Фото
взято здесь О том, что т/х «Munzur» арестован и отконвоирован в Палермо, Наталья узнала из программы Интернет, которая позволяет отслеживать перемещение судна по водам мирового океана.
Ничего никому не скажу?
Тут же возник вопрос, почему не сообщили об этом из «крюинговой» компании, при посредничестве которой муж уходил в рейс? Неужели инспекторы, отправившие моряков «под флаг», не заинтересованы, чтобы в семьях были спокойны и готовы к спасению украинцев, если понадобиться их помощь?
- Посредническая компания работает легально. У нее есть связь с судовладельцем. Только он с новогодних праздников не выходит на контакт, - говорит Наталья Фальковская, посматривая на часы. В Одессу приехала из другого города.
Подсуетиться должны родственники
Хозяин судна - турок. С турецкими судовладельцами у моряков чаще всего возникают сложности и осложнения при заключении контрактов. Отчасти потому, что они признают только морской паспорт. А к Удостоверению личности моряка, которое выдается украинцам, относятся примерно, как к пропуску через проходную порта. Это несколько снижает возможность требовать от страны Полумесяца строго соблюдения законности в трудоустройстве «подфлажников».
Тем не менее, воздействовать на хозяев Босфора можно. Наталья обратилась в Благотворительный фонд помощи морякам «Ассоль». Там поручили партнеру-адвокату найти хозяина т/х «Munzur» и вступить с ним в переговоры. А также встретиться с украинским консулом в Турции, для содействия по дипломатической линии. Но больше всех возможностей у родственников моряков.
Арест в открытом море
В вахтенном журнале нынешних морских происшествий первая запись об этом случае значиться 3 декабря 2015-го года. Судно загрузилось в Касабланке, ненадолго зашло в Сеуту. И взяло курс на Израиль, чтобы после выгрузки стать в Турции на ремонт. Когда судно поравнялось с островом Сицилия, его остановили катера береговой охраны Италии.
- С 3 декабря т/х «Munzur» пропал с электронной карты, - говорит Наталья.
Перед этим у нее был сон с дурным предзнаменованием. Выяснить, что произошло, она приехала в Одессу, поскольку ее муж уходил в рейс от одесского «крюинга». С ее слов, сложилась картина задержания: морская полиция остановила судно в море на основании полномочий, данных им несколькими странами, среди которых Италия, Испания, Греция, объединившие усилия для борьбы смеждународным наркотрафиком. Итальянские власти без долгих трудов нашли на борту 13 тонн гашиша. Злополучное судно отвели в порт. Да, именно злополучное, потому что оно уже попадало в дерьмовые истории и подвергалось аресту за контрабанду. А экипаж отправили в тюрьму.
Наталье удалось собрать скудные данные об их судьбе. Украинцев содержат вместе с местными уголовниками. Как там кормят, дают ли смену одежды, простыни, возможность помыться, - ничего не известно. Телефонные переговоры узникам запрещены. Они в разных камерах, и общаться могут только во время прогулок по тюремному двору.
Сколько будет длиться следствие, Бог весть. Так, с марта 2015-го в тюрьме на острове Крит безвыходно находятся украинские моряки, чье судно задержали греки с большой партией сигарет, признанных контрабандными («МУ» № 51 от 30,12.2015-го «Пленники на Крите: дело - табак?»). Запросы к грекам, когда же завершится расследование, обрывает ссылка на законодательство, которое отводит на это 18 месяцев.
Ах, ребяты-адвокаты
А в Италии? Наталья, кроме БО «Ассоль» успела обратиться в Морское апостольство «Христианская миссия для моряков» в Одессе. Позвонить в МИД Украины. Даже однажды поговорила с судовладельцем по телефону. Получила порцию обещаний. И стала ждать. Хотя, надо бы поторопить с ответом инстанции. Тот же совет сгодится и женам других моряков арестованного экипажа.
- Самое активное участие исходит от украинского консула Максима Коваленко, - говорит Наталья. - Он добился, чтобы украинцам дали адвоката. Сам он встретиться с ними не может.
Адвокат синьор Сальваторе - государственный. То есть работает на ставке, и за защиту моряков не получает никакого гонорара. Тем не менее, ему удалось добиться отмены производства о принадлежности экипажа к международному трафику.
Теперь для снятия второго обвинения в контрабанде гашиша к делу подключен второй адвокат. Это женщина, которая сразу намекнула, что неплохо было бы покрыть часть расходов на канцелярские принадлежности. Из опыта подобных задержаний известно, что за гарантию успеха нужно переслать стартовую сумму в 10 тысяч долларов. Иногда - евро! Это цена свободы.
Но также пример невысоких финансовых возможностей верных жен. Так, турок положил оклад капитану всего в 3,5 тысячи долларов.
В принципе, нанимать адвокатов должен судовладелец. Он же заинтересованное лицо в том, чтобы судно было освобождено. Теплоходик вполне новый, не старше 6 лет, терять, наверно, жалко. Но хозяин пока в нетях. Может, потому, что задолжал команде зарплату? Или еще за ним какой должок?
У моряков есть алиби
Среди арестованных украинцев несколько человек уходили, помимо одесского, от херсонского «крюинга», один - от измаильского «Бизнес-Консалт». Шестеро в этой «сборной», в том числе и муж Натальи, прилетели на борт менять коллег в Касабланке буквально за месяц до задержания под Сицилией. И были на этом судне впервые. Они просто не могли оказаться злонамеренными перевозчиками запретного товара, который, как известно, без предварительной договоренности невозят.
Почему держат за решеткой экипаж, если преступный клубок нужно начинать разматывать с грузоотправителя? «Пробить» получателя! Ведь по международным правилам моряк отвечает за сохранность и доставку груза. Но не за его качество или предназначение. Если моряков нужно оставить в Палермо, то почему нельзя добиться для них нахождения в более приемлемом помещении, чем тюрьма, на судне, например? Ответа нет. Нужно следить за событиями, или самими их создавать, пока все молчат…
Владислав Китик,
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 2 от 20.01.2016-го