Застрявший на небольшом острове из-за штормов экипаж балкера Focomar был эвакуирован пассажирским шаттлом Aladin 18 августа 2015 года. В настоящее время команда отдыхает от потрясений в отеле в Джибути и одновременно пытается добиться справедливых условий репатриации - с выплатой зарплаты и компенсаций.
Как сообщает один из моряков, многие члены команды оставили на судне все личные вещи, в том числе наличные деньги. Домой им придется лететь в той же одежде, что 10 дней просаливалась вместе с ними на о. Самха. Проживание и питание в отеле оплачивает компания Sovereign-global - владелец судна-спасателя. Гостевую визу экипажу обещают продлить. Помимо карманных денег и билетов на самолет до Одессы морякам еще нужно добраться до своих родных городов по Украине. Вопросом возвращения потерпевших домой должен заниматься судовладелец - Ramona Navigation, который обещает вскоре решить эти вопросы, но гарантий не дает.
Урегулировать ситуацию экипаж пытается при поддержке лондонского представителя ITF. Нанимавший моряков крюинг Headway также пытается помочь и обещает как минимум обеспечить пострадавших наличными деньгами для возвращения домой. Из Украины моряков консультирует председатель ФМПСУ Максим Слюсаревский.
«В данном случае судовладелец или его представители обязаны обеспечить проживание, питание моряков в Джибути и транспортировку домой, а также принять меры для выплаты предусмотренных компенсаций, - комментирует Слюсаревский. - Если судовладелец уклоняется от выполнения своих обязательств, необходимо ставить вопрос перед компетентными властями Панамы».
Максим также подтвердил, что опасения моряков справедливы, и невыплата заработной платы действительно является частой практикой недобросовестных судовладельцев.
А к этому судовладельцу вопросов много. Помимо 10 несоответствий, зафиксированных во время инспекции Парижского меморандума 28 февраля этого года, экипаж рассказал о задержках заработной платы на 2-3 месяца. Кроме того, команду не обеспечили рабочей обувью (так называемыми safety shoes), так что морякам приходилось донашивать ботинки за предыдущим экипажем. Как сообщает источник с борта судна, питьевую воду члены команды приобретали за свой счет: альтернативой была опресненная морская вода, «но она не слишком полезна для здоровья».
Моряки отмечают, что контракты у них были неконвенционные, с заниженными зарплатами. За оформление подфлажных документов Ramona Navigation снимала с экипажа по 300-600 долларов, хотя обычно эти траты считаются операционными расходами работодателя.
В шторм 1 августа Focomar был полностью обесточен из-за поломки дизель-генераторов. На судне не было необходимых деталей для починки оборудования, по всей видимости, их просто не привозили. Два техника, греки, ранее прибыли на борт, чтобы установить запчасти, но не дождались нужных деталей. Вместо этого судовладелец дал команду продолжить движение в неисправном состоянии. Балкер ушел в дальнейшее плавание с техниками на борту.
С 1-го по 7-е августа обесточенное судно сносило по мелководью, т.к. якоря не держали. Шторм не прекращался - в Сомали начались сезонные муссоны. На помощь Focomar был отправлен спасательный буксир, который должен был встретить судно 9 августа, но не успел: утром 7-го балкер вынесло на большие глубины (около 1 км). Как сообщают члены команды, судно стало бортом к волне, был зафиксирован крен в 45 градусов. В офицерской столовой сорвало с креплений телевизор. Судно было в грузу (напомним, Focomar шел в Китай с грузом сыпучих удобрений). Члены экипажа уверяют, что при таком крене груз мог сместиться на один борт, что привело бы к потере остойчивости и опрокидыванию балкера. Поэтому было принято решение покинуть судно.
Сигнал бедствия подали еще на борту Focomar. Потратив 4 часа, чтобы преодолеть около 5 морских миль и добраться до острова Самхи, все 24 моряка благополучно сошли на берег и связались по рации с портом Сокотры. Высадка прошла с приключениями: побережье Самхи скалистое, и шлюпка побилась о камни.
На острове команда Focomar обнаружила небольшой рыбацкий поселок - около 100 человек. Жители Самхи предоставили морякам еду, места для ночлега и теплые одеяла, и самое главное - связь с Сокотрой.
«Живут они очень бедно, в каменных кишлаках без окон, у самих очевидные проблемы с едой. И все равно они нам помогали, - рассказывает один из членов экипажа. - Без помощи местных жителей мы могли не дотянуть до прибытия спасателей: укрыться от солнца на острове особо негде, что при нехватке воды фатально. Наших запасов даже при жесткой экономии хватило бы всего на 5-7 дней».
Обитатели Самхи делились с моряками скудным рационом: рисом и хлебными лепешками. По примеру местных жителей вместо дров потерпевшие использовали деревянные обломки других судов с юго-западной части острова. В благодарность за помощь экипаж Focomar оставил местным жителям шлюпку.
10 августа экипажу удалось связаться с японским военным кораблем, но он не смог подойти к острову из-за штормовой погоды.
«Сокотра докладывала каждый день, что их вертолет готов к вылету и ждет погоды. Все время штормило, был сильный ветер и вертолет не мог сесть, - продолжает рассказ источник с борта Focomar. - 13 августа у нас подошла к концу наша питьевая вода, пришлось просить о помощи местных. Воду они добывали из горных источников, но мы ее все равно кипятили для дезинфекции».
В тот же день моряки вышли на связь с другим военным кораблем, европейским. На следующий день их вертолет предпринял очередную попытку спасения, к сожалению, неудачно. Тем не менее, пилот смог сбросить еду и питьевую воду.
18 августа судно-спасатель смогло преодолеть шторм и забрать моряков с острова. 4 дня спустя весь экипаж прибыл в Джибути, где он и находится до сих пор в ожидании репатриации.
Источник:
Работник моря