В «МОРЯКЕ УКРАИНЫ» № 2 (20.01) опубликованы воспоминания оператора Леонида Бурлаки
«Как Высоцкий в Санжейке уху с рыбаками варил» о съемках песни Владимира Высоцкого «Спасите наши души» для фильма «Прокурор дает показания» (в прокате «Особое мнение»).
Публикация получила отклик. Воспоминания прислал Анатолий Борисов, в той картине работал ассистентом оператора и был на тех же съемках в Санжейке. «Прокурор» была первая для него картина - естественно, был фотоаппарат. Наверно, единственный на съемочной площадке.
Фото 1. Съемка песни - второй слева спиной Виктор Жилин, по бокам - служители маяка, рядом с Высоцким Наташа Корчагина (сейчас ведущая актриса московского ТЮЗа), затем Высоцкий и актеры Геннадий Крынкин и Пауль Рине
Кто снимал «Особое мнение»
В начале июня 1967-го я работал ассистентом у оператора Леонида Бурлаки, который позже снял «Место встречи изменить нельзя». Еще одним ассистентом оператора, а фактически вторым оператором, был Валерий Козелов - до этого он работал в том же качестве с оператором Альбертом Осиповым в «Вертикали». У нас в операторской комнате висел ледоруб, который Валера привез со съемок с Кавказа.
Съемочную технику на этой картине обслуживал Володя Щукин - будущий второй оператор «Места встречи изменить нельзя». Бурлаке Володя Щукин нравился надежностью - неслучайно Леонид Антонович позже брал его вторым во многие свои картины.
Кого помню из съемочной группы «Прокурора»: второй режиссер Винников, ассистент режиссера легендарный Сергей Цивилько, звукооператор Игорь Скиндер, техник звукозаписи Константин Куприянов, помощники режиссера Сергей Манн и Лариса Ларина, механиком по обслуживанию съемочной техники был Валерий Барский - позже известный журналист, а бригадиром осветителей - тоже легендарный Шостак. Одним из осветителей работал будущий главный оператор одесского телевидения Анатолий Бурдейный. Директор картины - Серафима Бенева.
Место для съемок эпизода с Высоцким выбрали красивое - около обрыва на фоне санжейского маяка. Он потом «работал» ночью в кадре. Рядом была лесополоса. А вдали проходила дорога с электрическими столбами. Бурлака обреченно посмотрел на эту дорогу и столбы и неуверенно, без большой надежды произнес: «Неплохо было бы «перекалки» на тех столбах повесить». Это такие электролампы, которые горят ярко в перекальном режиме. Задача казалась невыполнимой, но в группе был помреж Сергей Манн (человек ДА), для которого не было нерешаемых вопросов. И ночью в день съемок на столбах светились яркие лампочки. Всего-то для нескольких секунд экранного времени в фильме. Как ему удалось это сделать в деревне у моря - неизвестно.
Уже ближе к вечеру на съемочной площадке появился Высоцкий - веселый и общительный. Он был уже в съемочной одежде: в брезентовой рыбацкой робе, рыбацких сапогах и «рябчике» наружу. Внешне он был обликом поручика Брусенцова, своего героя из «Служили два товарища», поскольку как раз в это время Володя и снимался в этом фильме под Одессой.
Володю многие знали по предыдущей работе в «Вертикали» и поэтому стали запросто приставать к нему: «Володя, спой то… Володя, спой это…». Но он не отвечал на просьбы, а ходил с гитарой вдоль обрыва, ухмылялся и напевал разные варианты на мотив будущей его «Цыганочки»: «Если Вас ударят в глаз, Вы, конечно, вскрикните. Раз ударят. Два ударят. А потом привыкните. Эх, раз еще раз, еще много, много раз» и так далее.
Кроме Высоцкого были заняты: главный герой картины (следователь Ковалев) финский актер Пауль Рине, Геннадий Крынкин (тоже следователь, друг Ковалева) и будущая прима московского ТЮЗа Наташа Корчагина. Здесь же были и два служителя с санжейского маяка. Родственники Леонида Бурлаки. Скорее всего, именно он и подсказал режиссеру эти места для съемок фильма, поскольку давно и хорошо их знал. Режиссер Жилин был москвичом и, естественно, доверял коренному одесситу Бурлаке выбор натуры.
Как снимали «Спасите наши души»
Маячники сготовили тройную уху из свежей рыбы, только что выловленной. Рыбы в уху клали не жалея. Аромат стоял вокруг фантастический.
Эпизод был такой. У главного героя фильма следователя Ковалева был друг, с которым они служили вместе на подводной лодке. В какой-то момент он как следователь переживает душевный кризис: не клеится на работе, ничего не получается с расследованием преступления, постоянно его подначивает прокурор. И вот, чтобы поддержать его психологически, утешить в этот самый тяжелый момент, к нему приезжает его друг-подводник, которого и играл Владимир Высоцкий.
Действие разворачивалось около костра на обрыве на фоне маяка.
Рабочий момент в Санжейке у костра с Высоцким
Снимали всю ночь. Сцена была такая - Высоцкий подъезжает на мотоцикле к костру, на котором варится уха. Пауль Рине с Володей обнимаются, приветствуют друг друга, Володя берет в руки гитару и начинает петь.
Эпизод был разбит на несколько кадров.
Первый - проезд мотоцикла вдоль той самой дороги с лампочками. Стоп. Этот кадр снимался с операторского крана, на площадке которого мы с Леонидом Бурлакой сидели. Это была очень высокая верхняя точка, с которой далеко была видна дорога за лесопосадкой. В процессе съемок камера опускалась, и подъехавший мотоцикл, на котором сидели Высоцкий с Геннадием Крынкиным, снимали уже внизу. Затем камеру с крана сняли и поменяли точку - приветствие старых друзей. Стоп.
Снова камера меняет точку - Володя с гитарой садится к костру и начинает петь. Стоп. Затем раскадровка самой песни. И после каждого снятого куска остановка и перемещение камеры. И все это под фонограмму, которая была записана предварительно в студии.
Если учесть, что в прежние времена снимали по много дублей плюс большое число кадров и все время песня «Уходим под воду в нейтральной воде...» давалась звуковиками с захлестом, плюс репетиции, то песня прозвучала больше сотни раз.
Мы слышали ее впервые, но к утру уже знали назубок из-за многократного повторения. Наутро молодежь группы ходила под впечатлением и орала: «На-по-по-лам», а ветераны, одуревшие от бессонницы, показывали нам кулаки и говорили: «Еще раз скажешь - убью!»
Уже в ходе монтажа фильма режиссер Виктор Жилин песню в фильм не поставил. Как говорил сам: «Это вставной номер». Хотя поначалу очень был заинтересован в песне. Но след в фильме от эпизода с Высоцким остался в виде реплик главного героя о былой морской дружбе, о подводной лодке и т. д.
Рабочий момент. У камеры Леонид Бурлака. Крайний слева Анатолий Борисов. Санжейка
Как появилась песня для фильма
О появлении песни для фильма рассказывал в одном из интервью сам режиссер Виктор Жилин: «С Высоцким мы встретились в Одессе в июле 1967-го в «Куряже» (общежитие киностудии. - А. Б.). Я тогда работал над поправками к сценарию «Особого мнения» (сперва он назывался «Прокурор дает показания»).
Однажды я услышал, - а слышимость в «Куряже» хорошая, - песню «Спасите наши души», которую бренчал Володя.
Причем именно бренчал - обкатывал какие-то куплеты. Через некоторое время он постучал, вошел ко мне, поздоровался, что-то попросил (не помню сейчас точно - что, кажется, кипятильник) и предложил: «Вы не хотите послушать, я песню написал...» А у Володи была привычка: проверять первые ощущения перед тем, как вынести песню на широкую аудиторию, на ком-то из друзей или знакомых.
Я зашел в их номер, и Володя показал эту песню. Она меня потрясла. И тогда я предложил: «Володя, не отдавай никуда эту песню. Я сделаю большой развернутый эпизод, просто для того, чтобы ты снялся и спел эту песню».
Высоцкому идея понравилась, и он пишет своей тогдашней жене Людмиле Абрамовой: «А я тут продал новую песню на киностудию. Песню писал просто так, но режиссер услышал, обалдел, записал - и сел переписывать сценарий, который называется «Прокурор дает показания», а песня - про подводную лодку.
Он написал две сцены новых, и весь фильм предложил делать про меня. В связи с этим возникли 2-3 съемочных дня, чтобы спеть песню и сыграть облученного подводника. Я это сделаю обязательно, потому что песню очень люблю. Еще он хочет, чтобы музыка была лейтмотивом всего фильма, значит, я буду автор музыки вместе с одним композитором, который будет только оркестрировать мою мелодию».
Поначалу режиссер бился за этот эпизод. Я сам случайно присутствовал при разговоре Жилина с директором фильма Симой Бениовой. Жилин ей сказал: «Надо бы Высоцкому рублей двести заплатить за песню».
А она: «Да ты что?! Такие деньги!»
- «Ну, он же специально для фильма песню написал».
Вообще, фильм получился не очень интересным. Каким-то академичным. Хотя актерский состав был сильным. Там играли Ефим Копелян, Эльза Леждей, Пантелеймон Крымов, Нина Ургант, Лев Золотухин, Юрий Дубровин, в главной роли Пауль Рине.
Изначально по сценарию фильм был кабинетным таким, павильонным, и режиссер всячески пытался его разнообразить, разукрасить. Поэтому массу эпизодов из кабинетов переместили на натуру - куда возможно. Где-то герои ловят рыбу в лодке на море, где-то они в кафе сидят, ходят по улицам. Поэтому и эпизод с Высоцким не помешал бы, а фильм с Высоцким стал бы историческим.
Сейчас «Особое мнение» - киноклассика
Но если посмотреть объективно, то на фоне нынешнего кино «Особое мнение» сейчас смотрится очень даже неплохо. Есть картина и на YouTube.
Фильм достаточно красиво снят. Вообще Леонид Бурлака был очень рисковым оператором. Ради выигрышного кадра его абсолютно не волновала собственная безопасность.
Анатолий Борисов с Леонидом Бурлакой на операторском кране в Санжейке
Как примеры - съемка в той же Санжейке первых кадров фильма, когда подкатили операторский кран к самому краю обрыва, а стрела этого крана была установлена на обыкновенном грузовике, и выставили стрелу метров на пять-шесть над обрывом, и мы на краю этой самой стрелы с Бурлакой и сидели во время съемок. Внизу высота метров 15-20. Если посмотреть на оползневые обрывы Санжейки, то становится немного не по себе.
Или съемки на специально построенной для фильма водной станции на Каролино-Бугазе. В Днестровском лимане, метрах в двадцати от берега, был установлен на уровне воды практикабль - такая легкая переносная вышка.
Водная станция на Днестровском лимане
Рабочие тащат часть практикабля. Санжейка
Так вот, на площадке этого практикабля стояла кинокамера на штативе, и мы располагались с Бурлакой сбоку. Снимали проезды воднолыжников, которых тянул катер. Воднолыжники делали вираж, наверно, чуть ли не в метре от нас и окатывали нас с Леней с головы до пяток мощной волной. Кадр-то очень эффектный. Но иди знай, а вдруг моторист катера просчитается и воднолыжник на огромной скорости врежется в нас?
Лихой был оператор Леонид Бурлака. Можно посмотреть его масштабные съемки торпедных катеров в фильме «Прощай». Признана в 1965-м лучшей операторской работой в Союзе.
В 67-м отмечали в Шабо, в школе, где жила съемочная группа, день рождения режиссера Жилина, и актер Геннадий Крынкин как подарок имениннику спел под гитару песню Высоцкого «А тот, кто раньше с нею был».
Я песню эту услышал впервые. Геннадий пел ее очень лихо, залихватски так. А перед исполнением заметил - в честь нашего любимого друга, которого здесь нет, - имелся в виду
Владимир Высоцкий. Анатолий Борисов,
«МОРЯК УКРАИНЫ»,
№ 5 от 10.02.2016-го
Справка
Борисов Анатолий Андреевич - журналист, режиссер, оператор. Окончил филологический факультет Одесского государственного университета имени Мечникова (нынешний ОНУ).
С 1967 по 1969 работал на Одесской киностудии: ассистент оператора в фильме «Особое мнение» (рабочее название «Прокурор дает показания»), звукооформитель в кинокартинах «Короткие встречи», «День ангела», «Случай из следственной практики», «Последняя прядь», «Белый взрыв», ассистент звукооператора в фильмах «Если есть паруса», «Повесть о чекисте», «Опасные гастроли», «Тринадцать поручений».
На фото: 1) Съемка песни - второй слева спиной Виктор Жилин, по бокам - служители маяка, рядом с Высоцким Наташа Корчагина (сейчас ведущая актриса московского ТЮЗа), затем Высоцкий и актеры Геннадий Крынкин и Пауль Рине
2) Анатолий Борисов с Леонидом Бурлакой на операторском кране в Санжейке
3) Рабочий момент в Санжейке у костра с Высоцким
4) Рабочий момент на Днестровском лимане
5) Рабочий момент. У камеры Леонид Бурлака. Крайний слева Анатолий Борисов. Санжейка
6) Знаменитые обрывы в Санжейке. Лето 1967 года
7) Водная станция на Днестровском лимане
8) Рабочие тащат часть практикабля. Санжейка
9) Водная станция на Днестровском лимане
Click to view
Как Высоцкий в Санжейке уху с рыбаками варил Фильмография Высоцкого насчитывает около 30 кинолент. Однако есть одна картина Одесской киностудии, куда так и не вошли эпизоды с Владимиром Семеновичем. В 1967-ом году режиссер Виктор Жилин снимал фильм под рабочим названием «Прокурор дает показания» (название для экрана «Особое мнение»). Это детективная история рассказывает о том, как молодой следователь Ковалев вычисляет личность убитого и его преследователя - в прошлом провокатора, выдавшего гитлеровцам группу подпольщиков.
Высоцкому специально была придумана эпизодическая роль подводника, получивший высокую дозу облучения. В фильме должна была звучать песня «Спасите наши души!», которую он исполнял, сидя на берегу с гитарой.
(
Читать дальше... )