Самый длинный пароход «Харьков», или как везли зерно в голодные годы

Dec 04, 2015 18:01

В начале 30-ых прошлого века торговый флот активно пополнялся. Ширились внешнеторговые связи страны Советов. Закуплен за рубежом был и пароход «Анхальт», 1914-го года постройки на германской верфи «Бремер-Вулкан», в канун Первой мировой. Это был крупный сухогруз дедвейтом 11590 тонн, водоизмещением 16300 тонн. Мощность же главной паровой машины была порядка 4000 л.с. позволяла развивать скорость до 12 узлов. Длина судна 150 м, ширина л - 18 м., и осадка - 8,04 метра.
Судно ходило на линии Германия-Австралия. Во время войны пароход участвовал в военных перевозках, но уцелел.

В 1932-ом году «Анхаль» получил одесскую приписку, назван «Харьков» и считался по тем временам одним из крупнейших судов Черноморского пароходства.
В начале марта 1933-го года, погрузив в Одесском порту около 9000 тонн груза, в основном зерна, п/х «Харьков» последовал на Лондон.

Утро, когда «Харьков» должен был войти в Босфор, выдалось туманным, штормило. Из-за ошибки штурмана, судно оказалось на мели в районе ложного Босфора у мыса Кара-Бурну. Своими силами, работая машиной на задний ход, ему сняться не удалось. От экстренной помощи подоспевшего турецкого буксира капитан отказался. Поменявшийся ветер развернул и навалил корпус судна на лапы собственного якоря. К тому же погода еще более ухудшилась, начался шторм, ветер достиг силы в 9 баллов. Ситуация осложнялась еще тем, что на борту был груз зерна включая бобовые. Вода через полученные пробоины проникла в трюмы, а разбухший груз бобов разрушил водонепроницаемые переборки. Водоотливные средства невозможно было использовать, так как сетки насосов забивались зерном. Как результат судно переломилось. Натворив беды, шторм стих.

Судьба его временами казалась предрешенной. Однако подошедшие спасатели ЭПРОН, во главе с водолазным специалистом В.И.Повадиным и инженером Е.Е.Вагнером, прибывший ледокол «Торос», суда «Восток», «Черноморец», «Земляк», «Райкомвод» спасли «Харьков» от гибели. Они сняли пароход с мели, вернее с каменной гряды по половинам, разведенным в противоположные стороны. В первую очередь были произведены необходимые работы для обеспечения обеим половинам судна непотопляемости. Затем носовую часть отбуксировали в Стамбул, а кормовую - в Севастополь. На стамбульском заводе еще более обезопасили пробоины носовой части судна, затем отбуксировали ее в Севастополь ко второй половине. Для этого дождались благоприятных погодных условий. Вот тогда-то и родилось изречение «Нос - в Константинополе, а корма в Севастополе». Одним словом, самый длинный пароход...

Специалисты Севастопольского морского завода стали авторами и исполнителями смелого, уникального проекта восстановления «Харькова». Впервые в мировой практике обе оконечности судна были в сухом доке отцентрованы, а затем с помощью электросварки соединены. Задействованы были  судостроители и судоремонтники Одессы и Николаева. Из дока вышел целый воскрешенный пароход, получив все необходимые документы Регистра СССР.
Случай вошел в учебники. В далеком 1952-ом году, обучаясь на судомеханическом факультете ОИИМФ, на лекции по судоремонту подробно рассматривали этот уникальный метод восстановления п/х «Харьков».

В дальнейшем этот метод был широко использован при морских авариях. В частности, судоремонтники Архангельского завода «Красная Кузница» вернули к жизни сухогрузный пароход дедвейтом 10600 тонн, который потом еще долгое время плавал.
3 апреля 1934-го года восстановленный пароход вступил в строй действующих судов. Как одно из крупнейших судов ЧМП «Харьков» был поставлен на международные перевозки и большой каботаж в дальневосточные порты.

А еще п/х «Харьков» отличился в океанской буксировке 1938-го года. Цельносварной плавучий док грузоподъемностью 5 тыс. тонн, построенный на Николаевском заводе, предстояло буксировать в Петропавловск-Камчатский. Док, к тому же, должен был нести полезную нагрузку. Надо было доставить Амурскому речному пароходству катера «Чкалов», «Беляков» и две лихтерные баржи. Они находились на стапель-палубе на специальных киль-блоках и были укреплены стальными тросами. В общем, «Харьков» тянул на Дальний Восток 6500 тонн груза. Кроме того, на борту парохода находилось 3500 тонн бункерного угля и воды, что позволило ограничиться только двумя заходами в иностранные порты, сэкономив валюту.

В буксировке дока участвовал и мощный морской буксир «Тайфун». Для капитана буксира А.Федермана это был 25 рейс из Черного моря на Дальний Восток. Возглавлял экспедицию Г.А. Мезенцев - капитан дальнего плавания, высокообразованный судоводитель. Позже Георгий Афанасьевич Мезенцев возглавлял в 1936-ем году легендарный теплоход «Комсомол», который 14 декабря 1936-го года был пиратски потоплен испанско-фашистским крейсером «Канариас», а экипаж заточили в мрачную, построенную еще в средние века тюрьму Пуэрто-де Санта-Мария, где находились до конца 1937-го года. Об этом много писал впоследствии писатель Иван Гайдаенко, бывший матросом на то время.

Капитаном же «Харькова» был В.Э. Цильке - моряк с 30-летним стажем, он впервые в истории мореплавания буксировал плавдок транспортным судном.
Молодой, энергичный и способный судоводитель, И.Вавруненко был капитаном дока. Он уже имел опыт буксировки, перегоняя речные катера с Балтики на Дальний Восток. Вся команда экспедиции была укомплектована молодыми знающими свое дело моряками.

Флотилия вышла из Одессы 30 марта. Первый шторм встретили в Эгейском море. Док выдержал удары сильной зыби.
Стихия не раз затрудняла плавание. В Тихом океане шторм достигал силой в 9 баллов. Волны заливали стапель-палубу дока, выбило несколько деревянных клиньев, крепление груза ослабло. Моряки, находившиеся на доке, в тяжелейших условиях усилили крепление, и груз был сохранен. Ранее в Индийском океане во время шторма, потребовалось доставить людей с парохода на док, чтобы закрепить буксирные и крепежные тросы. Ничего не оставалось делать, как над бушующим океаном использовать трос, как подвесную дорогу, и в сетках переправлять людей. Это был настоящий подвиг.

21 июля 1938-го года караван на 20 дней ранее намеченного срока прибыл в порт назначения - Петропавловск-Камчатский. За 82 дня было пройдено около 11 тыс.миль через 10 морей и два океана.
Коллектив экспедиции достойно выдержал испытания океаном, но это не спасло некоторых руководителей этой операции от репрессий. Ведь это был 1938-ой год…
С окончанием буксировки п/х «Харьков» оставался на некоторое время на Дальнем Востоке. За образцовое выполнение заданий военного командования в период боевых действий на озере Хасан с 29 июля по 11 августа 1938-го года многие моряки были удостоены государственных наград. Среди них и капитан «Харькова» В.Э. Цильке.
Забегая вперед, следует отметить, что танкер «Донбасс», совершавший одиночное плавание от острова Новая Земля в Исландию под командованием капитана В.Э. Цильке, 7 ноября 1942-го года в северной части Баренцева моря погиб. «Донбасс» был потоплен артиллерией и торпедами в ходе неравного боя с немецким эсминцем Z-27. 16 человек экипажа во главе с В.Э. Цильке были взяты в плен. Погибло 29 человек.

После войны и вплоть до начала 70-ых прошлого века В.Э. Цильке работал в управлении Черноморского пароходства в должности капитана-наставника. Орден Ленина, полученный в предвоенные годы, он сберег в тяжелых условиях концлагеря, находясь в плену. Несмотря на преклонный возраст, Виталий Эмильевич отдавал все силы и огромный опыт молодым судоводителям, за что пользовался заслуженным авторитетом и уважением.

После Дальнего Востока п/х «Харьков» вернулся на Черное море и продолжал совершать грузовые рейсы.
С началом Второй мировой «Харьков» использовали для воинских перевозок. Но на этот раз судну не повезло. Во время погрузки зерна в Николаеве, в июле 1941-го налетела вражеская авиация. От прямых попаданий бомб, судно затонуло, вернее, коснулось днищем дна. 14 августа 1941-го пароход был взорван и затоплен, чтоб не достался врагу...
Так официально гласит Справочник ММФ СССР по погибшим судам в период Великой Отечественной войны. Но была и другая, неофициальная информация, которая замалчивалась. Немцы, испытывая большую потребность в тоннаже, подняли и восстановили пароход, дав ему новое название «Boy Federzen» и использовали его для военных перевозок из портов Румынии в Севастополь. 3 августе 1943-го судно в составе фашистского конвоя атаковала авиации Черноморского флота, включая торпедоносцев. Пароход «Харьков» под немецким флагом, следовавший из Севастополя повредили он, затонул западнее Крымского п-ва на более чем 100-метровой глубине. Точное место гибели пока не определено, поэтому не поднято, не обследовано, продолжая хранить свои тайны. Эти, ранее неофициальные данные, теперь подтверждает Морская Энциклопедия Одессы.

Олег Булович,
зам. председателя ветеранской организации
флота ГК «ЧМП» 
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 45 от 18.11.15

Одесса, Морские истории, ЧМП, Мемуары

Previous post Next post
Up