Первая встреча членов Координационного совета морских профсоюзов с новым главой ведомства не дала моментальных результатов, но обозначила конструктивный диалог, который стороны намерены системно продолжать.
Во время рабочей поездки в Одесскую область министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский обсудил актуальные вопросы профсоюзов в присутствии руководства Администрации морских портов Украины (АМПУ).
Предложения Координационного совета и его председателя, главы профсоюзов работников морского транспорта Одесского порта Владимира Зайкова, «Моряк Украины» освещал только в этом году трижды (№№ 3,4, 6).
Среди наиболее злободневных вопросов, которые на контроле Координационного совета в последнее время: проблема брони для квалифицированных специалистов от мобилизации, кадровая политика, в том числе и требование правительства сокращения численности админперсонала на 20%, своевременное принятие финансового плана, реформа морской отрасли.
- Мы понимаем, что успех следующего этапа портовой реформы также в значительной степени будет зависеть от наличия конструктивного диалога между руководством отрасли и трудовыми коллективами, в лице их выборных органов - профсоюзов, - высказался координатор КС Владимир Зайков.
Как только «Закон о морских портах в Украине» набрал силу Координационный совет морских профсоюзов еще в ноябре 2013-го обратился к руководству Министерства инфраструктуры с предложением привлечь профсоюзы к участию в процессе предварительного согласования условий передачи частным стивидорам имущественных комплексов, находящихся на балансах госпредприятий.
- А сейчас мы хотим контролировать кадровый процесс, участвовать в согласовании отраслевого соглашения, добиваться упрощения некоторых бюрократических процедур в АМПУ, - подчеркнул Владимир Никифорович.
Лидеры профсоюзного движения, входящие в КС также акцентировали внимание главы ведомства на кадровой политике министерства. И тут с их точки зрения важно, что бы руководители, назначаемые на важные должности в морской отрасли, были профессионалами своего дела. Большинство членов КС считают, «что на сегодняшний день руководство портов в целом соответствует занимаемым должностям».
- Профсоюз, это, прежде всего люди, которые всю жизнь работают в коллективах, они знают каждого докера, крановщика, руководителя подразделения, и реально могут оценить их степень профессионализма, а поэтому «варягов» тут просто не воспримут, - разъясняет Владимир Зайков.
Еще одна серьезная проблема - обязательное сокращение численности штатов. И хотя учитывая реалии сегодняшнего дня без этого не обойтись, (в новом законодательстве предусмотрено 20 процентное сокращение численности штатов, и есть соответствующее распоряжение АМПУ от 26.01.2015-го года).
Лидеры профсоюзного движения просят руководство Министерства инфраструктуры подойти к этому процессу «взвешенно».
- Только в одесском порту - это пятая часть, более полутысячи сотрудников, - конкретизирует, Владимир Зайков.
Причем, уточняет, что как правило, сокращению подлежит админперсонал, который обеспечивает жизнедеятельность предприятия. С одной стороны, вырастить таких специалистов - нужны годы, с другой, входя в реформу, порты уже сократили кадры до минимума.
- Поэтому необдуманное сокращения сегодня - это как резать по живому, - считают профсоюзники, - ведь предприятие расширяется, для реализации инвестпроектов нужны профессионалы. А где их потом брать?
Конечно, статус «госпредприятия» расходится с рыночными условиями. По всей видимости, задача Минсоцполитики - определиться, какие именно специалисты подлежат сокращению, с тем, чтобы правильно провести оптимизацию админаппарата.
На встрече затронули и другие важные проблемы отрасли. Так закон о портах закрепил статус Украины, как морской державы, и установил целый ряд существенных правовых норм, создана Администрация морских портов Украины.
К сожалению, разграничение функций и утверждение основных положений об АМПУ осуществлялось в период расцвета коррупции во всех сферах экономики Украины, что и привело к сохранению за ней ряда не присущих ей хозяйственных направлений, и как следствие к снижение качества выполняемых функций управления.
- Есть негативная динамика с июня 2013-го года в портовом хозяйстве, - считает Владимир Зайков. - И для прекращения дальнейшего углубления негативных процессов в морской отрасли необходимо в кратчайшие сроки провести ряд кардинальных реформ, которые должны быть рассмотрены на специальном заседании правительства, по благоприятным, экономически оправданным условиям работы морской отрасли с привлечением широкого круга предпринимателей и инвесторов.
С этим согласились все учасники Координационного совета.
- Те, кто начали реформирование, увеличил стоимость услуг в 4 и больше раз. Инвестирование в отрасль и развитие предприятий нет. А это именно то, на что была направлена реформа. Ведь что важно для порта: качество причала, глубина дна, оборудование и клады. Все это должно быть высокого класса и качества. А инвестиции в это отсутствуют. Смотрите, в этом году в качестве доходов Илличевским портом было перечислено 376 млн. гривен, а предприятию не оставили ни копейки, - поделился наболевшим председатель профсоюза Илличевского порта Сергей Брызгалов.
Подымался вопрос и по поводу профессионализма управленцев, которые сейчас занимаются «реформами отрасли». От них, к сожалению тоже не все зависит. Особенно, если финансовый план утверждается только в конце года (?!) При этом позиция всех профсоюзов морского сектора экономики, что бы этот финплан утверждался только на уровне министерства инфраструктуры.
Лидеры профсоюзов настаивали, чтобы уже внести изменения в нормативные и другие документы устанавливающие статус АМПУ, в которых нужно четко разграничить административные и хозяйственные функции. Также важно оптимизировать систему управления на базе опыта работы передовых портов Европейского союза, и провести тщательную инвентаризацию портового хозяйства на предмет исключения целого ряда объектов из списка стратегических, для их дальнейшей приватизации.
По итогам встречи с КС морских профсоюзов руководство министерства инфраструктуры намерено найти компромисс по актуальным вопросам.
Максим Тиханов
"Моряк Украины", 4-го марта, № 8.