Пароходство Фальц-Фейн

Jan 27, 2018 07:09



Это был редкий, если не единичный, случай, когда морским пароходством владела и управляла женщина - Софья Богдановна Фальц-Фейн. Более того, хозяйка богатейшей империи Фальц-Фейнов, пожалуй, единственная в царской империи имела свой собственный морской порт. Все, кто ее знал, могли сказать о ней как о рачительной, прогрессивной и щедрой хозяйке крупного семейного предприятия в Херсонской губернии.


Судьба Софьи Богдановны заслуживает отдельного большого повествования. Волей случая 17-летняя дочь екатеринославского немца-колониста Богдана Кнауфа вышла замуж за наследника богатейшего на юге Украины «короля овцеводства», Эдуарда Фальц-Фейна. Дело основал и поставил на ноги еще его дед Иоганн Фейн, начавший разводить овец в нашем крае и торговать продукцией овцеводства через Одесский порт. Несмотря на то, что со стороны родителей жениха это был брак по расчету, Софья Богдановна Фальц-Фейн добросовестно исполняла роль жены и родила шесть сыновей и одну дочь. Когда в 1883 году Эдуард неожиданно скончался в возрасте 44-х лет, Софья вышла замуж за его брата Густава, которого любила все годы жизни с Эдуардом. Но их счастливый семейный союз просуществовал всего семь лет. После кончины Густава Фальц-Фейна вдове пришлось взять на себя все заботы по управлению экономикой империи, доставшейся ей после умерших мужей.

Софья Богдановна Фальц-Фейн
Вместо того чтобы отдать крупные финансовые средства в банки и спокойно жить на проценты, рачительная хозяйка распорядилась иначе. В годы последнего десятилетия XIX века произошел большой спад в промышленном овцеводстве. Избежать банкротства Софье Богдановне помогло то, что она решилась на смелый шаг уменьшения поголовья овечьих стад, которые «тучами» покрывали южные степи ее владений. Освободившиеся финансы она умело вкладывала в развитие птицеводства. Предприимчивая вдова основала кондитерскую фабрику в Дофино, в столице своих владений Преображенке открыла винное производство. Уверенная в успехе своих предприятий, Софья Фальц-Фейн учредила в Одессе крупную фабрику мясных и рыбных консервов. Маленькие жестяные коробочки с эмблемой «золотой рыбки на велосипеде» и вкусной рыбной и мясной продукцией внутри знали не только в империи, но и по всему миру.

Хозяйка десятка богатых помещичьих имений понимала, что ее многочисленные предприятия только тогда смогут успешно развиваться, когда будет налажен хороший транспортный коридор для отправки производимой здесь продукции на внешние рынки сбыта. Софья Богдановна Фальц-Фейн задумала самостоятельно устроить свой морской порт. Ее выбор пал на Каркинитский залив, в котором уже имелось несколько пристаней: Чурюм, Бакаль, Сары-Булат и Скадовск.


В 1897 году Софья Богдановна основала поселок Хорлы и устроила у берега пристань на козлах, которую предполагалось убирать на зиму. Однако оказалось, что зимние морозы не страшны водам залива, и порт в холодное время не замерзает. Это побудило владелицу порта переделать причальную стенку на постоянные деревянные сваи. В Хорлах не было ни храма, ни бульвара с играющим по вечерам оркестром. Здесь располагались хлебные амбары, здание администрации и конторы промышленников, завод устриц, почта с телеграфом, таможенный пост, карантинный пункт, кордон для пограничной стражи, гостиницы, бесплатная школа для детей и торговые лавки.

В 1903 году в порту уже могли одновременно швартоваться до шести пароходов. Большей частью это были собственные суда пароходства, основанного Софьей Фальц-Фейн и носившего имя хозяйки, - пароходство «София». К 1904 году Хорлы стал играть ведущую роль в вывозной торговле среди портов Каркинитского залива. На то время Скадовск отгружал 2-3 млн пудов зерна, а в Хорлах вывоз достиг 6 млн пудов.



В 1905 году С.Б. Фальц-Фейн приобрела в Ревеле комфортабельный грузопассажирский пароход, который был назван в честь хозяйки - «София». Судно выполняло почтово-товаро-пассажирские рейсы между Одессой и Хорлами, иногда с заходом в Скадовск и Ак-Мечеть. Позже пароход стал также ходить и в Николаев.



Агентство пароходства «София» в Одессе находилось на Военном молу, здесь же, в южной его части (место №4), швартовались суда С.Б. Фальц-Фейн. В 1910 году администрация Одесского порта выдала разрешение «…пароходовладелице Фальц-Фейн устроить для нужд пароходства «София» каменный пакгауз на Военном молу во втором пролете, считая от головы мола. Поставить условием сохранение за пароходством в преимущественное пользование места №4 у причала Военного мола».

В 1907 году пароходство пополнилось еще одним судном. После пожара и полученных повреждений в акватории Одесского порта долгое время стоял остов парохода «Великая княгиня Ольга», готовый пойти на металл. Софья Богдановна дала судну вторую жизнь. В Одессе его переделали в большую морскую баржу, ставшую самой крупной из подобных плавсредств на Черном море. При длине 79 м, ширине 10 м и осадке 4,2 м грузоподъемность баржи составила 1.500 тонн. Своим невероятным проектом Софья Фальц-Фейн удивила многих. Тем не менее, баржа успешно эксплуатировалась с тем же именем на борту вплоть до октября 1915 года. С началом первой мировой войны Морское ведомство забрало ее по военно-судовой повинности, вернув хозяйке лишь в 1918 году.



Еще один буксирный пароход был приобретен в Швеции в 1911 году. Для приемки судна была сформирована команда из 14 человек, выходцев из различных украинских губерний: капитан дальнего плавания Михаил Леппик, второй помощник - штурман Никита Лабода, старший механик - механик 2 разряда Федор Мишинский, 2-й механик - крестьянин Херсонской губернии Роман Коваленко, боцман - крестьянин той же губернии Михаил Вовк, три матроса, четыре кочегара, повар и лакей. По прибытии в Хорлы пароход был назван в честь дочери С.Б. Фальц-Фейн - «Лидия».

Конец экономической империи Фальц-Фейнов наступил с приходом большевиков. Софья Богдановна не захотела покидать родину вместе со своими детьми, за что поплатилась своей жизнью. В 1919 году 84-летняя владелица Хорлов была безжалостно убита в своем доме, но благодарные жители тайком похоронили хозяйку на кладбище в Хорлах.



Автор статьи: Михальченко Виктор,
Electrician Engineer, директор музея
«Христианская Одесса»
http://seafarers.com.ua

Судовладельцы

Previous post Next post
Up