Оригинал взят у
seleznev_ms в
Тихоокеанские проа
«Я выбрал посудину. И странная, доложу вам, посудина оказалась. Парус вроде кулька, мачта - как рогатина, а сбоку за бортом - нечто вроде скамеечки. Если свежий ветер, так не в лодке надо сидеть, а на этой скамеечке как раз. Мне, признаться, на таком судне ни разу не приходилось плавать, хоть я в парусном деле не новичок»- А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
Полинезийская проа при крайней простоте конструкции обладает хорошими скоростными качествами и исключительной остойчивостью. Проа служат людям многие тысячи лет надёжным транспортом в Тихом океане на переходах между островами от Тайланда до Австралии. Такой тип судна называется именно "проа", а не "каноэ" и не "пирога" и не катамаран.Любопытно, что само название «катамаран» не что иное, как исторический парадокс .«Куттумарам» на языке тамилов (одной из народностей, населяющей юг Индостана) означает связанные бревна»,
т. е. плот , а вовсе не двухкорпусное судно или пирога с балансиром.
Pirogue des naturels de Balahou. Iles Viti. In: "Voyage au pole sud et dans l'Oceanie ....." by the French ships ASTROLABE and ZELEE under the command of Dumont D'Urville, 1842.
Наиболее достоверный рисунок! Обратите внимание на привязанные к гику лоскутки. Это не украшение, а "колдунчики" служащие для контроля за эффективностью паруса.
Идя под парусами при благоприятном ветре, проа могли покрывать 160 - 240 миль в сутки. Аэродинамическая эффективность парусов и узкий корпус позволяли идти под острым углом к ветру , что для европейцев 19 века было фантастикой .В некоторых источниках эти лодки туземцев называются " Летучие проа" в связи с тем, что наветренный балансир летит над водой
.
Рёдинг(?) так описывает это судно: "Проа - длинное, узкое, спереди и сзади полностью одинаковое открытое малайское судно, у которого, однако, боковые стороны имеют совершенно различные формы. Одна из них, которая по своему оборудованию всегда должна быть подветренной, была плоской, а другая наветренная - круглой. К последней стороне судна посредством шести связанных с ним длинных шестов было подвешено еще маленькое похожее суденышко, всегда находившееся на наветренной стороне и противодействовавшее переворачиванию. Вплотную к наветренной стороне проа находилась довольно высокая мачта с треугольным парусом, который над бортом был прикреплен к гику.
При боковом ветре эти суда шли с невероятной скоростью и лавировали, не пересекая линию ветра носом, так как попеременно шли носом или кормой. Парус, который был выполнен из матов, для этого опускали, а гик, у которого спереди находилось два шкота, поворачивали. После этого задняя часть паруса оказывалась на прежней носовой части судна, а передняя там, где прежде на проа правили. Если парус хотели зарифить, то это производилось посредством гика, на который парус просто наворачивали."
Проа на гравюре 19 века. Скорее фантазия художника, чем достоверное изображение.
Капитан Кук с удивлением сообщал, что вожди Тонга с легкостью буквально нарезали круги вокруг его корабля, даже когда судно шло отлично, подгоняемое легким бризом.
Аналогичные лодки с аутригерами в наши дни используются рыбаками не только в Океании, но также в Кении, Танзании и Юго-Восточной Азии.
Спортивное проа из современных материалов.
Тоже современное проа, только атлантического типа.
Аутригер ( поплавок) расположен с подветренной стороны.
Источники:
http://bookz.ru/authors/nikolai-nepomna6ii/ostrov-p_361/page-6-ostrov-p_361.htmlhttp://www.outdoors.ru/book/vern/vern-2-4.phphttp://justsite.wordpress.com/ Видео:
http://www.youtube.com/watch?v=LQ0VS6jubDk&feature=player_detailpage