НОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ПАРОМНЫМ ПЕРЕВОЗКАМ МЕЖДУ БОЛГАРИЕЙ И УКРАИНОЙ

Nov 22, 2017 21:28



НОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ПАРОМНЫМ ПЕРЕВОЗКАМ МЕЖДУ БОЛГАРИЕЙ И УКРАИНОЙ - требование времени или создание льготных условий для болгарской стороны?     
В начале ноября Министерство инфраструктуры и Администрация морских портов Украины наконец-то навели порядок с оплатой портовых сборов болгарскими паромами при осуществлении ими рейсов на направлении перевозок между Украиной и Грузией.  Кто не в курсе, напомню вкратце суть вопроса.
  Болгарские железнодорожные паромы, являясь и по факту и по классификационным документам грузовыми судами, осуществляли перевозки автомашин с водителями и оплачивали портовые сборы в порту Черноморск по льготным ставкам, предусмотренным для пассажирских паромов.  Это стало возможным благодаря двум обстоятельствам -  уникальному «Сертификату об изъятии», выданному Болгарским регистром, которым водители грузовиков возводились в ранг лиц, работа которых связана с деятельностью судна.  И особо благожелательному отношению со стороны администрации порта Черноморск, не только закрывавшей глаза на явную абсурдность данного Сертификата, но и посчитавшей его достаточным основанием для начисления болгарским грузовым паромам портовых сборов по ставкам для пассажирских судов. В результате, ежегодно болгарские паромы недоплачивали портовых сборов на сумму более 1.5 млн долларов США, но при этом получали в украинском порту (естественно, без уплаты в Украине каких-либо налогов) многомиллионные доходы от перевозки грузовых машин с водителями.

Наверное, эта схема, выгодная для иностранного перевозчика (а, возможно, и для кармана кого-то из украинских чиновников) тихо продолжалась бы и сейчас, но проверка хозяйственной деятельности прошлой администрации порта Черноморск, инициированная Мининфраструктуры  совершенно по другому поводу, наряду с прочими нарушениями, вскрыла и факт неправомерного отнесения болгарских паромов к группе «пассажирских» и существенной недоплаты портовых сборов (более 3 миллионов долларов США только за 2015-2017 года).

Не знаю, были ли по итогам проверки выставлены требования к болгарскому перевозчику доплатить хотя бы за эти последние годы (Министерство и АМПУ об этом не сообщают), но фактом является требование к болгарской стороне производить текущую оплату портовых сборов в полном объеме. Причем этот факт получил широкую огласку благодаря шумихе, которая была сразу же поднята в прессе лоббистами болгарского пароходства. Была привлечена «тяжелая артиллерия» в лице болгарского Министерства транспорта и коммуникаций и Посольства Болгарии в Украине.

В ход пошли заявления с угрозами, что действия Министерства инфраструктуры «могут привести не только к прекращению морского сообщения между портами Украины и Болгарии (которое уже давно фактически не существует - прим. автора), но и причинить вред развитию международных транспортных коридоров».  А болгарские паромы даже демонстративно постояли пару дней в загруженном состоянии у причалов порта Черноморск, требуя немедленного решения вопроса с льготной оплатой портовых сборов. К чести наших чиновников, не привыкших отвечать «нет» завышенным требованиям европейских «партнеров», в данном случае была проявлена завидная выдержка и болгарский паром был оформлен в рейс только после оплаты текущих портов сборов в полном объеме.

Хотя, возможно, причины такой выдержки кроются в отсутствии чиновника-«камикадзе», готового письменно (подставив себя под неизбежное антикоррупционное расследование с уголовными последствиями) дать указание администрации порта Черноморск отправить болгарский паром без внесения соответствующих платежей.

Однако, не получив желаемые льготы «с наскока», болгарская сторона приступила к «длительной осаде».  Как сообщило МИУ, 17 ноября «состоялась встреча заместителя Министра Юрия Лавренюка с заместителем министра транспорта, информационных технологий и связи Республики Болгария господином Велик Занчевым».

На встрече стороны обсудили классификацию болгарских паромов при начислении портовых сборов и проект нового Соглашения про организацию международного прямого грузового железнодорожно-паромного соглашения между Украиной и Республикой Болгария.  И Министерство инфраструктуры выступило с предложением «убрать устаревшую систему категорийности паромов, сравнять категории «А» и «Б», установив единый фиксированный сбор.   А после подписания двустороннего Соглашения Юрий Лавренюк, для привлечения других перевозчиков, предложил рассмотреть возможность предоставить дополнительную скидку к портовым сборам в размере в 60%.

Если бы я прочитал эту новость не на сайте Министерства, а на каком-нибудь стороннем ресурсе, я бы посчитал это небрежной перепечаткой с искаженным смыслом из других источников. Но прямое заявление на сайте Министерства, к сожалению, наглядно показывает, насколько непрофессиональны сегодняшние руководители отрасли и как легко сторонним «лоббистам», используя этот непрофессионализм, добиваться преимуществ в ущерб общеотраслевым интересам.  Для чего, кроме неоправданного изменения классификации старых грузовых болгарских паромов с группы А в группу Б и предоставления им льгот по портовым сборам, разрабатывать новое международное Соглашение, если за весь 2017 год в паромном сообщении между Украиной и Болгарией был перевезен только 1 (!) груженый вагон? И причина отсутствия грузопотока на этом направлении кроется не в устаревших положениях действующих Соглашений, а в многократном падении объемов торговли и отсутствии в текущих экономических реалиях целесообразности прямого морского паромного сообщения с Болгарией. Ведь после вступления Болгарии и Румынии в ЕС существует возможность беспрепятственной и более дешевой перевозки сухопутным маршрутом.

Если же глобально подходить к вопросам привлечения к паромному рынку новых перевозчиков, то надо не плодить новые двусторонние соглашения с какими-то особыми условиями для болгарских паромов, а максимально дерегулировать этот рынок, создав одинаково благоприятные и равные рыночные условия для любого перевозчика.

Разве существуют сегодня межправительственные соглашения, например, между Францией и Великобританией по эксплуатации паромной переправы через Ла-Манш? Или по переправам между Данией и Швецией? Или между Грецией и Италией?  А ведь на этих маршрутах работают международные судоходные компании с самым современным паромным флотом, который ежегодно перевозит миллионы единиц накатной техники и пассажиров.   И осуществляют эти перевозки не по каким-то специально придуманным двусторонним правилам, а следуя общепринятым нормам международного права и выполняя требования международных Конвенций в области торгового мореплавания.

Так может и нашему инфраструктурному ведомству, вместо новых соглашений с особыми условиями под избранных перевозчиков, просто денонсировать ограничивающие рынок старые соглашения и, как принято в цивилизованном мире, руководствоваться международными Конвенциями, контролируя соответствие флота этим конвенциям. А коммерческие условия работы паромных линий должны регулироваться хозяйственными договорами между судоходными компаниями, портами, железными дорогами и грузовладельцами.  Тогда будет у нас и конкурентная борьба, и качественные услуги и перевозчики с современным паромным флотом.

А дополнительные скидки к портовым сборам, безусловно, нужны, но предоставляться они должны не отдельным линиям или избранным компаниям, а любому линейному судовладельцу, чьи линии зарегистрированы, а суда регулярно выполняют судозаходы в украинские порты. Размер этих скидок может зависеть от количества судозаходов, стимулируя перевозчиков к увеличению количества рейсов, открытию новых линий и увеличению рейсов на уже работающих направлениях.

Хотелось бы верить, что разум и самоуважение не позволят нашему Министерству инфраструктуры пойти на поводу у болгарской стороны и подмахнуть «соглашение», преследующее частные интересы болгарского пароходства и препятствующее приходу на паромный рынок Украины международных компаний с современным паромным флотом.

Анатолий ВЕНГРУК,
                                     главный редактор газеты «Моряк Украины»

Венгрук Анатолий, Мининфраструктуры, АМПУ, Паромы

Previous post Next post
Up