Дистанцию в 748 километров поезд преодолевает за 19 часов. За один раз состав может перевезти около 2 тыс. тонн груза, используя полную грузоподъемность 29-тонных контейнеров.
Последний день января демонстрирует совсем не зимнюю погоду. Над территорией филиала «Центр транспортного сервиса (ЦТС) «Лиски» ПАО «Укрзализныця», откуда в этот день должен отправиться в первый челночный рейс полносоставный контейнерный поезд, соединяющий Киев и контейнерный терминал «Трансинвестсервис» (ТИС) в морском порту «Южный», висят низкие дождевые тучи, но самого дождя, к счастью, прогноз погоды не обещает.
«Проходная - там», - кивает охранник на административный корпус, в ответ на робкое «Добрый день». Судя по всему, я не первый журналист сегодня. За проходной - пруд (гугл-карта подсказывает, что он имеет собственное имя - Контейнерка), в незамерзающей части которого рядом с фонтаном плавают лебедь и пара уток. Вдоль - тянутся дорога для автомобилей и железнодорожная линия, ведущие на терминал.
Первый поезд запускают и.о. главы правления ПАО «Укрзализниця» Евгений Кравцов, совладелец и генеральный директор ТИС Андрей Ставницер, госсекретарь Министерства инфраструктуры Андрей Галущак, генеральный директор Maersk-Украина Роман Колоянов, директор ЦТС «Лиски» Руслан Гусак и заместитель начальника Киевской таможни ГФС Ираклий Катамадзе. Они перерезают натянутую поперек пути красную ленту, открывая дорогу локомотиву, который вывозит в рейс 30 платформ с размещенными попарно 59 сорокафутовыми контейнерами.
Евгений Кравцов сообщает, что в контейнерах - кеговое пиво, отправляющееся на экспорт. «Это такой символический шаг - что первый поезд в контейнерах перевозит украинское «достояние» и переработанный продукт», - шутит он.
Контейнерный поезд по маршруту Киев (станция «Лиски») - ТИС (станция «Черноморская») запущен совместно с крупнейшим контейнерным оператором Maersk Line. Партнеры проекта - ЦТС «Лиски» и ПАТ «Укрзализныця». Как сообщает гендиректор ТИС Андрей Ставницер, планируется, что новый контейнерный поезд будет перевозить около 500 контейнеров ежемесячно. Поезд будет отправляться в еженедельном режиме для обеспечения комплексного сервиса по доставке грузов в контейнерах непосредственно к получателю по схеме «от двери к двери» в рамках глобальной системы доставки грузов компании Maersk.
Расстояние 748 километров поезд должен преодолеть за 19 часов. Это намного быстрее и эффективнее обычных поставок по железной дороге и автотранспортом, поскольку перевозка грузов прямыми контейнерными поездами гарантирует отсутствие проведения маневровых операций в пути следования и соблюдение графика движения независимо от погодных условий. За один раз состав может перевезти около 2 тыс. тонн груза, используя полную грузоподъемность 29-тонных контейнеров, тогда как для автодорог максимальная нагрузка ограничена 24 тоннами. Новый поезд уберет с автомобильных дорог Украины около 12 тыс. грузовиков. Это значит, что трассы будут гораздо меньше разрушаться, а грузовладельцы будут избавлены от проблем с погодными условиями и человеческим фактором, актуальных для перевозок автомобилями.
Ставницер сетует, что на сегодняшний день только 1% всех грузов, которые перевозятся по Украине железнодорожным транспортом, едет в контейнерах. «Это катастрофически низкий показатель, европейские порты в среднем обрабатывают до 60% контейнеров по железной дороге. Поэтому у нас с вами есть огромный потенциал для развития», - подчеркивает он.
Для ТИС это уже второй контейнерный поезд в сотрудничестве с Maersk. В сентябре 2017 года был запущен еженедельный круговой маршрут между контейнерным терминалом ТИС и Днепровским речным портом. По словам организаторов проекта, прокладка аналогичного маршрута в Киев создает «железнодорожный треугольник» между Киевом, Днипром и Одессой.
По проекту, ТИС как главный агент Maersk Line осуществляет доставку контейнеров по всему миру морскими судами до порта «Южный» и комплекс операций по обработке контейнеров в порту (снятие с борта судна, документальное оформление контейнеров, погрузка на фитинговые платформы). Следующие операции транспортной цепи осуществляет филиал «ЦТС «Лиски» ПАО «Укрзализныця»: перевозки в составе контейнерного поезда по маршруту ст. Черноморская (ТИС) порт «Южный» - ст. Киев-Лиски - ст. Черноморская (ТИС) порт «Южный» и терминальную обработку контейнеров на терминале станции Киев - Лиски. Поскольку новый поезд запущен в сотрудничестве с Maersk, клиенты будут получать перевозку от Maersk полностью, не только в морской части, как было ранее. Таким образом, таможенное оформление будет существенно упрощено, что также очень важно для клиентов поезда.
Генеральный директор генеральный директор Maersk-Украина Роман Колоянов отмечает, что нынешний проект удалось реализовать всего за три месяца, и для его компании это было приятным открытием. «Это свидетельствует о перспективности этого направления и мы надеемся на успешное сотрудничество. Я думаю, что этот поезд будет востребован в оба конца, потому что Киев является очень крупным центром как потребления товаров, так и экспорта товаров. Поэтому, я думаю, нас ждет успех в этом начинании», - подчеркивает он.
По словам Колоянова, запуск прямого контейнерного поезда между портом «Южный» и Киевом является решением для уже существующих грузов. «Данное решение позволяет более быстро и эффективно перемещать контейнеры из порта непосредственно потребителю. В данном случае это Киев и Киевская область. Это не является поездом, который увеличит экспортно-импортные грузопотоки, потому что они зависят от потребления и от того бизнес-климата, который создан в стране для производства этих товаров. Этот поезд курсирует между ТИС и Киевом. На сегодняшний день на терминале ТИС присутствует только одна линия - Maersk, соответственно, если когда-то появятся другие контейнерные операторы - этот поезд открыт для использования», - отмечает он. «Maersk - в приоритете. Но любые контейнеры могут попадать к нам», - дополняет его слова Ставницер.
По словам и.о. председателя правления ПАО «Укрзализныця» Евгения Кравцова, сотрудничество с Maersk Line позволяет не только усовершенствовать логистику и улучшить сервис для клиентов, но и расширяет возможности «Укрзализныци». «Проект будет способствовать развитию партнерских отношений, обеспечивать охрану грузов, уменьшит срок их доставки», - подчеркивает он. Кравцов отмечает, что ранее контейнеры доставляли из порта «Южный» разные экспедиторы, теперь будет курсировать контейнерный поезд с регулярными рейсами, а грузы будут доставляться клиентам в удобное для них время суток со станции Киев - Лиски.
Директор филиала «ЦТС «Лиски» ПАО «Укрзализныця» Руслан Гусак отмечает, что на станции Киев - Лиски можно получить весь спектр транспортно-экспедиторских и терминальных услуг, включая организацию таможенного оформления и размещение товаров в складах временного хранения и таможенных складах. По его словам, ЦТС «Лиски» имеет в своем распоряжении площадки для хранения порожних контейнеров в ожидании погрузки и собственное ремонтное контейнерное депо для проведения полного капитального и текущего ремонта. Сейчас рассматривается вопрос о создании на территории станции оборотного депо для контейнеров собственности компании Maersk, которым необходимо дополнительное время нахождения в ожидании выгрузки и загрузки в обратном направлении.
https://ports.com.ua