Владимир Высоцкий на съемках фильма «Опасные гастроли»

Jan 26, 2017 09:00



«Опасные гастроли» посмотрели 37 миллионов человек. Фильм стал самым кассовым в истории Одесской киностудии и признанной классикой авантюрной комедии.
«Охота на волков»
На кинопробах «Опасных гастролей», за два месяца до начала съемок, в октябре 1968-го, режиссер фильма Юнгвальд-Хилькевич упросил Высоцкого спеть песню «Охота на волков», а звукотехник Георгий Заволока записал ее. Володя пел очень азартно, но говорили, что в конце исполнения на пленке явно слышится звук падающей гитары.
После записи по студии тут же пошел разговор, что записана новая потрясающая, очень острая песня.
Рассказывали также, что на следующее утро Высоцкий появляется на студии и сразу в звукоцех, к Заволоке, с просьбой: «Ребята, я вас умоляю, сотрите эту песню, у меня неприятности могут быть большие. Меня из-за нее КГБ затаскало». Володю на студии очень уважали, и в ответ: «Володя, какие разговоры, конечно, сотрем».
Но легенда про запись «Волков» гуляла еще долго, и, когда я работал в картине «Опасные гастроли» ассистентом звукооператора, поинтересовался у Жоры Заволоки:
- Жора, тебя Володя просил стереть песню?
- Да.
- Ну, и ты ее стер?
- Нет, конечно!
- Дай переписать. Только у меня будет.
- Не дам.
И пришлось мне самому вычислять, где находится запись песни. Нелегально прослушав массу пленок, лежавших в тонвагене (автопередвижка со звукозаписывающей аппаратурой) я в итоге обнаружил эту уникальную бобину. Там и вправду в конце записи слышен звук падающей гитары.
А потом, уже весной 69-го, в перерыве между съемками эпизода с кордебалетом «И роза-гимназистка...» мы, звуковики, дали в павильон для присутствовавших запись «Волков».
Вижу, звукотехник кордебалета из Московского мюзик-холла стоит с микрофоном у динамика. Я к Хилькевичу: «Смотри, „Волков“ записывают». А Хилькевич: «Пускай, их уже весь Ташкент слушает». (Он был родом из Ташкента).

Пушкин XX века…
Хилькевич с самого начала в роли Бенгальского хотел снимать только Высоцкого. Но в те времена мнение режиссера не было решающим. Существовал худсовет, пробы актеров и их утверждение на роль. Кроме того, «киношное» начальство Высоцкого особо не жаловало. И вот, чтобы именно Высоцкий прошел на главную роль, некоторые актеры пробовались ради проформы, тем более что за это платили нормальные деньги. Претенденты на роль тоже должны были играть на гитаре и петь, но все они из уважения к Володе специально работали в полсилы.
Помнится, как-то после очередных таких кинопроб, на которых режиссер не был, заходит он к нам в аппаратную и просит включить только что записанную песню очередного кандидата. Послушал, заплакал и сказал: «Ну разве можно это сравнить с Высоцким. Высоцкий - это же Пушкин ХХ века!».
На съемочной площадке мнение Высоцкого было непререкаемым. В группе посмеивались, что Хилькевич любит Высоцкого больше собственной жены. К примеру, идут съемки, а Высоцкому не нравится дробление эпизода: «Что мы снимаем какую-то мельтешню?». Хилькевич: «Все. Стоп. Снимаем длинными планами».
Помню, как-то в 3-4 утра студийный автобус развозил нас по домам с ночной смены. И Хилькевич, очень похоже на Высоцкого, вдруг запел:
«В сон мне желтые огни…». Я ему тут же вопрос: «Жора, а та запись, что у нас ходит по студии, это Высоцкий или ты?». Он засмеялся и сказал: «Я». А мы понять не могли - то ли Высоцкий, то ли нет, очень похоже. Оказывается, пел Хилькевич!

Автограф для Лены
Случай, характерный для Высоцкого, был на съемках эпизода «Прием у губернатора» в роскошном интерьере Одесского дома ученых. В толпе, пока снимали сцены на улице, была одна поклонница Высоцкого. Она следила за всем, а когда перешли в интерьер, буквально взмолилась, чтобы ее пустили внутрь. Посадили ее на операторские кофры. Снималась известная сцена фильма, где Высоцкий поет: «Дамы, господа, других не вижу здесь. Блеск, изыски общества прелестны. Сотворит Господь хоть пятьдесят Одесс - все равно в Одессе будет тесно…».
В перерыве между дублями девушка захотела автограф. Хилькевич протягивает Высоцкому блокнот, показывает на девушку. Володя подымает голову: «Как тебя зовут?». Она в ответ: «Лена». Он написал: «Леночка, будь счастлива. Владимир Высоцкий».

Без каскадеров и дублеров
Высоцкий в «Опасных гастролях» не прибегал к помощи каскадеров или дублеров. Все всегда делал сам. Это хотя бы сумасшедшие скачки с погонями на лошадях или его пробежки по крыше, когда он спасается от начальника полиции города. Или его прыжок в пролетку с балкона. Никто никогда об этом почему-то не говорил.


Этот дом с балконом находится на пересечении переулка Сабанеев мост и улицы Гоголя. Никакой лесенки, которая сейчас около дома, в конце 60-х, естественно, не было. Именно с этого крайнего балкона Володя и прыгал в стоящую внизу пролетку. Метра четыре-пять - не меньше. Помню, подогнали пролетку с лошадью. Володя на балконе. Высоко, аж дух захватывает на него смотреть! И мы оценили его прыжок. Тем более что дублей было несколько.
К сожалению, при монтаже Юнгвальд-Хилькевич подрезал конец кадра. В фильме осталось: Володя на балконе, затем начало прыжка, перебивка, и Высоцкий опускается в пролетку. А сам полет был вырезан. В итоге - ничего особенного. В погоне за ритмом монтажа была утеряна интересная деталь.

Как избили Борислава Брондукова
Полюбился съемочной группе за кроткий характер и простоту в общении. Возможно, из-за этих качеств и своего терпения он и пострадал на «Опасных гастролях».


Снимался эпизод, когда революционеры-подпольщики собирались вынести листовки со склада театрального имущества. Сторож Антип, которого играл Брондуков, хоть и пришел из трактира навеселе, но заметил неладное и попытался остановить подпольщиков, наставив на них ружье. Но подпольщики, натянув ему шляпу на глаза, общими усилиями затолкали его в подвал, откуда они и выносили пачки с прокламациями.
Снимали этот эпизод во дворе тогдашнего Жовтневого райисполкома, прямо напротив Дома ученых. Кроме Высоцкого и Брондукова в сцене были заняты Георгий Юматов, Николай Федорцов и еще один актер, игравший подпольщика.

Итак, снимается первый дубль: сторожу натягивают на глаза шляпу, Юматов, выскакивающий из подвала, хватает ружье, дергает его вниз вместе со сторожем, и общими усилиями сторож нейтрализован. Затем снимается второй дубль, третий. Актеры-подпольщики, что называется, вошли в раж, увлекшись борьбой и запихиванием сторожа в подвал. И вот после очередного дубля режиссер дает команду «стоп», а из подвала, чуть не плача, с разбитым носом и лицом со словами: «Ну что же вы, мужики, делаете!» буквально выползает Брондуков.

Скорее всего, именно этот дубль вошел в картину. Это видно по взгляду убегавшего подпольщика (Н. Федорцов). Выскочив из подвала и повернувшись, он на мгновение останавливается, видно, заметил кровь на лице Брондукова, потом, махнув рукой, мол, что поделаешь, убегает. И только после того, как выключилась камера, из подвала появился Брондуков. Всерьез, хотя и невзначай побитый он мужественно сидел в подвале, пока не остановилась камера.

Марина Влади


Марина Влади и Анатолий Борисов
Марина приезжала в Одессу во время съемок «Опасных гастролей», когда их роман с Володей только начинался. Первый раз - в марте 1969-го, в дубленке такой необычной. Снимался эпизод у памятника Пушкину, где Высоцкий читал: «Товарищ верь, взойдет она...». Студено было на улице, и я прятался от холода в тонвагене, где и было мое рабочее место. Марина с Володей тоже сидели у нас, обнимались за перегородочкой. Ну, прямо как юные влюбленные.
В тот день у многих «случайно» оказались с собой фотоаппараты. Ведь тогда Марина Влади была кинозвездой мировой величины.
А потом к ней как-то быстро привыкли. Она стала часто бывать у нас на съемочной площадке. Несмотря на свой статус суперзвезды, одевалась неброско, в простой такой шерстяной кофточке, в юбочке - и никакого грима. Вела себя очень скромно, сидела в стороне, смотрела, как идут съемки. Была очень контактным человеком.



Съемочная группа «Опасных гастролей» с Мариной Влади. В центре режиссер фильма Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Анатолий Борисов третий справа.

Перевоплощение


Снимали как-то сцены, где Высоцкий переодевается в нищего. Поздним вечером около операторского цеха еще до начала работы собралась часть съемочной группы: Георгий Юматов и, по-моему, Владимир Шубарин. Вдруг появляется грязный, замызганный нищий. В минуту оцепенения все подумали: что он здесь делает, как прошел. Сразу Высоцкого никто не узнал. Он нашел какие-то очень точные детали нового образа. Когда догадались, что это Высоцкий, Юматов, чтобы как-то оправдать общий просчет, произнес фразу своего киногероя: «Ну, в Петербурге ты явишься в костюме турецкого султана». Или что-то в этом роде.
Продолжение эпизода с нищим снималось уже на старой студийной проходной. Сейчас она закрыта. В этой уличной сцене Володя подходил к филеру и просил: «Ну подай мне копеечку. Ну хоть одну копеечку. Я тебя очень прошу: ну одну копеечку». Все это он обыгрывал на самые разные лады, разными голосами, кривляясь, дергая филера за пиджак.
Очень жаль, что в фильм вошли лишь какие-то маленькие кусочки из сыгранного Володей в тот вечер.



На съемках эпизода «Пикник» - в центре режиссер Юнгвальд-Хилькевич и Анатолий Борисов.

«Святая Елена»
Кстати, «Опасные гастроли» был первым фильмом Одесской киностудии, где появился всем теперь известный фирменный знак - кораблик как символ студии, созданный в честь ее полувекового юбилея.

Заключительный эпизод «Пожар на складе» снимали, где Высоцкий дерется с Копеляном. Оба они гибнут, а театральный склад сгорает от брошенной в драке керосиновой лампы. Это были ночные съемки во дворе студии, прямо над обрывом. А уже ранним утром появилась Марина Влади. Она стояла рядом с Володей, и оба они были необыкновенно красивые, внутренне какие-то приподнятые. Может, так казалось после бессонной ночи. Он был одет в фиолетовую водолазку (очень модную в то время), на которой были прикреплены медалька и значок Одесской киностудии, изготовленные к ее юбилею.

Еще о том последнем съемочном дне. Уже прозвучали традиционные слова режиссера: «Спасибо всем», как вдруг в предрассветном, еще закрытом легким туманом море Высоцкий увидел кораблик местного яхт-клуба «Экватор». Поднимается солнце - и силуэт судна у кромки воды. Володя закричал: «Глядите, «Святая Елена» причалила!» В сценарии были такие слова, но к другой сцене. Хилькевич командует оператору Федору Сильченко снять и этот кадр. Так благодаря Высоцкому родился финал фильма, которого в сценарии не было.

Анатолий Борисов, бывший работник Одесской киностудии
Фото из архива автора
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 3 от 25.01.2017-ого

Кино, Одесса, Высоцкий Владимир

Previous post Next post
Up