Море Константина Зарицкого, художника, яхтсмена, - особенное, настоящее, со своей цветовой гаммой, сюжетом, историей. Подборку работ автор представил в конференц-зале одного из одесских отелей в рамках культурного проекта Art Corner.
Выставки Константина Зарицкого видели во многих городах мира, а картины, по определению Forest Avenue Fine Art, выглядят как запоминающиеся кадры из фильма - тщательно выстроенные и в то же время эмоционально насыщенные. Внешне сдержанные, спокойные, как штиль, и в то же время как шторм - бушующие глубоко внутри.
Презентация мариниста Константина Зарицкого, как всегда выдалась необычной. Атмосфера небольшого зала была по-весеннему приподнятой, так, как ее создавали картины, фотографии и друзья автора.
- Когда розовоперстая Аврора позолотила своими прекрасными розовыми отблесками - берег моря и шум прибоя вновь обозначился гулче, - поэтически открыл выставку искусствовед, Владимир Островский, - и яхты терлись боками, и поскрипывали кранцы, тогда, наверно, родился Константин Зарицкий. Для меня этот художник - та самая богиня Зари, утреннего состояния. Когда он ступил на стезю мариниста, создавая пейзажи и марины, перед ним стояла нелегкая задача.
Идя по той тропе, которую проторили многие выдающиеся художники-маринисты, сделали колоссальный мейнстрим, он, тем не менее, заявил свой стиль, по которому всегда можно определить, что это картина Зарицкого.
Один из президентов Украины, чтобы иметь представление о нашем городе, пожелал получить в дар картину именно Зарицкого. Наверно потому, что ему удалось в лучших своих вещах передать то сокровенное, что дорого нам. Я много лет отслеживаю его творчество, - отмечает искусствовед. - И испытываю кайф от потрясающих соотношений цветовых масс. Здесь нет сиропа, красивостей. Это мужская хорошая живопись. И этот подход подсказало ему море. Когда я ходил на его «Зюйдвестке» (черноморская фелюга), он давал мне четкие и точные команды. И я почувствовал интонации этого человека.
Он не только имел романтическую мечту, но и реализовал ее. Сколько было фелюг до революции, прекрасных мореходных лодок, которые могли уходить чуть ли не на 15 км в море. Их уже нет. А Константин нашел, отремонтировал, привлек единомышленников. И выходя вместе с ним в море, слышишь поскрипывание шкотов и, как говорят яхтсмены, «набитый парус». И это ощущение свободы, что ты двигаешься не потому, что фырчит мотор, а ветер играет в реях. И это потрясающее впечатление, - подчеркивает Владимир Островский. - Особый интерес представляют работы фотографа Зарицкого. В этой теме достаточно трудно сделать что-то новое. Но я вижу: то, что делает Костя, честно и интересно. Это не сверхоткрытие. Но здесь есть дух, который так ценен для нормального цельного человека, дух «очарованного странника». Константин Зарицкий умеет создать удивительные выражения, устойчивое словосочетание, афоризм, только выраженный яркими красками.
В то же время Зарицкий, как настоящий мореман, не многословен. В споре об искусстве он подбирает много цветистых выражений. Но когда спрашиваешь о его творчестве, он умолкает. Настоящие художники не могут красиво и классно рассказать о своем проекте, потому что есть закон: если ты очень много говоришь, что задумал, энергия творчества уходит. Главный его принцип - смотри сам.
- Кухня художника - это такой тонкий и уязвимый мир, не поддающийся систематизации. Так что лучше руками его не трогать, - предупреждает
Константин Зарицкий.
- Искусство - универсальный язык, который либо понятен, либо нет.
Работы Константина более чем понятны. Когда смотришь на картину, хочется нырнуть в ее глубину, рассмотреть детали, проникнуться ее атмосферой. Будь то дикий песчаный берег или яхты у причала с длинными отражениями на воде, нагромождение бетонных плит на фоне маяка, - пристанище чаек.
- Одесское побережье Черного моря, - особенное, - отмечает художник. Я выхожу на яхте и вижу, насколько оно разнообразное в течение дня. За день погода может поменяться 10 раз. И всегда будут разные цвета и оттенки.
С художником согласен
Натан Гонопольский, капитан яхты «Ланжерон»:
- Любовь Зарицкого к морю выражается в особой романтике. Фотографией он дошел до хорошей живописи. В живописи дошел до точности фотографии. Это сложно. И при этом он остался в рамках своей концепции. Константин - мастер композиции. Он тонко чувствует температуру человеческих отношений и окружающей среды. Бетонная конструкция возле маяка всегда разная и живая. У него есть свои секреты. Если свет теплый, то тень холодная. Если свет холодный, то теплая тень. Он мастерски умеет передавать свет. И эта выставка - еще одна удача для Одессы и яхтинга, где собрались люди разных профессий, увлечений, но всех объединяет море.
Инна Ищук, Анатолий Венгрук,
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 10 от 16.03.2016-го