Оригинал взят у
sergiovillaggio в
Крейсер "Готланд": от авианосца к крейсеру ПВО (часть 2)Оригинал взят у
ezyk091978 в
Крейсер "Готланд": от авианосца к крейсеру ПВО. Часть 2 Итак, решение о начале постройки крейсера было в конце концов принято Риксдагом, и инженеры в КБ верфи Гётаверкен взялись за расчеты. Контракт на постройку «Готланда» был подписан 7 июня 1930 г. со сроком сдачи на испытания в марте 1934 года. Постройка началась в начале 1931 года, в шведском флоте закладка корабля считалось служебным событием. Однако, над крейсером опять сгустились свинцовые политические тучи, Швеция все глубже погружалась в пучину Великой депрессии (в 1931/32 годах работы лишилось более половины занятых в экономике страны) о и выделении на его постройку 16,5 млн. крон вновь заговорили как об опасном расточительстве. Помощь неожиданно пришла со стороны социал-демократов, бывших доселе последовательными сторонниками снижения оборонных расходов.
Пер Альбин на партийном митинге
Для борьбы с кризисом лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон, ставший премьер-министром, проводил политику, сходную с Новым курсом Рузвельта. Безработных направляли на большие стройки «для всеобщей пользы». Уже к середине 1930-х в строй вступила первая очередь каскада ГЭС на реках Норрланда и магистральных ЛЭП, проведенных в густонаселенные провинции Средней и Южной Швеции. Полным ходом шло строительство стратегических железных дорог и шоссе, велись масштабные работы по расширению и углублению гаваней. Именно Пер Альбин добился включения расходов на постройку крейсера в неподлежащие секвестру статьи бюджета. Условием было как можно более широкое распределение заказов среди шведской промышленности. Например, заказ на изготовление турбин и котлов передали от Гётаверкен находящейся на грани банкротства верфи Линдхольмен. За границей заказали лишь катапульту и самолеты.
14 сентября 1933 г. под гром пушечного салюта, рев судовых гудков и приветственные крики многотысячной толпы украшенный флагами расцвечивания корпус крейсера плавно сошел со стапеля в спокойную воду реки Гёта. Спуск прошел по высшему разряду, в церемонии участвовали кронпринц Густав Адольф, премьер-министр Пер Альбин и большая часть высшего командного состава армии и флота. По позднейшим подсчетам постройка крейсера сохранила в промышленности более 3500 рабочих мест.
Крейсер незадолго до сдачи флоту. Катапульта еще не установлена
При проектировании и постройки корабля шведским пришлось решать массу непростых задач, а свой последний крейсер Швеция построила почти четверть века назад. Крейсер сохранил разработанную при постройке эсминцев типа «Эреншёльд» клепано-сварную конструкцию корпуса. Для обеспечения герметичности клепаные стыки не чеканились, а обваривались по контуру. При сборке вспомогательных конструкций (надстройки, негерметичные выгородки и т.п.) использовалась электросварка. Впервые в практике шведского кораблестроения для выбора наилучших обводов корпуса использовали результаты модельных испытаний. В Швеции еще не было опытовых бассейнов, поэтому испытания провели в Гамбурге, перепробовав более 50 вариантов парафиновых моделей. Получил крейсер и тогдашнюю новинку - бульбовую наделку. Еще одним судостроительным новшеством стал спуск на воду со смонтированными котлами и турбинами. До «Готланда» на шведских верфях они устанавливались во время достройки на плаву.
Испытания моделей крейсера в опытовом бассейне
Учитывая иностранный опыт использования корабельной авиации, форму и размеры надстроек и труб определили по итогам продувок моделей крейсера в аэродинамической трубе. Компоновка подчинялась удобству размещения самолетов, из-за чего надстройку, а вместе с ней машинные и котельные отделения пришлось сдвинуть в нос.
В строю. Перед пуском самолетов стволы кормовой башни поднимали на предельное возвышение. Иначе самолеты цепляли их крыльями
На момент ввода в строй водоизмещение составило 4600 тонн, длина 134,8 м, ширина 15,4 м, осадка 4,5 м, общая мощность 2 ТЗА 33000 л.с., максимальная скорость 27,5 узлов, постоянный экипаж 417 человек.
Котлы и турбины изготовила верфь Линдхольмен. Турбозубчатые агрегаты были типа Лаваль. Учитывая замасливание котельной воды, выявившееся при испытаниях эсминцев, в магистраль отработанного пара включили маслоотделители. Они оказались вполне удачными и впоследствии были установлены на эсминцах типа «Эреншельд» и «Клас». Вместо оказавшихся неудачными котлов Ярроу с нефтяным отоплением «Готланд» получил 4 котла типа Пеноё. Конструкторы шли на немалый риск, на момент закладки крейсера эсминцы с такими котлами еще не вступили в строй. Но все обошлось, французские котлы не доставили механикам никаких хлопот.
Пост энергетики и живучести
По сравнению с эсминцами, для достижения большей мощности давление пара подняли с 18 до 20 атмосфер. Частоту вращения турбин, в свою очередь, снизили с 450 до 300 оборотов в минуту, что полностью избавило от кавитации винтов. Котлы и турбины размещались в изолированных отделениях по одному, с помощью байпасных трубопроводов и клапанов любой котел мог снабжать паром любую турбину. Управление энергоустановкой впервые в шведском флоте было вынесено из машинного отделения в отдельный пост энергетики и живучести. Как и новейшие эсминцы «Готланд» мог поддерживать полный ход в течение всего времени выполнения боевой задачи. Силовая установка была полностью эшелонированной, из-за сдвинутой в нос надстройки длина левого гребного вала превысила 100 м, но шведские инженеры успешно справились с его изготовлением.
Паровые котлы Пеноё
Электроэнергией крейсер снабжали 4 генератора по 80 кВт каждый. Два турбогенератора размещались в машинных отделениях, в действие их приводил отработанный пар турбин, а два аварийных дизельгенератора в особом отделении в носу. Они также использовались для электроснабжения на стоянках при погашенных котлах. «Готланд» получил также разветвленную систему магистралей воздуха высокого давления, два электрокомпрессора обеспечивали рабочее давление 225 атм. Помимо катапульты воздух высокого давления подавался к торпедным аппаратам для заправки торпед и к орудиям ГК для продувки стволов.
Пульт управления катапультой
При проектировании крейсера конструкторы уделили большое внимание удобному размещению экипажа. Как и на новых эсминцах две трети нижних чинов имели постоянные спальные места, были значительно расширены бытовые помещения. Комфорт при длительном плавании в тропиках обеспечивала развитая система вентиляции и мощная опреснительная установка, без ограничений раздававшая пресную воду в бытовую водопроводную сеть.
Что касается бронезащиты, то о ней можно сказать лишь два слова, «она была». Бронепояс толщиной 15 мм простирался между крайними башнями ГК, сверху его накрывала 24 мм палуба. Рулевая рубка, КДП главного калибра, башни и рулевое отделение прикрывались броней толщиной 15-24 мм. По опыту войны она могла защитить лишь от осколков, впрочем, иные из куда более крупных вашингтонцев начала 1930-х годов не имели и такой.
Стволы подняты на максимальное возвышение
Главным калибром крейсера стали новейшие 152-мм/55 орудия m/30, специально разработанные для него фирмой «Буфорс», установленные в двух двухорудийных башнях и двух одиночный палубных установках. Глубокие полуцилиндрические щиты, утопленные в надстройку, и низкий полубарбет придавали последним вид казематных орудий. Это неверное название сначала закрепилось в обиходе у шведских моряков, а после перешло и в историческую литературу.
Сигнальный мостик
Орудия m/30 впервые в шведском флоте получили лейнированный ствол, заряжание было картузным, что позволяло вести огонь переменными зарядами. Поршневой затвор откидывался вверх, башенные орудия получили систему автоматической продувки ствола после выстрела сжатым воздухом. Это было необходимо при зенитном огне, когда из-за частой стрельбы вентиляторы не справлялись с отсосом пороховых газов. Двухорудийная башня весила 70,9 тонн, угол подъема орудий составлял 60 градусов, у палубных установок он был ограничен 30 градусами. Скорострельность башенных и палубных установок составляла 5-6 выстрелов в минуту. Вес ствола с замком 9,6 тонн.
Одиночная установка 75-мм зенитки Lvk m/28
Орудия главного, размещенные в башнях, считались универсальными и могли вести заградительный зенитный огонь. Они были достаточно эффективными против относительно тихоходных самолетов начала 1930-х годов, однако ко времени вступления «Готланда» в строй авиация совершила качественный скачок. К началу войны зенитные снаряды изъяли из погребов.
Дальность стрельбы башенных орудий при полном заряде (16,5 кг) и начальной скорости снаряда 900 м/с и весе 46 кг составляла 24,6 км, то есть на весь горизонт, видимый с КДП главного калибра. Однако на такой дальности сильно возрастало рассеяние, поэтому эффективная дальность стрельбы равнялась 18 км, на которых бронебойный снаряд мог пробить 70 мм пояс или 40 мм палубу.
КДП зенитных орудий. В люке видны окуляры угломера
К новым орудиям фирма разработала разнообразный набор боеприпасов: бронебойный с двойным колпачком, полубронебойный, фугасный, зенитная шрапнель, ныряющий, парашютный осветительный и цельностальной практический снаряд. Все они имели равный вес и одинаковую баллистику. Для стволиковых стрельб применялись 40-мм патроны от зенитных автоматов.
Зенитный дальномер
Универсальные орудия дополняли четыре 75-мм/60 зенитных орудия Буфорс, размещенных на спардеке: два в одиночных установках Lvk m/28 и два в спаренной Lvk m/26. Вес ствола с замком составлял 1,22 т, скорострельность 12-15 выстрелов в минуту, вес снаряда (заряжание было патронным) 6,8 кг, дальность стрельбы 14 км, досягаемость по высоте 10 км. Наводились одиночные и спаренные установки вручную.
Одиночная установка 25-мм автомата lvakan m/32
Также крейсер получил четыре новейших зенитных автомата Буфорс lvakan m/32 в одиночных установках, несколько позже установили четыре 8-мм зенитных пулемета KSP m/1936 на вертлюгах.
40-мм спаренная установка. Пулемет закреплен на стволе для учебных стрельб
При перестройке зимой 1943-1944 годов в крейсер ПВО вместо снятого авиационного оборудования на корабль установили восемь 40-мм зенитных автоматов Буфорс lvakan m/36 в спаренных установках, из которых три имели систему гиростабилизации в трех плоскостях. Одиночные 25-мм автоматы заменили на спаренные, дополняли их три одиночных 20-мм автомата Буфорс apjäs m/40. Кроме того, спаренная 75-мм зенитка получила глубокий коробчатый щит.
40-мм автоматы на юте
Следующее масштабное перевооружение крейсер прошел в ходе ремонта в 1955-1956 годах: с корабля сняли два 152-мм орудия в палубных установках, все 75-мм зенитки и два спаренных 25-мм автомата. Вместо них установили четыре 40-мм автомата Буфорс в одиночных установках lvakan m/48 с индивидуальной радиолокационной системой управления огнем и новейшую РЛС. Теперь крейсер стал кораблем управления и целеуказания для ВВС. Телекамеры передавали изображение с экранов РЛС и боевых планшетов на борт самолетов.
После последнего ремонта. Рядом с зенитными автоматами видна установка для запуска осветительных ракет
Дополняли артиллерийское вооружение три 110-см боевых прожектора, два строенных 533-мм ТА m/34, размещавшиеся побортно у кормовой трубы и рельсы на 80-100 мин. После войны конструкцию сбрасывателей изменили, что позволило ставить мины на полном ходу.
Отдельного упоминания заслуживает система управления огнем. «Готланд» создавался как многопрофильный корабль: в первую очередь он был флагманом разведывательных сил, куда кроме него входили четыре новых эсминца, и учебным кораблем для кадетов военно-морской школы. Последнее и определило избыточную сложность ряда систем, по возможности приближенных к уровню броненосцев. Во время дальних походов будущие офицеры должны были получить навыки работы с ними.
20-мм автомат Буфорс apjäs m/40
Система управления огнем главного калибра включала в себя два 6-м дальномера: один размещался в КДП на надстройке, а второй, вместе со резервным автоматом стрельбы, в кормовой башне ГК. Из-за чего она имела несколько большие размеры. Это позволяло, при необходимости, обстреливать две цели. В начале века Швеция закупала приборы управления огнем в Германии, переняв вместе с ними измерение дистанции в гектометрах. Однако, Версальский договор прервал налаженные связи. Выходом стало взаимовыгодное сотрудничество с Нидерландами, которые также лишились многолетнего поставщика морских крупнокалиберных орудий.
Трехтрубный 533-мм ТА m/34
«Готланд» стал первым кораблем шведского флота, получившим систему управления зенитным огнем фирмы Хаземайер. Дальность до воздушных целей определяли два 4-м дальномера, установленных на надстройке побортно, передававших ее на электромеханический вычислитель. Установки прицела передавались наводчикам орудий ГК и 75-мм зениток с помощью боевых циферблатов. К началу войны система управления огнем прошла ряд последовательных модернизаций. Если броненосцы типа «Сверье» получили стабилизированные КДП главного калибра и прицелы наводчиков, то на крейсере, по всей видимости, ограничились только прицелами. Однако, шведские открытые источники по-прежнему крайне скупо освещают эти вопросы.
Последние годы службы
Об авиационном вооружении «Готланда» и его службе я планирую рассказать в следующей части.
Источник фото
http://digitaltmuseum.se/