Основываясь на последних данных международного рынка контейнерных перевозок, на сегодняшний день в мире бесперебойно работают 67 судоходных контейнерных компаний. Однако более 87% мощности контейнерного флота контролируется всего десятью из них, что составляет лишь 7% от общего количества компаний.
Вверху списка находится компания Maersk Line. После приобретения компании Hamburg Süd в декабре 2017 года, Maersk перегнала своего ближайшего конкурента - компанию MSC. По оценкам, потенциал компании Maersk составляет более 21% мирового рынка (без учета каботажных линий).
Интересным является тот факт, что четыре года назад, до того, как Maersk Line и MSC сформировали 2M Alliance, начав де-факто волну консолидаций, слияний и поглощений на рынке контейнерных компаний, мощности судоходных линий были распределены более равномерно.
За последние четыре года 10 крупнейших судоходных линий увеличили свою долю на рынке с 68% до 83%. За тот же период 10 ведущих компаний увеличили свою мощность с примерно 55 млн TEU до 86,7 млн TEU ежегодно. Помимо формирования 2M Alliance, за последние 4 года произошли и многие другие слияния и объединения на рынке:
- Приобретение компанией CMA CGM судоходной линии APL в сентябре 2016 года. С тех пор французский перевозчик увеличил мощность своего флота с 1,7 млн TEU в мае 2016 года до 2,4 млн TEU в январе 2018 года, что составляет 13,7% от общего объема мировых перевозок.
- The Alliance начал свою деятельность в апреле 2017 года и стал объединением восточных и западных компаний, в которое вошли Hapag-Lloyd, K-Line, MOL, NYK и Yang Ming,.
- Ocean Alliance был сформирован в апреле 2017 года. В данный альянс объединились компании CMA-CGM, COSCO, Evergreen и OOCL.
- Maersk завершила покупку компании Hamburg-Sud в декабре 2017 года.
- Hamburg-Sud приобрела компанию CCNI в 2015 году.
- Hapag-Lloyd завершила процесс слияния с CSAV в декабре 2014 года, а в 2017 году объединилась с компанией UASC.
Как уже можно судить, тенденция консолидаций не будет сбавлять обороты. Так, Orient Overseas Container Line (OOCL) должна стать частью China Ocean Shipping Company (COSCO) в этом году. Общая доля этих двух компаний в морской торговле оценивается примерно в 12%. В апреле 2018 года контейнерные подразделения Nippon Yusen Kabushiki Kaisha (NYK), Mitsui O.S.K. Lines (MOL) и Kawasaki Kisen Kaisha (K Line) сольются, образуя совместное предприятие Ocean Network Express (ONE). По предварительным оценкам, их общая доля в контейнерном секторе составит 8,7%.
С уменьшением количества компаний, доминирующих на рынке, вполне оправданными стают вопросы: «Существует ли достаточная конкуренция? Что происходит с меньшими компаниями?» Анализ контейнерного сектора показывает, что чем больше компания, тем проще ей изменить свою линию перевозок, что приводит к большей гибкости и адаптируемости к изменяющимся условиям рынка и, в итоге, меньшие компании подвергаются все большему давлению.
На основных трех восточно-западных маршрутах на рынке доминируют три альянса, хотя и в разных масштабах. По состоянию на февраль 2018 года, на маршрутах Азия-Европа влияние линий, не входящих в альянсы, составляет лишь 1% от общей развернутой мощности, тогда как на транстихоокеанских и трансатлантических маршрутах этот процент составляет соответственно 11% и 7%.
Что касается транстихоокеанской торговли, то Ocean Alliance является доминирующим игроком с развернутой пропускной способностью 41%, затем следует The Alliance с 28%. Доля 2M Alliance в 20% составляет менее половины развертывания Ocean Alliance. Процент развертывания отдельных независимых компаний составляет 11%.
При распределенной пропускной способности 44%, 2M Alliance является крупнейшим игроком в сфере трансатлантических перевозок. The Alliance занимает второе место с долей в 31%, а на третьем месте - Ocean Alliance с 18%.
http://mtelegraph.com/