Директор ГП «Паллада» Валерий Маломан в интервью «Портам Украины» рассказывает о перспективах рынка судостроения, конкурентах и достижениях.
Украинские судостроительные заводы уже давно ищут возможности заработать не только за счет основного вида деятельности. Это вполне закономерно: мощности недогружены, в среднем по ринку это не более 40%. Так что приходится брать заказы по изготовлению грейферов, секций мостов, компонентов для ветрогенераторов...
И, конечно же, переваливать грузы. Херсонский завод «Паллада», скажем, в качестве стивидора попробовал себя еще 16 лет назад. И в прошлом году вышел на 1,2 млн тонн, что вывело предприятие в топ-25 крупнейших стививидоров страны. Директор ГП «Паллада» Валерий Маломан в интервью «Портам Украины» рассказывает о перспективах рынка судостроения, конкурентах и достижениях.
- «Паллада» специализируется на строительстве плавдоков. Насколько востребованы плавдоки, можно ли оценить объем рынка?
- Компаний, которые специализируются непосредственно на строительстве доков, в мире всего несколько. Но строят их не только такие судостроительные заводы. В то же время, нужно сказать, что в мире строится много доков из металла. Возможно, мы даже единственные, кто строит доки из железобетона.
Такое строительство занимает больше времени, ведь заготовленным секциям нужно время на то, чтобы окончательно затвердеть.
Но металлические доки не такие долговечные. Более того, их время от времени нужно самих ставить в док на осмотр. Железобетонным докам это не нужно, так что обслуживание становится дешевле. Другое дело, что клиенту может понадобиться док в более сжатые сроки, тогда он закажет металлический.
- Кто ваши основные конкуренты в таком спецефическом сегменте?
Металлические доки в Черном море строит, например, Турция. Но основной наш конкурент - КНР, так как стоимость доставки наших доков в дальневосточный регион значительно снижает ее конкурентоспособность по сравнению с доками местных производителей.
- За последние годы складывалось по-разному, и был даже перерыв в несколько лет, но вот в прошлом году вы
сдали док африканскому заказчику, а в этом - уже
кипрскому (в ноябре в кипрский порт Лимасол отправился плавучий док Ereneos). Что же стало переломным для предприятия?
- Даже в самые трудные времена мы не прекращали работу и вкладывали все доступные оборотные средства в строительство проекта. Перед подписанием контракта с южно-африканским заказчиком готовность проекта (плавучего дока) составляла приблизительно 60% (он строился для другого заказчика, который в конце концов вынужден был отказаться - ред.). А контракт с Кипрской компанией заключался на момент окончания строительства дока для ЮАР. Так что предприятие имело возможность продемонстрировать заказчику не только «живой» продукт, но и работоспособность самого предприятия.
- А насколько успехам поспособствовало то, что предприятие стало входить в структуру «Укроборонпрома»?
- То что мы входим в состав ГК «Укроборонпром», значительно повышает имидж предприятия, а также является свидетельством надежности предприятия - не только как бизнес партнера, но и значительно упрощает привлечения финансирования для строительства путем получения кредитных средств. Кроме того постоянное участие ГК «Укроборонпром» в международных выставках расширяет круг потенциальных заказчиков.
- Украинские судостроители нередко называют причиной того, что нет заказов на строительство флота, боевые действия на востоке. Ваших заказчиков это не останавливает. В чем разница?
- Мы работаем на тех же условиях, что и остальные предприятия. Боевые действия на востоке нашей страны действительно мешает получению новых заказов, особенно, что касается Каспийского бассейна (Казахстан, Азербайджан, Туркменистан). Несмотря на заинтересованность судоремонтных предприятий этого региона нашей продукцией, риски связанные с транспортировкой через территорию «недружественного» государства приводят к отсутствию заказов.
- В СМИ была информация, что преждний заказчик, которому в процессе строительства заплатил только 20-процентный аванс. Рассчитался? И правда ли, что «Паллада» практиковала строительства дока не под конкретного клиента, с рассчетом на то, маркетологи найдут заказчика?
- Да, южно-африканский заказчик рассчитался с предприятием, не нарушая условий контракта, в полном объеме и своевременно. Данный проект дока - серийный, его проектная грузоподъемность составляет 8 500 тонн. Таким образом, предприятие действительно имеет возможность начинать строительство не под конкретного заказчика.
- Кто разрабатывает новые проекты?
- Вот уже почти два года, как на нашем предприятии создано собственное проектно-конструкторское бюро (ПКБ ПАЛЛАДА). Мы стали менее зависимыми с точки зрения прав интеллектуальной собственности (ранее «Паллада» работала с центральным конструкторским бюро «Изумруд»). И наш последний заказ, для Кипрской компании, был полностью спроектирован и построен по проекту нашего ПКБ. Мы постоянно внедряем новые технологии в строительство наших доков. Используем «присадки» для того, чтобы сделать бетон более надежным.
А вообще, в этом проекте много чего нового. Например, клапанные задвижки. Раньше была механика, сейчас - гидравлика, которую специально под этот проект подрядчик разработал. Балластная система плавдока управляется компьютером, это програмное обеспечение николаевцев, группы компаний «Amico». Так что управление всеми операциями погружения и всплытия полностью автоматизировано.
Интересно, что мы впервые проходили освидетельствование не под наблюдением Российского морского регистра судоходства, а под наблюдением Американского Бюро Судоходства (ABS). И это первый железобетонный док, который они освидетельствовали. Американцем пришлось новые нормативы прописывать.
- Нам рассказывали, что вы сконструировали железобетонные сухогрузные баржи-площадоки для работы на реке. В ГП «Херсонский морской торговый порт»
говорили, что в подобных конструкциях временно хранить зерно даже лучше, чем в трюме судна. Расскажите о проекте подробнее.
- Да, действительно, такой проект был разработан нашим ПКБ. И возможно он в скором будущем будет реализован. Сейчас ведутся переговоры с потенциальным заказчиком. Но пока не будем забегать наперед, подробнее расскажем уже после реализации проекта. Мы готовы строить плавучие причалы, которые можно использовать при загрузке. Есть проект рейдовой площадки с краном и с трюмами. Для нас это перспективный рынок.
- Помимо судостроения, «Паллада» занимается еще и перевалкой грузов. Как давно вы в роли стивидора? Какие объемы перевалки и какая основная номенклатура грузов?
- Как стивидор наше предприятие работает с 2001 года. За прошлый год было перегружено около 1,2 млн тонн грузов. В основном перегружаем зерно, лесоматериалы, удобрения, строительные материалы. На судна древесину и бигбеги с гипсом. Предоставляем площадку для перегрузки зерна с меньших барж на суда. Используется грейфер, специализированного оборудования у нас нет, да и глубины небольшие: возле одного причала глубина шесть метров, еще возле двух - до пяти, это ведь достроечные набережные по своему предназначению.
Кроме того, у нас бывают негабаритные грузы. Например, в этом году у нас перегружали реакторы для Мозырского НПЗ. Такой реактор имеет массу около 150 тонн. Он длиной почти 21 м, более пяти метров высота и ширина. Здесь их поставили на баржи-площадки Белорусского речного пароходства.
http://ports.com.ua