Сорок пять лет назад вышел фильм Одесской киностудии «Если есть паруса». Натурные съемки были в Одесском порту, на новом морвокзале и Воронцовском маяке. Как во время работы над всяким фильмом, и в «Парусах…» было немало смешных и забавных историй. Случился и один крайне неприятный казус, который мог плохо закончиться.
В фильме снимались известные актеры: Михаил Пуговкин, Георгий Юматов, Алексей Грибов, Борислав Брондуков, Муза Крепкогорская, Нонна Копержинская. Известный по фильму «Доживем до понедельника» и «Я родом из детства» Валерий Зубарев был на буксире учеником матроса. Сыграл матроса 1-го класса будущий видный сценарист и режиссер Виктор Мережко. На главную роль капитана буксира «Геркулес» был утвержден Виктор Семенов, актер Театра на Таганке, уже снявшийся перед этим в «Золотом теленке» Швейцера в роли мужа Зоси Синицкой.
А вот на главную женскую роль долго не могли найти актрису. Пробовалась даже Наталья Варлей, блеснувшая в «Кавказской пленнице», но потом почему-то категорически отказалась. В итоге роль главной героини досталась жене Виктора Семенова.
Картина стала еще как бы прообразом следующей истории об экипажах одесских буксиров - фильма «Берегите женщин». Кстати, помощником оператора в «Парусах…» работал будущий оператор-постановщик «Берегите женщин» Аркадий Повзнер.
Фотоальбом выложен здесь История создания фильма такова. В конце 60-х в редакционном портфеле Одесской киностудии оказался сценарий тогдашнего председателя одесского отделения Союза писателей, поэта Ивана Рядченко. Статус номенклатурный, почти обкомовский. Поэт он был неплохой, но тут кино со своей спецификой, а ему тоже нужно было зарабатывать деньги. Так появился сценарий о молодом активном выпускнике мореходки, который, став капитаном буксира Одесского порта, вскрывает недостатки в работе портового начальства и выводит их нечестные проделки на «чистую воду» на общем собрании портофлота, а затем его, решительного и принципиального, назначают капитаном на океанский лайнер «Космос». Обычная, как говорится, производственная «фильма». Происходит это действие на фоне романа молодого моряка с племянницей начальника пароходства, с которым главный герой никак не может найти общий язык.
Но сценарий достался хотя и начинающему, но очень толковому режиссеру, недавнему выпускнику ВГИКа Валентину Козачкову. Валентин Федорович сделал из этой производственной темы очень симпатичный лиричный фильм. Даже, скорее всего, ключевая для сценария сцена общего собрания портофлота превратилась в итоге в проходной эпизод.
Козачков с необыкновенной симпатией и нежностью относился к снимавшимся в фильме актерам. Он восторгался играющим начальника пароходства народным артистом СССР Алексеем Грибовым: «Это же глыба!»
Снимали Алексея Грибова на морвокзале. Отгородили часть зала на втором этаже и устроили там кабинет начальника с видом из окна на Практическую гавань.
Один из эпизодов начинался с крупного плана главного снабженца порта - актера Семена Крупника. Хлопушка и камера находятся почти у самого лица актера. Щелчок хлопушки после команды режиссера, камера отъезжает, и съемочная группа грохает от смеха - на нас смотрит растерянный Семен Самойлович. Актер с головой в мелкой меловой крошке. Помреж забыла отряхнуть хлопушку от мела, которым писала номер очередного дубля.
Как-то под конец съемочного дня снимали эпизод серьезного разговора капитана со старпомом, где капитан курит в кадре. Снять необходимо было, как говорится, кровь из носу, поскольку один из актеров уезжал куда-то на гастроли и возвращался только через месяц. Работы оставалось где-то на час, но осветители вырубили освещение и ни на какие уговоры не шли. Пришлось им записать целую смену - 12 часов.
Итак, ругань закончена, все на местах, Козачков дает команду «мотор», камера закрутилась, капитан задумчиво вытягивает сигарету, закуривает, и в это самое время в павильоне появляется пожарный и входит в кадр со словами: «Прекратите курить!».
Режиссер, который уже отдал все свои доводы и эмоции в ругне с осветителями, вместо того, чтобы спокойно объяснить, что курение необходимо по сюжету, набросился на пожарного с криком: «Пошел вон!». На что тот упорно продолжал: «Прекратите курить». Какое-то время они горячо ругались, пока кто-то из группы не объяснил пожарнику, что курение необходимо было по действию.
Надо сказать, с незапамятных времен, когда кинопленка была еще горючая и вспыхивала как порох, пожарные пользовались на студиях огромными полномочиями и со своими правами они долго не желали расставаться.
Буквально на другой день я опять застал сцену разборок с участием того же пожарного, но уже в звукоцехе. Режиссер Юрий Петров, который работал там на озвучке своего фильма «От снега до снега», вышел в холл покурить. Тут его и застукал бдительный пожарный. После слов «Прекратите курить!» он поинтересовался фамилией нарушителя, на что Петров спокойно и серьезно ответил: «Пушкин! Александр Сергеевич Пушкин. Так и запишите».
На следующий день наш огнеборец жаловался на полном серьезе своему коллеге: «А я узнал. Никакой это не Пушкин, а режиссер Петров».
Были смешные реплики, которые не вошли в фильм при озвучивании, но они очень нравились съемочной группе. Так, в сцене именин героини, пока хозяева готовят угощение, один из гостей -художник (его играл Юнгвальд-Хилькевич), сидя в кресле, рисует обычного попугая, который находится рядом в клетке. Главный герой, подойдя сзади и разглядывая работу художника, шутливо говорит: «Похож. Даже есть что-то от Пикассо». На что Хилькевич спокойно, с важностью и без всякой улыбки отвечает: «И неудивительно, ведь это же мой ученик». Фразу придумал сам Хилькевич, но она в фильм не вошла.
Или еще была смешная реплика в сцене посещения капитаном буксира списанного боцмана, которого играл Михаил Пуговкин. Жена и сам боцман очень рады гостю. На стол выставляется все, что есть в доме, в том числе и моченый арбуз. А дело было поздней осенью. И вот Пуговкин подносит ко рту скибку арбуза, расправляет усы и перед тем как начать есть деликатес, произносит фразу: «Ввожу шершавого». Мы на съемочной площадке хохотали. Партнерам Пуговкина это было как допинг, поскольку создавалась необыкновенно веселая атмосфера в павильоне. Фраза тоже в фильм не вошла. Режиссер несколько подрезал сцену при монтаже.ю и она идет на музыке, но если внимательно следить за губами актера, то как раз читаешь: «Ввожу шершавого».
А вот невеселая история. Случилась она на Арбузной набережной, как раз напротив того места, где швартовались прогулочные катера из порта до Лузановки и Черноморки. Там стояло кафе-стекляшка. В нем снимался эпизод задушевной беседы капитана буксира со старпомом, где старпом откровенно рассказывает о своей жизни.
Работу кафе во время съемок почему-то не остановили. Отделили часть столиков для съемок, и кафе спокойно функционировало. Перед артистами должны были стоять на столике две рюмки с водой, как будто с водкой. И вот после команд режиссера: «мотор», «камера», «начали», Юматов подносит рюмку ко рту, затем застывает, лицо его заметно краснеет. Режиссер с криком «Убийцы!» прекращает всю работу - Юматов находится в абсолютно нерабочем состоянии. Съемочная смена в этот день была полностью отменена.
А дело было в том, что Георгию была зашита так называемая «торпеда» от алкоголизма и ему нельзя было пить ни грамма спиртного. Мог и погибнуть. Не ожидал такого подвоха с рюмкой водки от коллег, потому и стало ему так плохо, но скорее даже психологически.
Фотоальбом выложен здесь Позже я узнал у реквизитора, который отвечал за подачу рюмок, что буфетчица кафе по доброте душевной решила побаловать артистов и «побаловала». Правда и реквизитор хорош - должен был проверить, что он подает актерам.
Сцену эту переснимали уже на скамеечке, там же на Арбузной набережной. Но вместо водки были бутылки «Жигулевского». Герои фильма разговаривали и потягивали пивко «из горла» на фоне того самого кафе-стекляшки.
Может, как награду за все эти неприятности Георгий Юматов получил после фильма в жены актрису Музу Крепкогорскую, к героине которой по фильму пытался неудачно свататься. В фильме не вышло, но в жизни он получил преданного и любимого друга.
В роли буксира «Геркулес» снимались суда портофлота «Орленок» и «Портофлотец». Героем фильма стал и новенький морвокзал, сданный в эксплуатацию как раз в год съемок. Скорее всего, в этом фильме зрители впервые увидели пассажирский комплекс Одесского порта на экране.
Консультировал фильм тогдашний начальник Одесского порта Олег Константинович Томас.
И еще одна деталь - художественным руководителем фильма был назначен известный уже в те годы режиссер и оператор Петр Тодоровский
Фотоальбом выложен здесь Анатолий Борисов, участник съемок фильма «Если есть паруса»