Оригинал взят у
sergiovillaggio в
Крейсер "Готланд": от авианосца к крейсеру ПВО (часть 1) Представляю материал Доната Клефортова о шведском крейсере "Готланд" в четырех частях. Пользуясь случаем, хочу сделать своего рода анонс: в одном из номеров "Морской кампании" текущего года выйдет статья Доната о шведских эсминцах типа "Эреншёльд".
Оригинал взят у
ezyk091978 в
Крейсер Готланд. От авианосца к крейсеру ПВО. Часть 1Корабли шли в Атлантику. Пройдя затемно Большой Бельт отряд из линкора, тяжелого крейсера, трех эсминцев и тральщиков держался ближе к шведскому берегу Каттегата. Пролив был пустынным, попалось лишь несколько шведских и датских рыбачьих суденышек. Ну да эти пахари моря и на утро после Страшного суда выйдут за треской, сельдью и камбалой.
Около трех часов дня 20 мая 1941 года немцы заметили ходко идущий навстречу военный корабль. Приземистый, с двумя трубами и башнями, две жирные вертикальные белые полосы у носа и кормы, знак нейтралитета в идущей уже второй год и пока еще европейской войне. Не требовалось копаться в справочниках чтобы опознать шведский крейсер Готланд, он был один такой на Балтике.Через некоторое время радисты Бисмарка перехватили радиограмму. И без расшифровки было ясно, что швед поспешно извещал Стокгольм о нежданной встрече. Вечером того же дня шведская разведка проследила, чтобы об увиденном в проливе стало известно британскому военно-морскому атташе кэптену Дэнхему. Его ночная радиограмма стала первым звуком рога, созывающего гончих на королевскую охоту.
Вот уже добрых семьдесят лет продолжаются споры, связанные с охотой королевского флота на Бисмарка, ставшей одной из самых ярких страниц в военно-морской истории. Сотни статей, десятки книг, фильмы едва ли не поминутно восстановили события той майской недели.
Герой моего рассказа прошел по сцене с репликой «Кушать подано» в самом начале первого акта развернувшейся драмы. Как вы догадались это шведский крейсер Готланд, один из самых необычных кораблей своего времени.
В 1925 году так называемый Флотский комитет, состоящий из двух адмиралов и пяти представителей парламентских партий, подготовил и направил в Риксдаг проект нового Закона об обороне. Он предусматривал изменение порядка выделения бюджетных средств на строительство новых кораблей - в течение 10 следующих лет в бюджет очередного года фиксированная сумма (11,06 млн. крон) вписывалась автоматически.
Закон предусматривал разделение флота на:
Флот открытого моря (Kustflottan) из 4 турбинных броненосцев береговой обороны, 5 крейсеров (из них 1 авианосец, hangarkryssare), 8 эсминцев, 8 миноносцев, 7 подводных лодок и 7 патрульных кораблей и
Броненосец береговой обороны Сверье (Sverige)
Силы береговой обороны (Lokalstyrkorna) из 3 броненосцев береговой обороны с паровыми машинами, 12 миноносцев, 4 торпедных катеров, 10 подводных лодок и 6 патрульных кораблей.
Броненосец береговой обороны Оскар II
Всего новый флот состоял из 74 кораблей различных классов, еще 21 корабль находился в активном резерве.
Несмотря на то, что Силы береговой обороны состояли из старых кораблей, им недолго оставалось быть местом службы военных пенсионеров. Закон устанавливал предельный срок службы кораблей различных типов, после которого они подлежали обязательной замене: 20 лет для броненосцев и крейсеров, 16 для эсминцев, 15 для миноносцев и патрульных кораблей и 12 для подводных лодок.
Торпедный аппарат броненосца Оскар II
Одновременно с проектом закона флот, по существующему порядку, направил в Риксдаг проект броненосца 1925 года. Новые корабли были несколько крупнее и быстроходнее броненосцев типа «Сверье» и отличались усиленным зенитным вооружением.
В башне главного калибра броненосца Густав V
В общем Швеция, став после Первой мировой сильнейшей морской державой Балтики, была твердо намерена оставаться таковой и впредь. По давнему обычаю противником номер один для нового флота являлся Советский Союз, за ним шли Великобритания и Германия.
Подготовка закона сопровождалась кампанией в прессе, напоминавшей Свену Свенсону о недавнем голоде времен войны. Газеты утверждали, что уж теперь-то новый флот прорвет любую блокаду и обеспечит Швеции свободу морских путей. Адмиралы рассчитывали, что Закон об обороне (не без определенных потерь) будет принят Риксдагом. Но этого не произошло.
Как известно, парламент суть собрание народных представителей и всякий депутат выражает волю и мысли своих избирателей. Сколько людей, столько и мнений.
Поначалу громче всех звучали голоса закоренелых сторонников мира. Мол, создание Лиги наций (Швеция входила в число ее стран-основателей), сделало невозможным войны. Совсем недавно в Вашингтоне великие державы договорились об ограничении морских вооружений и наверняка скоро сделают нечто подобное для малых стран и т.п.
Но высказывались и вполне здравые мысли. Вашингтонский договор оставил в линейных силах великих держав лишь сверхдредноуты. Как ни хороши были новые броненосцы, но со своими четырьмя 283 мм орудиями явно находились в иной весовой категории. Кроме того, вздумай какая-либо держава (под ней молчаливо подразумевалась Великобритания) вновь ввести блокаду Швеции, то ей достаточно задержать в портах шведские пароходы, а не направлять эскадру на Балтику.
В конечном итоге, Риксдаг согласился со строительством 8 эсминцев нового типа и авианосца для действий вместе с ними. Постройка новых броненосцев отменялась до достижения кораблями типа «Сверье» 20-ти летнего срока службы, средства на модернизацию выделялись лишь через десять лет после вступления в строй. По мере постройки новых эсминцев старые броненосцы береговой обороны (за исключением Оскара V) выводились в резерв.
Сигареты Эсминец
Почему же шведские адмиралы решили строить авианосец? Провал планов по строительству нового флота привел к тому, что тот мог достичь успеха в решительном сражении с неприятелем лишь за счет согласованных действий кораблей всех классов и береговой артиллерии. Опыт маневров показал, что для такого боя характерно быстрое изменение обстановки. Добыть и передать необходимые сведения могла лишь авиация.
Однако береговая авиация постоянно запаздывала, самолетам требовалось добраться до места боя и найти свои корабли. Стало ясно, что авиация должна быть всегда под рукой.
Адмиралы не теряли время зря. Уже в декабре 1926 года Флотский комитет подготовил и направил эскизный проект авианосца в министерство обороны, а то переправило его королю.
Авианосец имел следующие характеристики: водоизмещение 4500 тонн, длина по ватерлинии 135 м, ширина 14,95 м, осадка 4,5 м, мощность ТЗА 34500 л/с, максимальная скорость 27 узлов. Вооружение состояло из 6 150 мм орудий в палубных установках со щитами, 4 75 мм зениток, 8 40 мм зенитных автоматов «Пом-пом», 2 параванов и минных рельс.
Авиационное вооружение состояло из 12 многоцелевых самолетов (разведчиков-бомбардировщиков) со складными крыльями, хранившихся в закрытом ангаре. Длина полетной палубы составляла лишь 50 метров, поэтому взлет самолетов осуществлялся только при помощи двух катапульт. Для облегчения взлета палуба несколько наклонялась к носу. Стоимость корабля вместе с авиагруппой и вооружением определялась в 16,5 млн. крон.
В ходе обсуждения проекта высказывались опасения за остойчивость и мореходность нового корабля. Кроме того, бортовой залп из трех орудий главного калибра оказался очень слабым. Но главное, у флота изменились взгляды на применение корабельной авиации.
Авианосец должен был вести артиллерийский бой наравне с другими кораблями, поэтому перед его началом самолеты требовалось поднять в воздух. Учитывая возможные повреждения авианосца, посадка авиагруппы предполагалась на береговые аэродромы. Однако Швеция в то время не располагала развитой аэродромной сетью, что ограничивало район действия палубных самолетов.
Учитывая, что короткая полетная палуба становилось тесной даже для самолетов второй половины 20-х годов, моряки сочли необходимым вооружить будущий авианосец гидросамолетами. Иностранная практика показала, что они неплохо переносят хранение на катапультах, главное защитить их от прямых ударов волн, поэтому от закрытого ангара решили отказаться.
В итоге концепция корабля полностью изменилась. Орудия главного калибра теперь размещались в трех двухорудийных башнях и могли вести огонь на оба борта. Самолеты (их тип еще не выбрали) хранились на рельсах в кормовой части верхней палубы.
Проект крейсера разрабатывали с широким использованием конструкторских решений, примененных в новейших эсминцах типа «Эреншельд». Водоизмещение составляло 4800 тонн, длина по ватерлинии 140 м, ширина 14 м, осадка 5 метров, мощность ТЗА 38000 л/с, максимальная скорость 29 узлов. Вооружение состояло из 6 150 мм орудий в двухорудийных башнях, 4 75 мм зениток, 6 пом-помов, 2 х 3 533 мм ТА, 2 параванов и минных рельсов.
Копия подлинного чертежа. Осторожно, сильно кликабельно
Авиагруппа состояла из 8 гидросамолетов со складными крыльями, хранившихся открыто. Для их запуска предназначались две поворотные катапульты. Особое внимание уделялось обеспечению использования самолетов при неспокойном море. Для этого в корме предусмотрели довольно длинную надстройку. Рельсы для хранения самолетов доходили до кормовой трубы.
Густав V утвердил эскизный проект 24 февраля 1927 года и направил его в Риксдаг. Парламент утвердил решение о строительстве крейсера 13 мая 1927 года, но сократил на четверть выделяемые средства и перенес постройку в бюджет 1930 года.
Чтобы не тратить время зря и получить опыт эксплуатации авианесущих кораблей, флот принял решение перестроить в авиатранспорт выводимый в резерв броненосец Дристигетен. С него сняли башни главного и среднего калибра, на корме возвели большую надстройку с краном для подъема гидросамолетов с воды.
Одновременно в проект потребовалось внести множество изменений, чтобы уложиться в отпущенные средства. Флотским инженерам пришлось уменьшить водоизмещение и скорость корабля. Ввиду уменьшения длины корпуса пришлось отказаться от одной башни главного калибра. Ее орудия разместили палубных установках, поэтому по борту теперь можно было вести огонь лишь из 5 стволов.
Контракт на постройку корабля подписали с АО «Гетаверкен» 7 июня 1930 года. Тогда же сменили класс корабля. Теперь флот должен был получить вместо авианосца авианесущий крейсер (flygplankryssare).
Контрактные характеристики теперь выглядели следующим образом: водоизмещение уменьшилось до 4750 тонн, а длина по ватерлинии до 130 м, ширина 14,55 м, осадка 4,5 м, скорость хода 27 узлов, мощность ТЗА 33000 л/с. Вооружение состояло из 6 150 мм орудий, 4 75 мм зениток, 4 «пом-помов», 2 х 3 533 мм ТА, 8 гидросамолетов, 2 поворотных катапульт и 2 параванов.
Копия подлинного чертежа. Осторожно, очень кликабельно
Продолжение следует
___________________________
Источники фото:
http://www.sjohistoriska.se/http://z11.invisionfree.com/shipbucket/ar/t1396.htmhttp://www.alvsnabben.se/http://www.pipsidorna.se/tobak/svenska-tobaksmonopolet.htmlhttp://runeberg.org/