Последний день лета «АДМИРАЛА НАХИМОВА»

Sep 01, 2016 06:53



Катер выходит за Воронцовский маяк, разрезая гладь моря. Капеллан  читает молитву об упокоении всех погибших в морской пучине. Играет скрипка, венки и цветы плывут по воде. В тридцатый раз нахимовцы почтили память погибших на теплоходе «Нахимов», который потерпел аварию в последний день лета.

Предчувствие беды
Обычно БФ «Нахимовец» собирал рейс памяти в Новороссийск, где возле мыса Дооб случилась трагедия. Сухогруз «Петр Васев» протаранил правый бок лайнера, на борту которого находилось 1243 человека, из них больше всего жителей Украины - 267. Последние годы, из-за ограничений проезда в Крым, родственники погибших собираются в Одессе. У каждого «нахимовца» своя история. Но всех объединяет этот страшный день в жизни, подробности которого они добавляют с каждой встречей, даже спустя 30 лет


Ирина Базыляк с дочкой Лидией приехали из Львова. Лидия - музыкант, учится в университете. Она приехала со скрипкой, чтобы сыграть на возложении цветов к памятнику погибшим судам и морякам ЧМП и на выходе в море, где на траверзе Воронцовского маяка был спущен венок и цветы.
- Дети должны знать о случившемся, - говорит Ирина. На «Адмирале Нахимове» она исполняла обязанности директора ресторана. - В тот день я должна была составить отчет за месяц, - вспоминает она. - Но все что-то не клеилось. И мне пришлось отложить. Во время столкновения я была в кинотеатре. Мы смотрели фильм о войне. Из орудий прозвучал выстрел. И в тот момент я ощутила удар. Я находилась возле двери, выскочила на палубу. На воде была гладь. И на поверхности моря образовалась выгнутая впадина. Со старшей официанткой Верой Федорчук мы пошли в каюту, где я отдала ей свой спасжилет, потому что она не умела плавать. Мы стали спускаться на корму. Судно дало крен на правый борт. Я поскользнулась, сорвалась, меня понесло в море. Я увидела плот, уцепилась за линь. Когда уже успокоилась, что все в порядке, вдруг оказалась под водой. Потом вынырнула. Меня подняли на плот. К нашей встрече на берегу уже все было подготовлено. Напоили горячим чаем. Я была босиком. Дали обувь. В милиции я попросила бумагу и ручку и стала записывать экипаж по службам, чтобы знать, кого искать.



Мгновения «Нахимова»



С Кропивницкого (Кировограда) на встречу приехала Антонина. Она работала судовым библиотекарем.
- В тот день сдала библиотеку своей подруге, - рассказывает наша собеседница. - Она погибла. В момент удара мы были в каюте. Услышали крики. Никаких сообщений не было. Мы побежали наверх. Раньше нас обучали на случай ЧП. И я знала, что у меня шлюпка № 13. Но она находилась с правой стороны, на который погружалось судно. И когда я увидела, что моя шлюпка уходит привязанная под воду, я поняла, что на другой плот я не могу пойти. Все происходило мгновенно. Вода начала кружить. Меня понесло. Я оказалась под водой. На мне был жилет, благодаря которому я спаслась.



Геннадий Царев отвечал за противопожарную безопасность.
- Был тихий спокойный вечер. На открытой палубе играла музыка. Ничто не предвещало трагедии. Капитаны договорились о расходе судов «Адмирала Нахимова» и «Петра Васева» по правому борту. Наш капитан ушел, оставив помощника. Суда пошли на сближение. «Адмирал Нахимов» стал отворачивать. И «Васев» протаранил его в правый бок. За 7 минут пароход затонул. Когда мы поняли, что тонем, начали отвязывать шлюпки и кидать на воду. Но когда пароход накренился, уже невозможно было это делать. Никто не объявлял тревогу. Я сбегал в каюту, взял спасжилет. Оценил ситуацию. Мы находились в 3,5 километра от берега. Подумал, что доплыву. Отдал спасжилет женщине. Я спустился с левой стороны борта, добрался до ватерлинии. В это время меня столкнула бортпроводница. И мы полетели вниз. И за эти доли секунды я подумал, какая у нее обувь. Вдруг она на каблуках. Когда оказался в воде, постарался отплыть подальше. Первая помощь пришла через 40 минут.

В белом платье на носу «Нахимова»



Наталья Вдовиченко мечтала о морской профессии. Хотела поступать в мореходку. С одноклассницами решили отправиться в круиз по Черному морю, чтобы испытать себя. - Это было мое первое морское путешествие, - вспоминает Наталья. - Мы отошли от причала в Новороссийске. На палубе играл оркестр. Я помню удар, выключили свет. Мы спустились в каюту, взяли жилеты. Вышли на палубу. Меня сбило потоком воды. Помню: аварийка, вода, зеркала. Меня понесло с лайнера. Я оказалась под водой. Думала, уже все. И вдруг выплыла. Увидела плотик. Мужчина вытащил меня из воды. У него были поломаны ребра. Плотик все время наполнялся водой. И мы ее вычерпывали. Я была в мазуте. Потом нас подобрал катер. Я выжила. А все мои девчонки погибли. Море для меня закрылось.



Татьяна Яковлевна из Белгорода-Днестровского. Работала на заводе медизделий.
- Нам предложили билеты на круиз. Группа из Самарканда не приехала в Одессу. И были свободные места. Я собрала семь человек. Из них трое выжили, четверо погибли. Я помню, как стояла на носу лайнера, когда «Васев» заходил на нас.
- Что ж ты делаешь! - закричала. - Ты пассажиров покалечишь.
Тогда все казалось, как на суше. Я не подумала, что мы в море. И эта авария угрожает нашим жизням. Когда свет погас, я собрала вокруг себя людей. Раньше я работала на речном транспорте кассиром-проводником и знала, как действовать. Я была в белом платье, все меня видели. И все, кто был со мной рядом, выжили.



Анна Половинка вспоминает, как радовалась, что получила путевку в круиз. На 4 тысячи человек было всего две. Думала, повезло. Поехала с начальницей, она погибла.
- Родители не хотели меня отпускать, - вспоминает Анна. - За год до этого умерла сестра-погодка. Они опасались за меня. Но я поехала. В тот день мы праздновали День шахтера. И вдруг удар. Пароход стал быстро тонуть. Я ничего не успела сделать. Даже не знала, как спасжилет надеть. Просто сидела и ждала. И вместе с пароходом ушла под воду. Нахимов был деревянным. Под давлением начали взрываться котлы. И меня вынесло на поверхность. А потом подобрала шлюпка.

Самый молодой моряк «Нахимова» спас две жизни



Слава Сербин был самым юным в экипаже парохода «Адмирал Нахимов».
- Я первый раз пошел на практику после мореходки, - говорит Слава. - На девятый день моего плавания случилась авария. Я как раз сменился с вахты. Нас было двое. Мой друг погиб. Мне удалось спасти двух человек. Я отдал свой спасжилет судовому врачу. И помог девушке доплыть до спасательного судна, подтолкнув ее. А сам чуть не попал под винт «Васева». Когда добрался до берега, сразу поехал на спасработы. Потому не был внесен в список выживших, - дополняет моряк. - Потом попал в Карабах, спасал людей во время землетрясения в Армении. Сейчас работаю художником, помогал оформлять интерьеры для фильма «Ликвидация».



Одесситка Раиса Фирсова работала на судне поваром.
- Я была в Красном уголке, шили с девочками одежду. И вдруг свет потух, раздались крики, чтобы все поднимались наверх. Судно накренилось. Матрос сказал нам прыгать в воду. У меня был такой шок. И только в воде я вспомнила, что не умею плавать. Рядом был матрос-практикант, он поддержал меня. Нас подобрал плот. Через два часа привезли на причал, потом расселили в училище. Я была в сарафане, без туфлей, вся в краске. Мне дали одежду, мужские трусы, все, что нашли. А потом отправили домой на пассажире «Лев Толстой». Через девять месяцев я ушла в рейс на «Азербаджане». И так 23 года морского стажа, - отмечает Раиса. - Вся семья морская. Муж моторист, сейчас в рейсе, сын штурман.

Гибель под винтами «Петра Васева»



Татьяна Жорняк, бортпроводница 2-го класса, проработала на «Адмирале Нахимове» четыре года. В 1986-м была в декрете с ребенком.
- Когда мне сказали о трагедии с «Нахимовым», я не поверила. В этом рейсе была моя двоюродная сестра, она работала прачкой. Я встречала экипаж и расспрашивала о ее гибели. Во время аварии она всех заставила выйти на шлюпочную палубу. Она надела спасжилет и следила, чтобы никто не заходил в помещение. А у нее работал курсант. Он вернулся за документами. Она сказала, что плавать не умеет и останется на судне. Он схватил ее и выбросил за борт. Благодаря жилету, она держалась на воде. Но произошел крен. С прогулочной палубы все посыпалось. Ей разбило руку. А потом она попала под винт «Васева», который прошелся по людям, когда решил их спасать после того, как врезался в теплоход.

Музей истории «Адмирала Нахимова»

Пока «нахимовцы» ждали катер, на котором планировался молебен о погибших, подбежали репортеры больших каналов, начали вспоминать истории.



- Это самая масштабная морская трагедия на всем постсоветском пространстве, - считает глава БФ «Нахимовец» Наталья Рождественская. - Моя бабушка Пархоменко Валентина Николаевна заведовала камерой хранения на «Адмирале Нахимове». Бабушка погибла. Ее нашли на пятый день. Когда ЧМП отказалось помогать родственникам в поездке на место гибели, мама очень расстроилась и, сидя на кухне, сказала:
- Я свою мамочку привезла, я ее похоронила. Я могу сходить к ней на могилу. А там остались люди, которым некому положить и цветы. Я организую фонд, и мы обязательно туда поедем и опустим цветы. Мама умерла. Я обещала ей продолжить дело фонда. Мы делали передвижные выставки. Собрали большое количество экспонатов. Есть одеяло с лайнера, спасательный круг, макет парохода, фотографии, лента из кинорубки, посуда, кукла, которая всплыла на третьи сутки после трагедии. Ежегодно мы отправляем письма о поддержке фонда в тысячу организаций. В этом году одесская мэрия дала нам венок на воду. А губернатор переправил наше письмо в управление соцполитики, где нам ответили, что средств на нашу акцию в этом году не предусмотрено. Нам помогают простые люди, собирая средства для жизнедеятельности фонда, потому что понимают важность нашего дела.

Каждый ребенок знает, что такое «Титаник», пересказывает американский фильм. Но спросите у наших школьников, знают ли они «Адмирал Нахимов». Многие курсанты военных училищ не имеют понятия об этой страшной трагедии, унесшей более 400 человек. Люди плачут над «Титаником», а про наших «нахимовцев» забыли, - сетует Наталья. - Киевский режиссер Федор Лебедев отснял двухсерийный документальный фильм по «Нахимову». И мы надеемся, что найдем средства на художественный фильм, который расскажет о судьбах людей, потерявших своих родных и близких.



В этом уверена Оксана Маринович, у которой на «Нахимове» погиб отец, Степан Анатольевич.
- Отец был врачом, акушером-гинекологом, - говорит Оксана. - Его очень уважали в нашем городе как хорошего специалиста. В то время я училась в институте. И меня премировали поездкой в Венгрию и Югославию. Отец меня провел. И ему предложили путевку в круиз. За границей я прочитала статью в газете о крушении лайнера и была потрясена. Тогда я не знала, что отец был на том пароходе. Я приехала в свой город. И удивилась холодности, с которой меня встретили. Мне никто не говорил об отце, боялись сказать о нем, избегали меня. Отец был найден на 18-й день поисков за номером 334. В его память я написала песню. И записала ее в студии в виде саундтрека. Я бы хотела, чтобы ее услышали все. Сейчас мы собираем средства на фильм о трагедии «Адмирала Нахимова», унесшего сотни жизней. И я надеюсь, что нас поддержат, потому что это дело нашей страны.

Ветераны флота ГСК ЧМП - «нахимовцам»



В день гибели «Адмирала Нахимова» 31 августа Совет ветеранов флота ГСК ЧМП собирает акцию в память о гибели лайнера у мраморной мемориальной доски на морском вокзале. Именно отсюда 28 августа 1986 года пароход ушел в свой последний рейс.
- 31 августа в Цемесской бухте под Новороссийском круизник «Адмирал Нахимов» столкнулся с сухогрузом «Петр Васев». «Нахимов» стал братской могилой для 64 человек, которых водолазы так и не смогли достать на поверхность. Всего же в этом происшествии погиб каждый третий - 423 из 1243, включая 23 детей, - сказал Олег Пастернак, председатель ветеранской организации. - Мы чтим память тех, кто погиб в морской пучине. И стараемся донести это до всех, особенно до молодого поколения, которое должно знать историю страны.
В программе поминальных мероприятий панихида в Свято-Николаевском Приморском храме на Морвокзале, возложение цветов «Погибшим морякам и судам ЧМП» в Центральном парке Одессы в память о трагедии 30 лет назад, в последний день лета.

Весь фотоальбом выложен здесь


Инна Ищук, Анатолий Венгрук,
«МОРЯК УКРАИНЫ»,  № 34 от 31.08.2016-го

"Адмирал Нахимов", Ищук Инна, Одесса, Катастрофы, Память, Венгрук Анатолий, Даты

Previous post Next post
Up