В средине ноября пресс-служба СБУ (Одесское управление) сообщило, что некая Ольга, руководившая «крюинговой» компанией «Sannikols», брала с моряков от 300 до 2000 долларов за то, чтобы их квалификационные документы были подтверждены.
Схема ласкового вымогательства распространялась на представителей и офицерского, и рядового состава. Разница - в цене. Коррупционерка задержана. В ее столе найдены более полусотни фиктивных печатей, крюинговых компаний и государственных организаций, которыми мошенница успешно пользовалась.
Ее заклеймили позором и всякими словами, в выборе которых моряки на своем интернет-форуме не стесняются. Но иные форумчане по-доброму рассказали о случаях, когда их делали жертвами обмана.
Чужой пример - другим наука
Так, некто LokY пишет, как в Одессе моряка с 20летним стажем «развели» в одной фирме около «Привоза». Ему предложили подписать контракт, за любезность попросили 1000 долларов. Он проверил: такое судно есть. Ему дали билет на самолет в европейскую страну. Но там его никто не ждал. Стоимость билета была гораздо ниже, чем величина взятки. Когда он вернулся, фирма уже испарилась!
Сосчитать образцы мелкого надувательства - пальцев не хватит. Делец, представившийся Русланом, убедительно изложил условия контракта. Затем предложил сделать запись в книге отчетности, за что взял 400 гривен. И исчез. А названной им балкерной компании «Nordic Maritime» в природе не оказалось.
Случаев разоблачения крупного взяточничества, как с Ольгой, за год было три. Судебных решений по действиям этих и предшествующих аферистов данного жанра не было ни одного.
Нужна ли «партизанщина» в трудоустройстве?
- В принципе, «партизанские» конторы не мешают работать легальным предприятиям, посредничающим в трудоустройстве. В том смысле, что они нам не конкуренты и клиентуру не отбивают: моряков, желающих получить работу, в избытке, - выражает частное мнение директор «Ольвия Меритайм» Александр Сагайдак.
- Это явление пора искоренять, - считает генеральный директор Ассоциации «Всеукраинское объединение крюинговых компаний» Вячеслав Кисловский.
- Бороться с теневыми крюинговыми компаниями нужно хотя бы в соответствии с Конвенцией МLC 2006 года, которую мы хотим принять. Европейская система предполагает регулирование работы в сфере трудоустройства. Но никак не анархию. Теневики не несут никакой ответственности перед людьми и запросто попирают международные стандарты. Это - риск! Ведь мы гарантируем их выполнение.
А эти ребята не регистрируются, посылают людей в море наобум Лазаря. И нередко такая отправка попадает в разряд уголовных деяний. Кроме того, шарлатаны часто не могут даже установить уровень квалификации моряка. Если вообще на такое способны. И могут выпустить на рынок человека некомпетентного, аварийноопасного, что сильно роняет имидж остальных украинских «подфлажников».
В системе координат: жулик - не жулик
Чем оборачивается обращение к услугам левого «крюинга», лучше других знают в Благотворительном фонде помощи морякам
«Ассоль». На памяти ее председателя
Анны Муруговой десятки примеров, когда украинские моряки попадали в невероятные истории потому, что связались с недобросовестными посредниками.
- Кризис 2008-го года резко подорвал мировую промышленность, снизилась перевозка товаров. Множество судов оказались на приколе, были порезаны на металл. Соответственно сократилась и потребность в моряках, - делает она беглый обзор ситуации. - Одновременно стали заложниками скукожившейся экономики и посредники в трудоустройстве. В их среде произошло расслоение на легальных, на незарегистрированных, хотя честно работающих, и, на откровенных мошенников. Причем, официальные компании сворачивают свою деятельность, так как не получают достаточно заявок на морских специалистов. А «черный крюинг» расцветает махровым цветом. Его инструментом является обман.
Одним из видов надувательства моряков стало направление их на суда с просроченными регистровыми документами. Такие и сейчас стоят с украинцами на борту у берегов Африки. На фото в интернете эти суда смотрятся приглядно. Но документы «нарисованы» у них на один рейс. Большего судовладельцу и не надо. Поэтому он платит зарплату в первые два месяца, пока судно не дойдет до нужного порта и не выгрузится. Потом оно его не интересует. А люди оказываются брошенными в чужой стране без средств.
Иногда команду вербуют для переправки заведомо контрабандного груза. И тут судовладелец, как шулер в игре, рискует украинцами. Власти уличают суда в перевозке наркотиков, оружия и берут на цугундер. Правительства малоразвитых государств, где такое происходит, уповают на выкуп. Моряки им безразличны. Так, в сентябре этого года был после 10 месяцев плена освобожден экипаж контейнеровоза «AS Сastor» во главе с капитаном Станиславом Озаринским. В гвинейском порту Конакри судно арестовала местная полиция, заявившая, что в контейнере с сахаром обнаружены две упаковки кокаина. Кончилось тем, что немецкий судовладелец выкупил свое же судно за огромные деньги.
Украинские моряки другого экипажа уже год сидят в ливийской тюрьме. И перспектив вырваться не видно.
Иногда судовладелец организует наем на одно судно, а по прибытии дает распоряжение перейти на другое, разбитое, как старухино корыто. Наспех меняет название своей компании, чтобы замести следы. Или дает адрес офиса в доме, предназначенном под снос. Тем труднее этих работодателей искать, тем дороже обходится адвокат, тем меньше шансов, что удастся отбить свои законные деньги. Хрестоматийный пример - уже давно проданный т/х «Одесса», члены экипажа с которого безуспешно судятся за свою зарплату с середины 90-ых годов прошлого века. Да и счастливцы, добившиеся результата, потом горько соотносят полученную сумму с затратами времени и сил, ушедших на борьбу.
Понятно, что на риск толкает безработица. Успешных работодателей становится все меньше. На защиту профсоюзов морякам, идущим от сомнительных «крюинговых» компаний, рассчитывать не приходится. Наклеить «на бил-борды морды» аферистов от трудоустройства, как советуют некоторые форумчане, это борьба в формате комсомольской рубрики «Дали перца». Остается, как следует проверять надежность судовладельца в координатах: жулик - не жулик. Например, если буксир, который предлагается довести до ума, стоит в ремонте 3 года, как это было с семью моряками «Miss Ann», вернувшимися 10 ноября из Тринидад Тобаго, увы - без зарплаты, то факт сразу должен насторожить.
Владислав Китик,
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 47 от 2.12.2015-го