Долина мёртвых экскаваторов

Oct 06, 2015 15:01

Оригинал взят у dcfc_lad в Долина мёртвых экскаваторов


Морозовский карьер - один из крупнейших угольных разрезов Украины. Еще каких-то 5 лет назад здесь кипела работа. Каждый час огромные шагающие экскаваторы отгружали сотни КАМАЗов угля. Сейчас они потихоньку ржавеют и ждут, когда их пустят на металлолом. Техника советская, 70-х годов, и немецкая, еще довоенная. Этот пост - о железных монстрах Морозовского карьера.



Морозовский разрез - одно из немногих мест в Украине, где добывали бурый уголь. Предприятие с грехом пополам пережило 90-е и до недавнего времени работало. В 2009 компании отключили электроэнергию - за долги. Техника стала, персонал сократили, карьер быстро заполнился грунтовыми водами. Разрез ждет рекультивация - говорят, его хотят разрабатывать китайцы.

 3.

В последнее время Морозовский карьер очень популярен среди украинских любителей индастриала. Правда, с каждым месяцем «экспонатов» становится всё меньше, а попасть к ним всё труднее. Карьер хорошо охраняется. Сверху - два поста. Охранники - отличные ребята, раньше работали здесь экскаваторщиками. На мой вопрос можно ли спустится вниз, испуганно отвечают: «Та ты шо, там же донецкие металл режут!». Присмотрелся - таки режут. Груженые КАМАЗы снуют туда-сюда буквально каждые пять минут. Этот - только приехал на погрузку. Увозить есть что.

 4.

Мужики свято верят, что скоро экскаваторы починят и производство возродят. Как грицца - блажен, кто верует.

 5.

По подсчетам залежей угля здесь хватит еще лет на 20 активной добычи.

 6.

Главная достопримечательность карьера - огромнейший роторный экскаватор. Слева внизу стоит обычный - можно сравнить размеры.

 7.

Зовут монстра ЭРШР-1600. С маркировкой всё просто: экскаватор роторный шагающее-рельсовый, производительность 1600 кубометров в час. Чтобы было понятно - это около 200 КАМАЗов. Повторяю - в час!

 8.

Машина 1970 года постройки. Запчасти привозили по отдельности несколько лет и тут, на месте, рабочие собирали этого монстра.

 9.

Весит махина 4 000 тонн. Нет, я не опечатался - четыре тысячи. Это примерно как 80 железнодорожных пассажирских вагонов. В обхвате реально  почти с мою хрущевку-пятиэтажку.

 10.

Двигался он со скоростью два метра в минуту. Медленно, но верно)

 11.

Этот экскаватор разрабатывал карьер. Он шел по краю, срезал верхний слой, после чего драглайны приступали к добыче угля, а он спускался на уровень ниже и копал там.

 12.

Огромное колесо на конце стрелы - собственно, ротор. Диаметр - 16 метров. К нему крепилось 10 ковшей. Недавно их срезали на металлолом.

 13.


 14.

Драглайн. Он же - шагающий экскаватор ЭШ-6/45. С маркировкой - опять таки ничего сложного. Буквы просто аббревиатура. Цифры означают объем ковша (в кубометрах) и длину стрелы соответственно.

 15.

НКМЗ - Новокраматорский машиностроительный завод. Среди ржавчины еще проступает профиль Ленина.

 16.

Такие экскаваторы выпускали с начала 70-х до конца 80-х. Всего драглайнов этого класса НКМЗ склепал больше 300 штук. Их поставляли во все страны соцлагеря.

 17.


 18.


 19.

Лапки) Именно ими он «шагает».

 20.

Это - единственный экскаватор, по которому удалось полазать и даже забраться внутрь.

 21.


 22.

Немного деталей.

 23.


 24.

А это - его старший брат. Он в полтора раза больше. Длина стрелы - 70 метров. Для сравнения - это стандартная ширина футбольного поля.

 25.

Просто невероятные цвета. Никогда не видел такого сочетания в природе.

 26.


 27.

Воды с каждым годом всё больше. Местные говорят - глубина «высотой с три столба».

 28.

Говорят, каждый день уровень воды поднимается на 1 см.

 29.

Под водой - линия электропередач, конвейер и еще много чего. Почти утонул и один из шагающих экскаваторов. На фото они кажутся маленькими. На самом деле стрела правого экскаватора 70 метров, ковш - 10 кубов. Издалека они напоминают скелеты каких-то динозавров. Или жирафов.

 30.

Слева на холме - наш старый знакомый, по которому мы лазали.

 31.

Конвейерный мост - единственный в Украине. Трофейный. Мост привезли из Германии, после Второй мировой. Там он с 1929 года использовался на угольном разрезе в городе Брегвитц.

 32.


 33.

Также этот мост называют транспортно-отвальным. Не знаю в чем разница. Вроде как он самоходный.

 34.


 35.

Еще в карьере вроде как есть два старых немецких экскаватора. Но то ли я до них не дошел, то ли их уже успели разрезать на металл. Мы с вами не в Германии живем, поэтому музей из железных монстров делать никто не будет. Так что если хотите увидеть их в живую - поспешите.

 36.

Вот карьер на гуглокартах, если кому интересно. Только сейчас уровень воды гораздо выше.

Украина, Необычное, Техника, Милевич Виталий

Previous post Next post
Up