была поставлена четко. После обеда почти каждый день - построение на плацу, и вместо самоподготовки на целую рабочую смену мы отправлялись на рыбокомбинат, птицефабрику и другие стратегические объекты, где требовалась курсантская рабочая сила, правда без трофеев мы оттуда не возвращались, и вечером в кубрике могли приготовить себе зачетный ужин! А летом нас отправляли работать на арбузы, два сезона, пока учились.
Это было интересно, нам даже платили 4 рубля за вагон на каждого. У меня была передовая бригада из 6 человек, загружали по два-три 25-тонных вагона в день. Мы загружали в вагоны из машин, а на арбузах были нацарапаны целые письма от девчонок (из мед. и пед училищ), которые собирали эти арбузы на полях и загружали на машины, писали даже адреса, так кое-кто из наших ребят и познакомился.
В Астрахани началось мое творческое становление, - считает Олег Куриленко. - Однажды в мореходку обратилась молодая актриса Астраханского драматического театра имени Кирова, она только закончила в Москве высшее театральное училище имени Щепкина и прибыла по распределению в театр, и чтобы заявить о себе, ей нужны были морячки для тогда модной агитбригады.
Мне предложили, я поговорил с ребятами, и мы были очень счастливы вырваться из училища хотя б куда-нибудь, а тем более на репетицию в театр, да еще и проявить себя в творчестве. Мы много репетировали, заняли второе место на Всесоюзном фестивале среди мореходок по художественной самодеятельности. Нам вручили именные медальки с подтверждающим удостоверением «Лауреат Всесоюзного конкурса художественной самодеятельности». Это была первая и самая значимая моя награда. Для всех нас это было большим событием, лично для меня, серьезным поворотом. Потом в училище мы создали свой вокально-инструментальный ансамбль одесситов, на праздники я стал вести концерты, так все и начиналось. И я понял, что это мое, то, что мне нравится!
К окончанию мореходки я твердо решил посвятить себя концертной деятельности, но еще не знал, каким образом. У меня, как выпускника с красным дипломом (я шел второй в распределении из 156 человек), были интересные предложения в Ленинград, Владивосток (а нужно было тогда три года отработать по распределению как молодой специалист). И как же быть?
Тогда я пообщался откровенно с начальником училища, и он мне посоветовал, если я вижу себя в другом деле, ничье место не занимать, зайти в конце распределения и взять то, что останется, так я и сделал. Да и еще разведка донесла, что в Таганроге можно «договориться» и не отрабатывать весь срок, я зашел в конце распределения, выбрал Таганрог, не стал никому ничего объяснять, и поехал на родину Чехова на судоремонтный завод. Там поработал на простой должности восемь месяцев, тихо уволился и вернулся в Одессу.
В Одессе меня познакомили с девушкой. Я женился. Свадьбу вел Михаил Бродский, известный конферансье, который и стал в дальнейшем моим творческим наставником. Это был «гуру» в своем деле.
Умел сходу написать оду для молодоженов или юбиляра, с присущей только ему элегантностью выйти из любой ситуации и, конечно же, прекрасно говорить. Он и привел меня на легендарную фирму «Свято», которая организовывала праздники.
Там работали лучшие конферансье города, прошедшие серьезный творческий отбор, меня они очень впечатлили своим уровнем конферанса, знанием своего дела. У каждого ведущего была своя «точка» (ресторан), и по договору только он на ней работал свадьбы и банкеты. Можно было заработать 400-500 рублей в месяц, для 1987 года это были приличные деньги, и притом на берегу.
Но попасть на фирму «Свято» было очень сложно, почти нереально, тем более, без определенного образования и просто с улицы. Михаил порекомендовал мне все-таки попробовать свои силы в конкурсе. Как раз нужно было добрать двух ведущих. Конкурс был 43 человека на место, мне повезло, и я прошел. Так начался мой творческий путь в Одессе. А потом Михаил уехал на ПМЖ в Лос-Анджелес, и наша связь прервалась.
Моя творческая деятельность шла вразрез с ожиданиями семейства, где во мне хотели видеть моряка. Поскольку образование было морское, я поступил на заочное отделение в Водный институт, но пообщавшись с братом, забрал выписку оценок и перевелся в институт пищевой промышленности на механический факультет после третьего курса, еще раз поменял специальность внутри института и закончил факультет «Управление и экономика предприятий».
Актерская мастерская Михаила Бродского, уроки режиссуры Виктора Рыбченко, обучение в школе лучших ведущих фирмы «Свято» - вот те слагаемые, которые помогли мне совершенствовать себя в любимом творчестве.
А образование экономиста и управленца мне поспособствовало создать в 2005 году творческое объединение «Арт-клубОК», где работают, в основном, мои ученики, замечательные и талантливые ребята. Сегодня у нас более 100 программ для различных праздников, на любой возраст, для взрослых и детей, с большим разнообразием образов, декора и музыкального оформления.
Но море никогда не забывал, - замечает Олег Куриленко. - Неслучайно поэтому в известной футбольной команде «Черное море» я был вице-президентом (смеется).
- Сегодня я живу в Фонтанке и общаюсь с морем каждый день, особенно когда гуляю со своим любимым лабрадором Дези. Дома у меня создана кают-компания с морским штурвалом, иллюминатором, «Летучим Голландцем» и самой настоящей рындой. Хотя от морской профессии я ушел в шоу-бизнес, но морю не изменил. Просто так, видимо, было определено судьбой…
Сегодня Олег - душа многих одесских праздников. В каком бы образе он не выходил на сцену: Остапом Бендером, Бубой Касторским, Костей-моряком, Нептуном или просто ведущим, он всегда обаятелен, артистичен и умеет найти подход к любому человеку и компании.
- Эта профессия дала мне огромный круг друзей в разных сферах, - делится наш собеседник. - Ты находишь общий язык со всеми, от простого рабочего человека до олигарха, ведь праздники отмечают все, нужно только понять, что кому нужно.
Опыт очень помогает, ведь за плечами большая школа. Таких сильных ведущих, как в Одессе, я не встречал ни в одном городе Украины. Артисты говорят, что если приняли в Одессе, то пройдешь везде, и это правда, у нас очень требовательный зритель. Есть и своя психология праздника. Ведущий должен быть своим, люди должны ему доверять и отдыхать на празднике, а он, как умелый дирижер, должен управлять своим оркестром. И это должно быть ненавязчиво, с хорошим качеством юмора и интересно.
У Олега разработаны 5 мюзиклов, интересные развивающие детские программы, много есть проектов в разработке. А наиболее популярными тостами ведущий называет «За семью», «За тех, кто в море», «За женщин», «За любовь», «За Одессу-маму!».
Свой опыт Олег Куриленко передает молодым ведущим, которые проходят ступеньки от детских программ к взрослым, уже в своей творческой школе. Он был ведущим от Украины на 10-м юбилейном фестивале лучших духовых оркестров мира в Санкт-Петербурге в 2005 году, вел 50-летие Одесской мореходки рыбной промышленности имени Алексея Соляника, работал по приглашению, на значимых праздниках во многих городах Украины. За тридцать лет творческой деятельности Олег разработал и провел немало интересных и незабываемых праздников. А теперь готовит встречу и пишет сценарий юбилея для родной мореходки.
- Сейчас сценарий пишется, - приоткрывает завесу приготовлений организатор. - Будет много значимых уважаемых гостей, преподавателей, выпускников, нужно каждому уделить внимание, организовать красивую торжественную встречу, сделать правильную рассадку по столикам, разработать видео и музыкальный формат праздника.
Будут яркие поздравления от артистов нашего города, планируются духовой оркестр, шоу барабанщиц, номера с участием курсантов и многое другое. И конечно, профессиональный конферанс. Праздник не простой, годовщина старейшей мореходки имени А. Маринеско!
Наш праздник!
Инна Ищук, Анатолий Венгрук,
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 8 от 28.02.2018-го