Воспоминания людей, на которых повлиял Владимир Высоцкий
Cветлана Потапенко, актриса:
- Весной 1968-го в клубе Одесского порта я занималась в студии киноактера. Однажды нам сказали, что будет концерт Высоцкого. Я о нем мало что знала и удивлялась, что без рекламы зал портклуба был полон. Многие пришли с бобинными магнитофонами, чтобы записать концерт.
Я стояла за кулисами у окна. Появился Высоцкий. Он почему-то сразу на меня обратил внимание и сказал: «Что за удивительное создание! Познакомьте меня». Я назвала свое имя. Высоцкий еще раз посмотрел на меня с интересом и пошел на сцену. Спел несколько песен и, вернувшись за кулисы, опять что-то мне сказал. И так несколько раз. А как-то я была в гостях у ныне покойного режиссера Валентина Козачкова. Он собрал наш курс в гостинице Одесской киностудии. Высоцкий жил там же на втором этаже. Вдруг он пришел в комнату Козачкова и говорит: «Ребята, послушайте, я только что написал песню». Мы - молодые - слушали с восхищением, а он спел знаменитую «Ноль семь». Тогда я поняла, что это не только действительно настоящий драматический актер, но и поэт.
Затем мы встретились в 1968-м на съемках фильма «Опасные гастроли» Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Это было в ТЮЗе, в переулке Чайковского (Театральном) возле Оперного театра. В картине я сыграла дочь генерал-губернатора Одессы, роль которого исполнял знаменитый Иван Переверзев. Моя роль была без слов. Я сидела в зале. Отсняли эпизод. И тут Высоцкий попросил меня посидеть в ложе. Зачем? Пока он пел одну из песен к фильму, ему нужен был понимающий слушатель. Потом, уже после съемок, подошел, поцеловал и поблагодарил за то, что я ему помогла. Видела его и в другие съемочные дни, например, в Доме ученых, где он пел знаменитую песню про Одессу.
Еще раз мы встретились через много лет на киностудии - столкнулись прямо на дорожке. Он пригласил меня пообедать, но я отказалась, так как очень спешила. А в последний раз мы виделись летом 1978-го, снималась картина «Место встречи изменить нельзя». Я стояла у окна в новом административном здании киностудии. По пустынному коридору, глядя по сторонам, шел Высоцкий. Увидел вдруг меня, сказал: «Вот хожу и разглядываю, что тут без меня понастроили». Кстати, я тоже должна была сниматься в «Месте встречи», но мне пришлось срочно уехать из Одессы и не сложилось.
Вилен Новак, режиссер Одесский киностудии:
- Мы познакомились с Высоцким в конце 60-х годов - уже после съемок фильма «Вертикаль» в коридоре Одесский киностудии. Я дружил с режиссером Самвелом Гаспаровым, а он знал Высоцкого и собирался снимать в одной из картин. Мы стояли вместе, и он увидел Владимира Семеновича и сказал: «Привет, а вот это одесский режиссер, который тоже хочет тебя снимать». Высоцкий спросил: «А это наш человек?» и Самвел сказал: «Наш». Мы еще тогда постояли вместе, покурили. И уже тогда у меня сложилось впечатление, что рядом со мной человек из космоса - от него шло какое-то магнитное поле. И мы еще покурили и поговорили на разные темы.
Потом мы встретились в известной гостинице киностудии «Куряж», где я жил некоторое время. Высоцкий пел для своих знакомых, и его голос в коридоре был слышен очень громко. Я заглянул в комнату, он меня узнал - мы поздоровались. И я слушал его удивительные песни, которые произвели на меня глубокочайшее впечатление. Но скажу, что у меня с Владимиром Семеновичем никогда не было близких дружеских отношений.
Кстати, Высоцкий в моей судьбе сыграл определенную роль, сам того не зная. Именно я изначально должен был снимать фильм «Место встречи изменить нельзя» по книге братьев Вайнеров «Эра милосердия». Уже приехал в Одессу Аркадий Вайнер, который видел мой фильм «Красные дипкурьеры». В общем, Вайнеры дали студии добро именно на меня. Но наша редактор Евгения Рудых показала книгу Говорухину, и он тоже захотел снимать.
А потом сам Высоцкий, прочитав книгу и узнав, что Одесская киностудия готова снимать со мной, сказал: «А кто такой Новак? Я хорошо знаю Говорухина, снимался у него в «Вертикали». В итоге последнее слово было за Вайнерами, а они поддержали кандидатуру Говорухина. Поскольку я хорошо знал Говорухина, он мне это все и рассказал, но я не в обиде ни на кого. И Говорухин снял очень хороший фильм, а Высоцкий, безусловно, в нем сыграл свою лучшую роль в кино. Я бы сделал фильм по-другому, с другим финалом, но картина стала знаковой для Одесской киностудии и заслуженно получала различные награды.
Евгений Павлов, «МОРЯК УКРАИНЫ», № 3 от 25.01.2017-ого