ХЕРСОНСКИЕ ГАРДЕМАРИНЫ: В ОГНЕ НЕ ГОРЯТ, В ВОДЕ НЕ ТОНУТ

Oct 22, 2015 09:00



25-го сентября Ассоциацию «Всеукраинское объединение крюинговых компаний» пополнила Херсонская государственная морская академия. Члены ВОККа как гости вошли в ее двери и не переставали удивляться.
Морские горизонты для курсантов здесь открываются с холла, где всегда почетный караул.



По мнению ректора Владимира Ходаковского это вызывает уважение к будущей профессии вахтенного офицера у каждого из 2-х тысяч учащихся.
ХГМА - пожалуй, самый старый морской вуз в Украине - правоприемник Херсонского училища торгового мореплавания, созданного в 1834-ом году. Херсонская школа морских кадров, это своего рода образовательный холдинг, из трех ступеней - самой Академии, Морского колледжа и Профессионально-морского лицея.

- Здоров'я бажаємо! - отдает честь старший по наряду курсантик.
- После службы отправить его на камбуз и дать двойную порцию каши, чтобы голос был командный, - дает распоряжение В. Ходаковский.

В нравах ХГМА, помимо специальности, прививать гардемаринам любовь к уставному порядку: это залог хорошего отношения к судну. Если курсант по лени или нерадивости «не тянет», ему приходится оставить учебу. Отчисляют даже с выпускного курса. Отбор кадров суров, но справедлив. Прямо дохнуло традициями петровского флота!
Но вот и сама курсантская наука. Для желающих «грызть ее гранит» есть 5 учебных корпусов, две мастерские, две водно-тренировочных базы. 12 кафедр. Плакаты, стенды, узлы судового оборудования в разрезах, макеты, тренажеры.



С разрешения В. Ходаковского посещаем занятия. В учебном классе электронных навигационных картографических систем тихо жужжат компьютеры. Всего в полной оснастке аудиторий такого «струмента» 325 штук, каждый имеет выход в Интернет.
И все же параллельно с электронной прокладкой курса будущих навигаторов учат определяться в море, как в старину, по звездам, работать со старыми добрыми бумажными картами (на случай, если свет отключат).
Соответствуют всем стандартам Международной морской организации IMO 8 виртуальных мостиков. Они достоверно воспроизводят рабочие ситуации при маневрах. Кадеты здесь выполняют роли рулевого и вахтенного штурмана. На экране все «прелести» швартовки в штормовых условиях. Даже эффект качки передается.



Суть обучения в классе по оказанию первой медицинской помощи такова: чем больше ребята осваивают на муляжах непрямой массаж сердца, умение вводить инъекции, тем больше верят, что флоту нужны здоровые люди.
Кабинет, где учат приемам борьбы с огнем, так обставлен современными средствами тушения, что величается «пожарным полигоном». В специализированной лаборатории дистанционного обучения изучаются флота мира. Там же подогревается надежда, что и свой флот у Украины будет. Тренажер, имитирующий грузовые операции, имеет аналог только в столице Филиппин Маниле.

- Тренажер крепления контейнеров. Лаборатория «Машинное отделение». Все курсы обучения разработаны вместе с Академией шведского клуба. Членство в нем обеспечено благодаря заботам ООО «Марлоу Навигейшн». Оттуда и информация обо всех новинках в области мореплавания, - говорит ректор ХГМА. - 23 сентября присвоили руководителю посреднической компании Борису Эзри Почетного профессора Академии.
Собственность компании и Специализированный тренажерный центр.

- Единственный в мире, на территории учебного заведения, - подчеркивает ректор. Эта изюмина обучения расценивается как структурное подразделение Академии. Тренинги проводятся в сетке учебных часов.



Директор Центра Андрей Кириллов работал на контейнеровозах, последний контракт - старпомом. Ему как знатоку «живого» судна предложили возглавить хозяйство, где учат борьбе за живучесть.
- Условия максимально приближены к настоящим, - говорит он.
Словом, прежде, чем ребята станут обладателями полного пакета сертификатов, нужных для выхода в рейс, им создают тот еще «девятый вал».




- Центр аккредитовала «Укрморречинспекция». Мы даем базовые знания по выживанию на воде, которые соответствуют требованиям IМО, - продолжает А. Кириллов. - Теории и практики примерно поровну. Начинаем с кабинета спасательных средств. Потом тренинг в бассейне.

Там инструкторы показывают, как правильно садиться в шлюпки, как пользоваться плотиком, как извлечь пострадавшего из воды с вертолета. На случай, если не удастся сесть в шлюпку, учим группу в спасательных жилетах, как держать сцепку кольцом, чтобы людей, оказавшихся за бортом, не разнесло волнами по морю. Всего - 15 направлений обучения.

Шлюпка - настоящая, приспособление для ее спуска - тоже. «Делают волны», как в естественной среде. Кабина вертолета самодельная, но передает все конструктивные особенности настоящего геликоптера, обслуживающего нефтяные вышки. Тем, кто будет работать в оффшорных кампаниях, не лишне умение выбираться из тесной кабины «вертушки», упавшей в воду.

Во дворе стоят контейнеры, воспроизводящие судовые помещения. Стажеры облачаются в настоящие противопожарные костюмы, вооружаются настоящими огнетушителями и ступают за комингс гасить настоящее пламя.
В создание комплекса вложено порядка одного миллиона долларов. Но он стоит того! Прошедший 5-дневный курс и в огне не горит, и в воде не тонет.

Сюда приходят до тысячи моряков в год. Приезжают из Одессы, из Крыма. Специальный морской тренинг проходит до 600 херсонских курсантов. Практически - весь будущий выпуск. Плату за обучение с них берут с 70-процентной скидкой. Кто хочет, могут обращаться в другие тренажерные центры. Пока этим правом никто не воспользовался.

Фотоальбом выложен здесь Владислав Китик, Анатолий Венгрук,
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 39 от 7.10.2015



                                                                        Вход

Подготовка, Курсанты, Венгрук Анатолий, Тренажеры, Херсон, Китик Владислав

Previous post Next post
Up