МОРСКИЕ ПОРТЫ: СТАНЕМ ЧАСТНЫМИ ИЛИ НЕСЧАСТНЫМИ?

Mar 30, 2016 22:34






Вопросы и ответы, переход от отдельных замечаний к общим спорам, эпизоды межличностной конфронтации на заседании Координационного совета морских отраслевых профсоюзов (25.03), по сути, отзеркалили новейшую экономику Украины.

Что несешь - то переносимо
Ситуацию, в которой приходится работать отраслевикам, обрисовал заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков. По его словам, из замыслов, намеченных в 2015 году, реализовано примерно 40 %. Но и такой скромный результат дает надежду, что руководители, наученные неудачами, добьются большего.

Бесспорным достижением Юрий Васьков назвал несколько десятков нормативных изменений и регуляторных актов в морской отрасли, которые удалось провести сообща. Они касаются внутреннего водного транспорта, конечно же, морских портов как предприятий наиболее финансовоемких и успешных. И так называемых конвенционных предприятий, которые в прошлые годы просто не замечались.

- Для этих подразделений прописана «дорожная карта», по которой в этом году в них можно возобновить хозяйственную деятельность. И вытащить из болота санации или банкротства такие предприятия, как Морская аварийно-спасательная служба и «Черазморпуть», стоящие на пороге краха, - сказал заместитель министра.

Как жить по-новому, если новое неизвестно?



Далее Юрий Васьков ответил на вопрос Сергея Брызгалова. Председателя профсоюза работников морского транспорта Ильичевского порта волнует грозовой тучей надвигающийся день, когда президент Украины подпишет закон о приватизации государственных предприятий. Этот документ может кардинально изменить работу порта, коллектив которого он представляет.

- С одной стороны, мы можем потерять хорошие ли, плохие ли, но знакомые традиции его управления таким госорганом, как Министерство инфраструктуры. С другой, потерять роль трудового коллектива в управлении предприятием, - считает профсоюзник.
Отношение к грядущим переменам обостряется неостывшими переживаниями, вызванными портовой реформой 2013 года, результатом которой стало раздвоение портового хозяйства на Администрацию морских портов и стивидоров госпредприятия.
Теперь уже известно, что по ряду пунктов проект данного закона не стыкуется с Хозяйственным кодексом. Будут ли коллективы защищенными, как прежде, когда были в статусе государственной службы?

- Мы еще в прошлом году говорили министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому, что можем высказать свое «за» или «против», только когда будем знать поэтапный порядок приватизации, - сказал профсоюзный лидер.
Заявления о скорой приватизации тем больше выглядят «безбашенными», чем менее понятно, какие будут гарантии для людей. Какими будут расстановка кадров, принципы управления, распределение прибыли?

Думать лучше до того, как…
Между тем принятие закона - дело неспешное. Тихой сапой законопроект прошел чтения в парламенте, обсуждения в КМУ...
- Полгода на проект закона о приватизации не обращали внимания. Теперь спохватились, когда его передали на подпись первому лицу, - констатировал Юрий Васьков.



Однако не только у докеров, но и в министерствах, в том же МИУ, у правоведов достаточно много вопросов, что закон грядущий нам готовит. По словам Васькова, в «содержимом» законопроекта нет никаких юридических коллизий. Суть в том, что функции прежних органов управления имуществом, которыми сегодня еще являются МИУ и КМУ, будут переданы наблюдательному совету. Порядок работы последнего должен быть приписан правительством.

Если этому совету будут полностью переданы полномочия по решению таких важных вопросов, как аренда, концессия, тарифные, имущественные перемещения, это будет шаг вперед. Если опять это окажется калькой сегодняшних зарегулированных процедур, это будет шаг назад. В любом случае с приватизацией не отменяется закон о профсоюзах!

В начале недели на круглом столе в Минэкономики обсуждали темы приватизации госпредприятий с представителями всех комитетов ВРУ. Коллективы морских портов здесь защищали В. Зайков, глава профсоюзов Одесского порта, председатель Координационного совета профсоюзов морской отрасли, С. Брызгалов, Ильичевский порт, Сергей Маслов, глава профкома порта «Южный».


«Альбатрос» «залетел»?
Примером, откуда берутся опасения, может служить детский лагерь «Альбатрос». Сейчас это подразделение Ильичевской портовой администрации находится на грани того, чтобы в приказном порядке быть переданным на баланс Министерства обороны. В Ильичевском порту на двух предприятиях работает более 5 тысяч человек. Где же тогда оздоровлять детей портовиков? Любопытно также, что можно делать военным в лагере летнего типа?
Ситуация с «Альбатросом» вызывает удивление и у Юрия Васькова. Но несколько иного рода. В разгар летнего пляжного сезона, когда каждый курень на вес золота, лагерь работает в убыток. А с 1 сентября, когда еще в Затоке столько отдыхающих, что яблоку негде упасть, лагерь закрывается. Оказывается «залет» объясним тем, что в развитие этого заведения четыре года не вкладывались деньги.

Если средства не осваиваются, они и не нужны?



Возможно, денег просто нет… в нужном количестве. Так, А. Амелин напомнил, что на дноуглубление Ильичевского порта в этом году выделено полмиллиарда гривен инвестиций. 100 млн гривен выделено на развитие Николаевского порта. Но и там, и там освоение нулевое. Причина: неудовлетворительная работа инженерных служб на местах. Есть порты, где справились с целевыми тратами на 50 %. Есть и такие, где финансовый ресурс оприходован на уровне 10-11 %.
Как было сказано, подобные разочарования подкрепляют мысль, что, если деньгами не пользуются, значит, они не нужны. Отсюда и произрастают основания забирать от прибыли госпредприятий 75 %.

Кадровая политика - тоже политика



Вторую часть Координационного совета отвели под кадровые вопросы. Председатель профсоюзов Николаевского морского порта Павел Прокопенко попытался втянуть отраслевых руководителей в спор, «накатив» на начальника филиала. И попросив ни много ни мало снять его с должности и назначить нового.

Прокопенко считает его настолько неуживчивым, что не ладит с коллективом и стивидорами и даже умудряется судиться с инвесторами. Профсоюзный вожак называет начальника варягом и говорит, что присутствие чужаков в отрасли породило проблемы также и для соседних портов Херсонского и «Октябрьск». Резон, что директор «Октябрьска» работает в отрасли больше, чем лет иным из присутствующих, не убедил николаевского профсоюзника. Но продолжать спор после такого ответа он не смог.
Видимо, что в высказывании объективно, а что представляет «междусобойные» отношения профсоюзника и руководителя порта, нужно еще хорошо разобраться.
Так, вопрос о выдаче спецодежды николаевским швартовщикам был поднят не по чину. Все-таки не заместителю министра решать, сколько рукавиц и курток выдавать в месяц работникам причала.



Ведущий собрание председатель профсоюза Одесского порта Владимир Зайков заметил, что если бы руководителю филиала была дана доверенность на подписание колдоговора, подобных претензий бы не было.
К разделу «Разное» отнесены замечания председателя Федерации морских профсоюзов Максима Слюсаревского о том, что для моряка сегодня получать документы, поданные обычным порядком, быстрее, чем отправлять их в «молниеносной» электронной форме: идея хороша, но система не отлажена.

Собрание отвергло настояние председателя профсоюза работников компании «Бруклин-Киев» в Одесском порту Виктора Мощенко, который буквально требовал создать рабочую группу, чтобы она координировала действия между общими сборами. Предложение нашли неконкретным. Да и надстроечных структур, как видимо, и без того достаточно.
Зато присутствующие согласились с Юрием Васьковым, сказавшим, что профсоюзы должны проявлять больше самостоятельности и сами тоже похлопотать, чтобы закон о приватизации вместо двигателя не стал тормозом экономического прогресса.
Не вызвала уважения профсоюзников позиция народного депутата Дениса Силантьева и его помощника Дениса Записного.
Последний пошел в информационную атаку на директора Одесского порта Геннадия Жукова, после того как 2 ноября 2015 года ему продлили контракт.

Помощник написал 22 обращения. С каждым новым письмом нарастало любопытство, почему депутат, не имеющий отношения к портам, к морю, к Одесскому региону, так пристально заинтересован работой Одесского порта? Выяснилось, что интерес связан с ремонтом буксира «Ушба» Батумского пароходства через стороннюю офшорную компанию. В ходе реализации данной сделки бюджет Украины недополучил более 140 тысяч долларов США. Записной, имеющий прямое отношение к офшорке, оказался главным действующим лицом в схеме увода этих денег, намеревался еще провернуть сомнительные операции подобного рода. Конечно, Жуков, который пошел на принцип и не позволил превратить госпредприятие в «дойную корову», стал мишенью.

МИУ имеет дополнительную головную боль разбираться с депутатскими обращениями. Тем более, что депутатские запросы продолжают поступать. Выявлены, также некоторые работники порта, на чьей совести висит утечка коммерческой информации, сообщил журналистам директор Одесского порта.

Влад Славин, фото Анатолия Венгрука, 
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 12 от 30.03.2016-го

Одесский морской торговый порт, Зайков Владимир, Васьков Юрий, Профсоюзы, Брызгалов Сергей, Порты

Previous post Next post
Up