У моряка должен быть выбор

Feb 23, 2015 11:10


В Украине начала действовать программа исследований моряков о влиянии на их психику последствий пиратского плена. Чем поможет на практике проект, которого до сих пор не было в Украине - рассказали «Моряку Украины» соорганизаторы, представители Международной программы «Гуманитарный ответ морскому пиратству» и БО «Фонд помощи морякам «Ассоль» в Одессе.



- Два года назад мы предложили провести исследования влияния пиратства непосредственно на моряков и их психоэмоциональное состояние, - Александр Димитревич, региональный директор Международной программы «Гуманитарный ответ морскому пиратству» в странах Восточной Европы, представляет проект. - В этой связи тесно сотрудничаем с американской организацией «Океан без пиратства» и Благотворительной организации «Фонд помощи морякам «Ассоль».
По сути, это первая серьезная попытка обобщить полученный опыт моряков и выработать практические рекомендации по преодолению кризисных ситуаций, связанных с морским пиратством.

О личных переживаниях расскажут в анкете
- Началось исследование на Филиппинах, - рассказывает Александр Димитревич. - Сейчас включилась Украине, на очереди - Индия. Страны отобраны с учетом того, что это самые крупные страны-поставщики рабочей силы на морской рынок. Кроме того, Украина находится на пятом месте, в топ-пятерке стран, наиболее пострадавших от пиратских нападений за последние 10-12 лет.

Цели исследования: узнать мнение самих моряков о пиратстве и выявить механизмы, критерии и индикаторы влияния пиратства на них.
- Мы знаем о пиратстве, - отмечает представитель проекта, - знаем, что есть моряки, прошедшие плен, слышали, что это тяжело, но деталей слишком мало. Международным морским организациям, как, например, ИМО, довольно тяжело давать какие-либо рекомендации по проблеме, не зная мнения самих моряков.

Здесь специально разработанная анкета, которая, позволит выявить уровень травматизма моряка, в конечном итоге, раскроет суть проблемы.
Участвуют три группы. Первая - моряки, побывавшие в плену либо подвергшиеся нападению пиратов, вторая - члены их семей, третья - контрольная группа - моряки, которые не подвергались пиратскому нападению, но их точка зрения тоже важна.
Вопросы разделены на несколько блоков. В первом - респондент указывает биографические данные, подвергалось ли и когда их судно нападению, описывает, в какие еще кризисные ситуации он попадал (навалы судна, несчастные случаи, смерть на борту и т.п.).
Вторая группа вопросов об опыте моряка, связанного с пиратскими нападениями: как подверглось судно нападению, открывался ли огонь, какими методами действовали захватчики, подвергался ли он и другие члены экипажа угрозам и насилию и т.д.
Третий блок вопросов - оценка уровня травматизма опрашиваемого.

- Существует инструментарий, позволяющий условно оценить уровень стресса, - разъясняет А. Димитревич. - Например, потеря аппетита, сна, «флеш-беки» - реакция на знакомый звук или запах. Если с это происходит с нами первые две недели после стресса - это норма, но, если со временем ситуация не меняется, тогда есть смысл общаться уже со специалистами.
Проект уже стартовал - 10 респондентов первой группы опрошены.
Для объективности результатов исследователи планируют опросить не менее полусотни моряков. Для контрольной группы планируется опросить до 200.

Что даст такое исследование?

- Несколько моментов, - говорит Александр Димитревич. - Во-первых, понимание того, какие переживания имеют моряки в результате пиратства. Во-вторых: доклад - научно-обоснованная статистика в цифрах - будет передан в ИМО и опубликован для ключевых игроков морского рынка, таких как, например, Ассоциация судовладельцев. И, главное - это рекомендации по действиям, которые морская отрасль сможет эффективно использовать в борьбе с пиратством.

Пиратам все «по барабану»

К сожалению, отмечает представитель проекта, в большинстве случаев захвата ни принадлежность судна к флагу или определенной компании, ни тот факт, что на борту могут находиться единоверцы, для пиратов, в большинстве случаев, не играют никакой роли.
- Членов экипажа т/х «Albedo», - приводит наглядный пример, - который был захвачен сомалийскими пиратами в конце ноября 2010-го года, подвергли жесткому плену. Все, что было разрешено пленникам-мусульманам - это молиться в их определенные часы суток.
К счастью, добавляет, на сегодня угроза захвата в районе Сомали значительно снизилась. Но зато горячими точками становятся Нигерия, Гвинейский залив и Малакский пролив.

- 5 февраля, - пересказывает свежую новость, - в районе Нигерии был захвачен танкер «Kalamos» с 23 членами экипажа. В результате нападения был убит старпом - грек.

Нападения в Гвинейском заливе, отмечает А. Димитревич, носят совершенно иной характер:
- Если у сомалийцев целью захвата были судно и экипаж, с технической возможностью длительного удержания, то здесь «работают» на поражение. Задача здешних пиратов - похищение членов комсостава судна, обязательно европейцев - за них платят больше. Другие члены экипажа захватчиков не интересуют - в них они стреляют на поражение.
В тоже время, гвинейские пираты удерживают пленников в более лучших условиях, чем сомалийцы.

Пиратов посадят, если есть свидетели


Анна Муругова, председатель правления БО «Фонд помощи морякам «Ассоль», рассказывает о том, как составлялись вопросы.
Неоднозначно, говорит, реагируют респонденты на вопрос: «Если бы над пиратами совершался суд, Вы бы согласились присутствовать в качестве свидетеля?»
- Одни категорически отказываются, но есть моряки - «за». Ведь есть случаи, когда суд вынужден был отпустить пиратов, так как не было свидетелей, готовых предоставить доказательства их вины.
- Буквально два месяца назад, - Александр Димитревич приводит пример, - европейский суд обязал Францию выплатить компенсацию 8-ми пиратам, задержаных береговой охраной. Им не предъявили обвинения за 72 часа. Ранее Сейшельский суд отпустил группу пиратов, так как не было свидетелей.
Но, предполагает эксперт, на сегодня украинские моряки в этом отношении активности пока не проявляют.
- Возможно, - считает Анна Муругова, - они пока не знают о проекте.

У моряка должен быть выбор
Супруг Анны - второй механик с печально известной «Арианы», в мае 2009-го попал в плен к сомалийским пиратам. Тогда экипаж 222 дня находился в зоне смертельного риска. Собственно, пленников вырвали тогда они, жены и матери. Родственники, устав от безысходности и бездействия судовладельца, сплотились в одну команду, стучали во все двери на родине и за рубежом, и в конце концов, спасли своих близких. Опыт и просьбы от других семей пострадавших моряков, помочь хотя бы советами, подвигли «ариановцев» создать благотворительную организацию «Ассоль» - фонд помощи морякам, который недавно отметил свои первые пять лет.
- В первый же контракт после плена муж был вынужден снова идти по тому же курсу через Индийский океан, и вся семья очень волновалась, - говорит Анна.

В контракте с судовладельцем, отмечает Муругова, обязательно должен присутствовать и соблюдаться один пункт:
- Моряк должен иметь выбор - работать или нет в опасной зоне, без последствий для своей карьеры.

Также мы считаем, что борьба с пиратством не должна исчерпываться противодействием захвату судов, уничтожением пиратских баз и освобождением заложников. Важным являются и другие аспекты пиратских нападений: вопросы психологической подготовки экипажей, проблемы, связанные с пережитым стрессом моряками и их семьями, социальная, психологическая и медицинская реабилитация моряков после освобождения из плена, стандарты поведения судовладельцев, операторов, крюинговых агентств по отношению к морякам и их близким.

Нет - безвыходности!
«Человеческая цена пиратству» - так назван новый проект. Программа рассчитана на полгода. По итогам опросов американский комитет по исследованиям сделает выводы, которые станут основой для разработки практических рекомендаций в борьбе с пиратством и его последствиями.
- Мы анкетируем моряков исключительно в добровольном порядке. Вся поданная информация носит строго конфиденциальный характер, - говорит А. Димитревич.

- Моряки, - добавляет, - довольно охотно соглашаются на опрос. Испытав, как говориться, на себе все «прелести» пиратского плена, они не пытаются бравировать. За час - полтора ответов на обстоятельные вопросы на более чем четыре десятка страниц анкеты моряки понимают, насколько их опыт важен для сохранения жизней их коллег и будущих моряков.
- Мы предлагаем заполнить анкету каждому, кто обращается к нам в фонд, - в свою очередь добавляет Анна Муругова, - ведь мы это делаем, в первую очередь, для них же самих и миллионов тех, кто работает в торговом флоте.
Моряки, уточняет, сами должны и могут говорить о том, что нужно для их защиты - например, та же вооруженная охрана на судне. Уже сейчас вырисовываются достаточно негативные тенденции в этом отношении. Англия, например, выдвинула требование - запретить судовладельцам платить выкуп.

- А дальше что? Пленный моряк оказывается в безвыходной ситуации! - резюмирует Анна. - Поэтому наши моряки, нынешние и будущие, должны быть защищены! В настоящее время нет существенной и доступной информации о негативном влиянии таких угроз на моряков: морское сообщество и исследователи не знают многого  о мнении самих моряков относительно пиратства или как эти нападения и угрозы могут повлиять на благополучие и жизнь моряков.
- Мы хотим донести эти знания до тех, кто творит морскую политику, - подытоживает Александр Димитревич, - чтобы полученный и систематизированный опыт моряков, через усовершенствование законодательства, тренинги, обучение, оказал значительную помощь им самим, их коллегам, и будущему поколению моряков.

Лариса Ерошкина, Анатолий Венгрук
Кстати:
Номер телефона горячей линии БО «Ассоль» - (048) 7873076

Муругова Анна, Венгрук Анатолий, Ассоль, Пиратство, Работа в море

Previous post Next post
Up