Черноморские круизы: перспектив больше, чем достижений

Nov 23, 2011 14:30




Итоги иногда подводим мы, а иногда - они нас. Итог круизного сезона-2012 для Одесского порта не то чтобы плачевен - и судозаходы, пусть чисто символически, возросли, и организационный задел на будущее наметился, но о настоящем круизном прорыве мы по-прежнему можем только мечтать.


В этом году Одессу посетило 73 круизных судна - существенно меньше, чем те 80, которые были в предварительных планах, и лишь на одно больше, чем в прошлом году. Три судозахода, как пояснил начальник Одесского морского торгового порта Юрий Васьков, пришлось пропустить из-за плохой погоды: туман не позволил судам пройти через Босфор в Черное море. Отметим, что в прошлом году темпы роста были заметнее - с 58 в 2009-м до 72 в 2010-м.

Не головокружительные успехи

И все же есть в итоговых цифрах и некоторый позитив - по количеству пассажиров рост оказался заметнее: их было 50 тыс., что на 5 тыс. больше, чем в прошлом году. Дело в том, что если количество круизных судов, посетивших одесскую гавань, возросло незначительно, то их размеры и пассажировместимость существенно отличались в большую сторону.

Эта тенденция, по данным Юрия Васькова, сохранится и в будущем: «Если в 2011 году из 73 судов 25 - чуть менее трети - были длиннее 200 м, то в 2012 г. из заявленных сегодня 64 суден 32 имеют длину свыше 200 м, т. е. их количество достигает 50 %». Отрадно также и то, что в этом году одесскую гавань посетили четыре новых круизных компании и девять судов, которые ранее не бывали в Одессе.

Однако портовики осознают, что почивать на этих жиденьких лаврах никак не светит. Ведь они прекрасно понимают, что созданный усилиями ОМТП пассажирский терминал нынче загружен менее чем на 5 %. «Количество судозаходов в большинство портов Средиземного моря в десятки раз превосходит наши показатели, - отмечает Юрий Васьков, - Неаполь, Барселона, Ларнака, Ливорно, Чивитавеккья - до тысячи судозаходов в год в каждый их этих портов». Свыше 400 круизных судов в год принимает и «пограничный» для Черного моря Стамбул. Юрий Васьков отмечает: из этих 400 судов в Черное море пошли только 75 и только два из них не посетили Одессу.

Т. е. проблема не в том, что Одесса уступает прочим черноморским портам - Черное море в целом не пользуется особой популярностью у круизных компаний. И на то есть вполне объективные причины.

Круиз - дело коллективное

Мы уже отметили, что в круизном судоходстве, как, впрочем, и в грузовом, существует явная тенденция к увеличению размера суден. Так вот, на всем Черном море принимать суда длиной вплоть до 294 метров могут только Одесса и румынская Констанца.

В отличие от грузового бизнеса, в круизном деле такое положение вещей нельзя назвать нашим конкурентным преимуществом. По законам индустрии впечатлений, чтоб оправдать заход в Черное море, круизные суда должны посетить здесь хотя бы три порта.

«В круизном судоходстве Болгария, Румыния, Россия, Грузия для нас не конкуренты, а партнеры, - говорит Юрий Васьков. - Чем больше будет круизных терминалов в Черном море, тем больше судов и в Одессу зайдет».

Огромное поле для работы существует и чисто в национальных рамках.

Глава совета по туризму и курортам Украины Евгений Самарцев считает, что в Украине есть только четыре точки, потенциально интересные для мирового туризма, это Киев, Одесса, Львов и Крым в целом. Как видим, два пункта вполне попадают в орбиту круизного судоходства. Причем на Черном море, по мнению Евгения Самарцева, они - вне конкуренции: «Ни Сочи, ни Бургас сравнить по культурно-историческому потенциалу с ареалами Одессы и Крыма просто невозможно». С инфраструктурой Одессы все благополучно - порт может принимать суда с максимально возможными для прохода через Босфор размерами, мощность пассажирского терминала имеет 20-кратный запас. Наметились положительные сдвиги и в Крыму. «Вице-премьер Борис Колесников создал рабочую группу, которая уже занимается заключением инвестиционного договора с одной из ведущих круизных компаний мира по развитию портов Ялта и Севастополь», - поведал Юрий Васьков. - «В ближайшее время должно появиться постановление Кабмина о возможности договора концессии по портам Ялты и Севастополя».

Речь здесь идет о возможном сотрудничестве с одной из крупнейших в мире круизных компаний Royal Carribean, которая уже почти год ждет ответа на свое предложение о сотрудничестве. Тем временем болгары в своем порту Бургас за счет европейского гранта планируют к 2013 году создать современный пассажирский терминал. Как мы уже говорили, это благоприятный момент и для наших круизных точек, однако воспользоваться им они смогут лишь в том случае, если и сами будут, привлекая современные формы хозяйствования, развивать инфрастркутуру.

«Ялта может зарабатывать на круизах не меньше, чем Одесский порт, - считает почетный президент ОМТП Николай Павлюк. - И все суда, которые идут через Одессу, могут идти и через Ялту». Николай Павлюк, который возглавлял ОМТП больше 20 лет, говорит, что внутренняя инвестиция порта в развитие круизной инфраструктуры за последнее десятилетие составила около 100 млн долларов.

Благодаря этому и другим факторам сегодня Одесский порт является лидером круизного мореплавания в Черном море и в этом качестве старается объединить усилия всех портов региона ради общей выгоды. Недавно Юрий Васьков был избран вице-президентом Средиземноморской ассоциации MEDCRUISE, в составе которой порт является директором по Черному морю. Одна из задач, которую он ставит перед собой в таком качестве, - это продвижение единого для восьми черноморских портов бренда Cruise Black Sea. Предполагается, что мировым круизным компаниям будет проще работать с одной ассоциированной структурой, объединяющей порты различных государств. Юрий Васьков говорит, что сейчас начались переговоры и с Новороссийском, который после значительного перерыва принял в этом году два круизных судна. Вскоре заметным маячком на Черном море должен стать и порт Сочи, реконструированный к Олимпиаде-2014.

Однако было бы явным заблуждением считать, что одно активное и повсеместное развитие портовой структуры даст однозначный и положительный ответ на вопрос о круизном будущем Черного моря. Второй причиной скромных успехов страны и города на круизном поприще Юрий Васьков считает убогую туристическую инфраструктуру.

Сухопутные проблемы морских круизов

Основным вопросом, к примеру в Одессе, Юрий Васьков считает проблему местного аэропорта: «99 % наших пассажиров - транзитные. Они прибывают и отбывают на судне. Однако международные стандарты круизного туризма ставят определенные требование и к аэропортам. И то, что в Одессе реконструкция аэропорта все еще не происходит, - фактор сдерживающий».

Одесские турфирмы указывают и на другие тормоза. Первый из них обнаруживается уже при выходе из морвокзала: пожилым людям - а таковых среди пассажиров круизных лайнеров немало - тяжело взобраться на Потемкинскую лестницу. В результате «30-40 % туристов остаются на судне и не идут на экскурсии».

Фуникулер, который мог бы разрешить эту проблему, больше простаивает, чем работает. Строительство канатной дороги, инициированное было Одесским портом, сегодня выглядит так же, как перспективы одесского метро. Самым больным вопросом туроператоры называют общественные туалеты - в центре города их явно не хватает.


Городские чиновники признают, что в этом году на развитие туристической сферы в городе не было предусмотрено никаких средств. В заслугу городу начальник управления культуры и туризма Татьяна Маркова ставит решенный вопрос парковки автобусов, задействованных в обслуживании круизных судов: в городе выделены пять парковок - достаточно обратиться в управление транспорта с заявкой, чтоб в определенные дня эти стоянки полностью отводились туристам.



Туроператоры благодарны, но отмечают, что крупное круизное судно обслуживают до сорока пассажирских автобусов, в центре же попросту нет точек, где можно припарковать более пяти…

При всех этих трудностях одесские туристические компании уже отработали 14 экскурсионных маршрутов.



Из нематериальных пробелов, считает вице-президент туристической компании «Пласке» Иван Липтуга, то, что город не создал свой новый образ, новый имидж, который можно было бы презентовать миру. Выезжаем в основном на советских и дореволюционных наработках, чьи реальные следы в городе уже сложно найти.

«Сегодня представление Одессы или частными компаниями или структурами власти - это совершенно разные картинки, которые у человека не ассоциируются с Одессой как единым целым», - отмечает Иван Липтуга. Т. е. даже на идеологически информационном уровне, где и средств особых-то не надо, - непочатый край работы.

От государства бизнесмены от туризма тоже ждут помощи, не так уж завязанной на звонкую монету.

Евгений Самарцев считает, что туристической отрасли от государства, прежде всего, нужно «стратегическое решение и описание алгоритма» - создание правил и условий, в рамках которых бизнесмены смогут решать все материальные и нематериальные вопросы туристической отрасли. Применительно к круизному направлению - есть необходимость в постановлении Кабмина по развитию круизного и яхтенного туризма, где бы, в первую очередь, была внесена ясность в вопросах, связанных с таможней и пограничной службой.

Насколько они сложны, еще в 2007 году прочувствовала компания «Укрферри», задавшаяся тогда целью возродить внутренне круизное судоходство на Черном море. Приобретенный для этой цели флагман пассажирского флота Украины теплоход «Южная Пальмира» компания продала, а о возрождении некогда популярной Крымско-Кавказской линии больше не говорит(?!)

Иван Осауленко

Фото Анатолия Венгрука
                 и Николая Никитина


Одесса, Круизники, Одесский морской торговый порт, Васьков Юрий, Венгрук Анатолий, Осауленко Иван

Previous post Next post
Up