В яхтенном комплексе летом. Фото из архива
Море и жизнь «Развитие морского и яхтенного туризма в Одессе» обсудили в конце зимы, 27 февраля в кают-компании Яхтенного комплекса Одесского порта. За круглый стол усадили чиновников департамента культуры и туризма города, администраций морских портов Украины, Одессы и Николаева, Федерации парусного спорта Одессы, известных шкиперов.
Открыл встречу начальник администрации Одесского морского порта Михаил Соколов (на фото):
- С недавних пор Черноморский яхт-клуб снова в составе порта, то есть в государственной собственности. Есть желание упростить жизнь яхтсменов. Яхт-клуб возглавил молодой специалист, и мы будем помогать в его начинаниях, чтобы жизнь яхтинга в Украине стала лучше и удобней.
Директор яхт-комплекса Артем Егоров к словам главы администрации добавил:
- Первую встречу назвали «Ветер перемен», собрали людей, кто верит в процветание Одессы как морского туристического центра, потенциал которого не до конца раскрыт.
Все участники круглого стола обозначили в анкетах наболевшие проблемы и предложили возможные пути их решения.
Яхтенный капитан Виктор Гликман, говоря о расцвете яхтинга 30-40 лет назад, вспомнил нескольких, как он их назвал, «удивительных людей одесского яхтинга»: Александра Станиславовича Самоходского - «врача поколения Гиппократов», Георгия Михайловича Вольдера, награжденного грамотой за достижения в парусном спорте еще в 1904-ом году, многолетнего главу одесской федерации парусного спорта Георгия Павловича Владыченко, и, конечно же, легендарного шкипера, создателя Ассоциации одесских яхтсменов Анатолия Вербу. Именно он в период развала СССР снарядил украинскую яхту в престижнейшую кругосветную гонку «Whitbread 93-94», благодаря которой об Одессе узнал весь мир.
«Сотни тысяч человек в Америке, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, в других странах и на континентах заговорили об Одессе как о городе первоклассных яхтсменов», - писали газеты тех лет.
Подробно об истории одесских яхт-клубов, начиная с императорских - Екатерининского и Черноморского, рассказал вице-президент Ассоциации одесских яхтсменов «Одесса-200» Андрей Скачек. Он показал фото знаменитых яхт тех лет, а также напомнил собравшимся, что в начале XX века в Одессе имелись так называемые общественные яхты, доступные любому члену клуба.
Юрий Таволжанский, начальник отдела международных отношений, евроинтеграции и логистики Администрации морских портов Украины признал, что существует много барьеров развития яхтинга, и рассказал, как АМПУ пытается упростить таможенный и пограничный контроль яхт.
- Мы предложили внедрить предварительные заявки, чтобы таможенная и пограничная служба не приходили на борт яхты вместе с экологами, санитарами и другими контролерами. Капитан должен иметь возможность сам прийти к «властям» с документами и оформить приход. А уже потом, если это действительно необходимо, «власти» могли бы осмотреть яхту. Есть еще ряд полезных наработок, но, проект не поддерживают контролирующие органы. Только таможенники отметили некоторые предложения, как достойные внимания. Мы соберем круглый стол и пригласим парусную общественность.
Официальную часть первого заседания яхт-клуба (в клубном понимании этого слова), сменило живое общение укротителей ветра.
Воспитанник Одесского яхт-клуба, а ныне капитан Одесского порта Александр Антонов отметил, что яхт-клуб распался как клуб, с распадом Союза. Произошло расслоение. Появились гонщики-профессионалы, группа любителей сходить на Тендру половить рыбку, группа «пиво-водка-шашлыки», и исчез тот дух единения, который был в прежнем яхт-клубе. Именно этот дух и нужно возродить.
- Нужна общественная организация, которая могла бы поднимать вопросы на самом высоком уровне, вплоть до министра и выше, от которой нельзя было бы отмахнуться, - сказал он.
Начальник Администрации специализированного морского порта «Октябрьск» Андрей Егоров высказал свой взгляд на задачи клуба с позиций администратора, который неоднократно помогал в организации различных регат.
- Сегодня проблема гораздо глубже, чем просто клуб по интересам. Менеджеру нужно что-то заработать. С него это требуют. Кроме того, не следует забывать о воспитательной и обучающей функции клуба, и для этого к его работе нужно подключать профсоюзы, потому что детишками в структуре морфлота кроме профсоюзов никто заниматься не будет.
Эмоциональным был председатель ЦФСО «Водник» Украины, капитан яхты «MAESTRO» Олег Сташкевич:
- Не развить яхтинг, яхтенный туризм без гонок. Все начинается с соревнований. И развал клубной жизни от того, что прекратили соревноваться. А возрождение парусной жизни в Одессе началось с того, что в 2001-ом году энтузиасты при поддержке начальников портов: Одессы - Николая Павлюка, Ильичевска - Станислава Стребко и Южного - Владимира Иванова, организовывали «Кубок портов», который в этом году состоится в 15-й раз. Потом присоединился облсовет, сделали «Кубок Черного моря», «Кубок Одесской области» и закрутилось.
- Сейчас снова спад. У портов нет средств. Из-за этого несколько раз уже срывались «Кубок Южного» и «Кубок Ильичевска, - констатировал яхтсмен, и тут же обратился к Юрию Таволжанскому: - Вы загубите «Кубок портов» или в этом году поддержите? Это стоит копейки!
А затем сам же объяснил свой каверзный вопрос:
- Когда были отдельные порты, все финансировалось. Либо сам порт давал средства, либо через профсоюз. А сейчас все кивают на АМПУ, говорят «да», а когда до дела доходит, то все буксует. Поймите, если мы будем рассказывать, куда нужно писать, никогда в жизни контролирующие органы не ослабят существующую систему. Это их источник заработка.
Поддержал тему Сергей Червяков, вице-президент ПФУ, ООФПС, вице-командор Всеукраинского крейсерско-гоночного союза Украины (ВКГСУ), яхтенный капитан. К слову, один из тех энтузиастов, которые взялись собирать первый «Кубок портов». И так - полтора десятка лет подряд.
- У нас бы уже давно были международные парусные регаты - мешает законодательство. Никакой иностранец, даже получив наше приглашение, не поспешит сюда, так как сразу же попадет в лапы пограничников, таможенников, других контролеров. Кроме того, как же приглашать, если до последнего неизвестно, будут ли деньги.
Яхтсмены - люди клубные. Они моментально узнают, что, где, как. В начале 90-ых годов в яхт-клубе в Отраде был наплыв. В него за сезон приходили десятки, а то и сотни яхт под всеми флагами. Пару ошибок тогдашнего руководства яхт-клуба, неправильное отношение к яхтсменам, и очень быстро, за три года в Одессу перестали ходить. Есть, правда и хорошая тенденция. На средства областного бюджета создана областная детская школа по парусу (КВУЗ «ОДЮСШ по парусному спорту»). Она готовит юных яхтсменов в Рени, Сергеевке, Затоке, Южном. В перспективе - Ильичевск. Детские соревнования по парусному спорту перенесены из Севастополя в Сергеевку. Так что смена нашим заслуженным яхтсменам растет.
Человеческий фактор развития яхтинга обозначил Натан Гонопольский, член президиума ООФПС, капитан яхты «Ланжерон».
- Расцвет яхтинга обеспечивали люди государственного мышления. Когда развитие спорта рассматривали не с чиновничьих позиций, а с державных. Пример - пожалуйста, Николай Пантелеймонович Павлюк (начальник Одесского порта с 1985 по 2011 г., ныне Почетный Президент Одесского порта - авт.). Такой подход позволил в свое время создать эту марину и сохранить Отраду.
Я не говорю, что не должно быть бизнеса. Слава Богу, что в Одессе много яхтклубов, что там есть серьезные бизнес-структуры. Но опыт показывает: как только это дело отдается на откуп бизнесу целиком, как только уходит государственное регулирование, в лучшем смысле этого слова, ничего хорошего из этого не получается.
Слово снова берет Андрей Скачек:
- Если зашла речь о государственном подходе, то правильно было бы, чтобы и администрация морпортов обратила внимание на планирование развития яхтенной инфраструктуры. Потому что, если яхтам негде стоять, то и гонки проводить негде. Есть стоянки - будут и гонки, и базы, и все флаги в гости к нам.
Это мнение вызвало полемику и в разговор включился сначала директор марины «Сосновый берег» Алексей Ивакин, а затем и все шкиперы.
- Мне кажется, что сегодня есть, где стоять, а лодок-то нету…
- Не в этом дело. Государство само никогда не построит марины…
- Правильно! Государство должно разрешать…
- Вот я и говорю: нужно создать условия, чтобы бизнес вкладывал деньги в марины.
- Получается замкнутый круг. Лодок нет - марины не нужны. Марин нет - негде держать лодки.
- На миллионный город Одессу всего 400 стояночных мест. И они не заполнены.
- Потому что гонок нет. Одесские яхты стоят в Турции, потому что там есть, где гоняться.
Сергей Осташко, «Моряк Украины», № 9 от 11 марта 2015