(ВОКК подвел итоги года) Итог 7-ми собраний, 4-х круглых столов, 14-ти писем в центральные ведомства и правительственные инстанции. Рекордной оказалась по количеству обращениям к бюрократам тема Лицензионных условий: быть им или не быть. А если быть, то в каком виде. Таков, вкратце, объем работы за год Ассоциации «Всеукраинское объединение крюинговых компаний» (ВОКК).
За это время Лицензионные условия возвращались, заново обсуждались и в результате четырежды подвергались правкам и дополнениям. По одним данным, документ в своей последней редакции застрял где-то в пути. И так и не дошел до Кабмина. По другим данным, не дошел не только в прямом, но и в переносном смысле. По третьим - уже там! Но принят он или отвергнут - все равно не известно.
Но за время такого возвратно-поступательного продвижения созданы и в 2016-ом году вступают в силу новые интерпретации базовых для посредничества законов таких, как «О трудовой миграции» (и это уже должно повлечь изменения в контракте), «О внешнеэкономической деятельности». «О занятости». Придется учитывать статьи 54 и 117 Кодекса торгового мореплавания, которые описывают правовые условия работы в «крюинге». И, наконец, Закон о лицензировании. Трудно поверить, что чиновники, которым он позволяет «стричь купоны», откажутся от него. Весь ворох параграфов обяжет пересмотреть Лицензионные условия по пятому заходу. Не будет ли пересола?
Но вот вопрос: критерием того, что посредник легально работает на рынке морского трудоустройства, является наличие лицензии. Все остальные относятся к теневому «крюингу». Не окажется ли, что отмена лицензий приведет к обезличиванию тех и этих?
- Лицензия не является фильтром от мошенников. Теневой или, так называемый «черный крюинг» был прежде, и есть сейчас, когда не отменено действие лицензий, - говорит генеральный директор Ассоциации «ВОКК» Вячеслав Кисловский. - Мы предлагаем иной вариант. Это путь соответствия международным конвенциям, согласно которым посредникам будет выдаваться сертификат.
В своем отчете капитан также поведал, как долго всех убеждал, что для «подфлажников» лицензирование только обуза. Вначале большинство компаний выступили за то, чтобы данная юридическая процедура была сохранена в системе посредничества.
- Но постепенно в сознании членов ассоциации произошел перелом. И хотя оппоненты пишут, что «отмена лицензии приведет к экономическому коллапсу», теперь большинство «ВОКК-овцев» считают, что орган лицензирования - лишняя структура, потому что она никак не защищает моряков, - сказал В. Кисловский. И выразил сожаление, что в этом мнении не удалось консолидировать остальные «крюинговые» компании.
На отчетном собрании было также подчеркнуто, что не стоит обольщаться созданным Агентством по найму. Оно берет на себя функции от имени государства контролировать контракты мигрантов и заключать контракты с другими государствами, которые хотят видеть украинских моряков на своем флоте. Это только подливает масла в огонь коррупции. Потому что одновременно Агентство должно контролировать все компании, ведущие посредническую деятельность. Надстроечный аппарат раздувается в размерах за счет еще одного органа.
- Странно, ведь государственная структура не может вести коммерческую деятельность, - заметил по этому поводу секретарь Ассоциации Александр Сагайдак.
В противовес этой службе ассоциация предлагает развивать контроль со стороны общественности и саморегулирование, благодаря чему теневики будут автоматически вытесненными с рынка. Для того ВОКК и создавала «Кодекс крюинга». Он призван объединить компании, работающие по белому. Их список предается широкой огласке с помощью средств массовой информации. Остальные же вызовут сомнение в легальности своей работы. И моряки просто будут обходить их стороной.
За год ассоциации удалось закрыть проблему с отсутствием бланков для Удостоверений личности моряка, добиться упрощенной выдачи дипломов, отмены штрафов при проверках посредников. Настоять, чтобы рынок не делил компании в правах на «больших» и «маленьких».
Ректор Национального университета «Одесская морская академия» Михаил Миюсов сообщил, что в новом году в четвертый раз состоится международный форум «Образование в подготовке трудоустройства моряков». За полгода в ВУЗе будет установлен тренажер, полностью воспроизводящий машинное отделение судна. Сумму в 661 тыс. долларов нашли спонсоры. Представители ассоциации крюинговых кампаний поддержали ректора университета и одну из встреч следующего года полностью посвятят проблемам подготовки современных кадров для мирового торгового флота. И, конечно, вернутся к наболевшим темам. Так сказать, к нашим баранам.
Владислав Китик,
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 49 от 16.12.2015