- А по морскому поверью: не к добру. Как же так?
- А это, смотря какая женщина!
Фото сделано в
Коринфском каналеТатьяна Олейник на флоте почти сорок лет. 17 из них - в звании капитана дальнего плавания. Легко ли было пройти этот путь, который бывает не по плечу и сильным мужчинам? Устоять, не отказаться от выбранного жизненного курса?
Связаться по телефону с «Килией» удалось перед отходом. Затем еще пару раз мобильный оператор доставал теплоход почти перед Босфором. Капитанский мостик дунайского сухогруза - теперь рабочее место первой в независимой Украине леди-капитана.
- Каждый человек приходит в мир со своим предназначением. Я родилась в День военно-морского флота. Это как знак, что выбор мой был уже предопределен, - говорит Татьяна Витальевна. - Возможно, увлекали своими историями моряки, дружившие с моей бабушкой одесситкой. Я с детства знала, что следовать такой судьбе тяжело. А со временем узнала - насколько это непросто!
После школы Татьяна оставила родной Киев и поехала поступать в Одесское высшее инженерное морское училище (сегодня - Одесская национальная морская академия). Но двери ВУЗа, куда принимали только парней, были закрыты для девушки.
Тут и проявился характер! Татьяна приняла поставленные перед ней условия, выдвинутые не без умысла отбить у нее охоту стать капитаном. Закончила техническое училище, год отработала матросом, после чего прошла вступительные испытания на факультет «Морского судовождения» Киевского речного училища.
Потом было Херсонское мореходное училище имени лейтенанта П. Шмидта, при этом обучение совмещалось с работой на флоте. Так миновало 7 лет. Наконец, ректор ОВИМУ Василий Михайлович Залетов, уважая настойчивость девушки, посоветовал подать прошение министру морского флота Тимофею Гуженко.
И Татьяна добилась разрешения. Преподаватели, профессура «вышки» сразу разглядели в первокурснице с двумя косичками человека, характер, всерьез устремленный учиться навигационному делу. Оценили приобретенный ею опыт работы на судах типа «река - море».
Будучи штурманом пассажирского лайнера «Маршал Кошевой», Т. Олейник в начале 90-ых годов минувшего века часто посещала Одесский порт.
13 лет была главной на мостике и рачительной хозяйкой т/х «Иван Сергиенко». Вслед за ней экипаж его любовно называл «Ванечка».
И вот рейд Херсонского порта, борт судна «Килия», все та же позолота капитанских погон и прилагаемые к ним заботы. Они не меньше от того, что теплоходик невелик: 88 метров длиной,15,5 метров шириной грузоподъемностью 3700 тонн. Но у него, как и у океанских собратьев, неограниченный район плавания. Это один из шести судов типа «Измаил», построенный в 1993-ем году в Португалии на верфи Виана-ду-Каштело.
«Килия» работает в составе флота ЧАО «Украинское Дунайское пароходство». К сожалению, в порту приписки Измаиле бывает редко. Эти суда в последнее время в чартере, что, к слову, часто мешает должному уходу за ними. К счастью, теперешний фрахтователь компания «Юнайтед Тренд Интерпрайз Лимитед» заинтересована в том, чтобы судно содержалось в надлежащем техническом состоянии. И содействует экипажу.
Поэтому, на сей раз «Килию» «вычухали» на совесть, подняли скорость с 6,5 до 11 узлов. Судно сверкает чистотой, радует домашним уютом.
- Главное, что флаг за кормой украинский и труба теплохода в желтых и синих цветах. Иметь национальную идентификацию - дело чести украинца, - говорит Т. Олейник. - А самое дорогое - получать удовольствие от собственного труда. Профессиональная гордость капитана - это ухоженное судно, безаварийная работа, доставка сложных грузов в срок и без повреждений, маневры без лоцмана на «отлично»…
После одного из тяжелых по штормовым условиям рейсов за спасение т/х «Иван Сергиенко» Татьяна Олейник получила медаль «За заслуги перед украинским народом» и Почетную грамоту Верховной Рады Украины. Еще ее деятельность отмечена орденом княгини Ольги 3 степени (2012-ый год). В списке отличий также звание «Заслуженный работник транспорта Украины». Ученый совет Одесской морской академии ей в 2001-ом присудил научную степень кандидата технических наук по специальности «Судовождение».
Статус орденоносца не мешает быть принципиальной. По ее словам, из «Укрречфлота» уволилась, так как не приняла модную тенденцию сокращать численность экипажа.
- Такой подход снижает безопасность судоходства, ограничивает возможность безаварийной эксплуатации, - считает Т. Олейник.
И рисковать жизнями коллег не намерена. Недаром многие моряки с «Ванечки» сейчас работают вместе с ней на «Килии».
На прошлой неделе херсонский городской голова Владимир Миколаенко прибыл на судно, чтобы увидеть эту легендарную женщину, лично вручить ей почетную грамоту и подарки.
- В лице госпожи Татьяны я поздравляю всех моряков с прошедшим в первое воскресенье июля Днем работников морского и речного флота, - сказал мэр.
Да, редкая удача, когда судно приходит домой к празднику. Вот и «Килия» сейчас в плавании. И леди-капитан отмечала свой юбилей где-то в море, на пути к очередному порту.
Рядом остается толковый, слаженный не без ее усилий экипаж, любимая камышовая енотовидная собака Турандот, уроженка румынской части дельты Дуная.
Конечно, поздравили родные. Прекрасный подарок преподнес сын Орест - он получил в прошлом месяце диплом капитана дальнего плавания. Так, что Татьяна Витальевна - не только капитан, но и мама капитана!
Владислав Китик
По случаю:
«Моряк Украины» поздравляет Татьяну Витальевну с днем рождения. Желаем и дальше оставаться такой же обаятельной и женственной. Но не выпускать из рук штурвал первенства. Так держать! Теплоходу «Килия», как водится, 7 футов под килем. И морякам счастливого возвращения.