КАПИТАНСКИЕ ВАХТЫ

Feb 10, 2015 12:30



Ежегодное собрание Ассоциации Морских Капитанов Одессы (в прошлом году отметила 25-летие) состоялось 23-го января. В список, так сказать, добрых дел, президент АМКО Вадим Грицюк включил все, что делала эта общественная организация после перевыборов, с мая 2013-го. Понадобилось немало времени, чтобы выслушать.
 На флоте нет более значимой и вместе с тем загадочной и драматичной фигуры, чем капитан. Его судьба - море. Поэтому, из более, чем 600 членов Ассоциации Морских Капитанов Одессы подтвердили явку на общее собрание далеко не все. Большинство находились в плаваниях. Но это не мешает Ассоциации вести активную работу по преобразованию отрасли: капитанская вахта - круглосуточная. Не отменяется она и дома, где берег - как палуба.


Хватит ломать - пора создавать



Начали с обустройства. Из временного помещения перебрались на морвокзал Одесского порта с постоянной пропиской. Теперь заседания правления и приемы происходят в гостевом офисе на 7-ом этаже. Капитан Владимир Щиплецов, как технический секретарь, лучше других знает, сколько упорства потребовалось, чтобы довести до ума процедуру регистрации Устава АМКО. И закрепить новый адрес казенной печатью.

Между тем, многие документы, преобразующие отрасль, держатся на гребне капитанского авторитета. Так, для вхождения в силу Закона о морских портах Украины много значила поддержка его Ассоциацией. Лидеры моря убеждены: хватит ломать, пора совершенствовать.
Стремление внедрить этот принцип в общественное сознание побуждает их активно ратовать за безопасность судоходства. Служение идее безаварийного мореплавания выражается в передаче опыта многим структурам. Корректировать порядок осмотров учебно-тренажерных центров, чтобы они давали пользу и толк.

Наш флот - нашим детям


- Мы не можем быть в стороне и от коренных преобразований морехозяйственного комплекса страны, - резюмирует В. Грицюк.
Делегаты АМКО публично поддержали задумку создать городской громадой коммунальные пароходства. И организовали два слушания под девизом «Наш флот - нашим детям». В рамках своих полномочий продвинули вопрос имплементации Манильских поправок к Конвенции по подготовке и дипломированию моряков.

Поставить точку на карте
Как хранители лучших морских традиций, капитаны готовы возродить «Институт наставничества». Основой его работы считают подготовку без пяти минут мореходов к первому самостоятельному рейсу, конечно же - профессиональный английский, а главное - практические навыки.

Капитан Александр Ефимов - сторонник этой тенденции. Молодые штурманы «компьютерного» поколения неохотно, а часто и неумело прокладывают линейкой курс по бумажной карте, неловки в обращении с секстаном. Как они собираются без него определять местонахождение - поставить точку на карте, если судно, не дай Бог, обесточится?
- Приходится учить прямо в походных условиях, - говорит А. Ефимов.
Ему, как и многим его коллегам, приходится бывать, по совместительству, репетиторами в рейсе. Уроки навигации и астрономии давать новичку прямо на мостике. Ведь моряк должен уметь подойти к причалу, к столу и к женщине, смеется он. И просит прощения: нужно уделить внимание жене Наталье.



Может многое рассказать начинающим морякам капитан Иван Черемных. О его квалификации красноречиво говорит значок на кителе «30 лет безаварийного плавания». Такие в ЧМП давали не каждому. Начав работу на сухогрузах, И. Черемных добирал опыт на судах-спасателях АСПТР. На ледоколе «Иван Москвитин» осуществил 10 сезонных проводок во льдах Черного моря. Перегонял доки через океан на Кубу. Приняв сигнал бедствия под Тайванем, гнал свой буксир на помощь гиганту-балкеру грузоподъемностью 250 тыс. тонн, у которого на штормовой волне лопнул корпус. И тащил его в док на Филиппинах. Там в честь него поставили искусственную елку: был Новый год. «Почему ваш «Гепард» оранжевый», - спросили его моряки с балкера. При виде такого непонимания цветовой символики он только развел руками: «Краска была плохая - полиняла. Один сурик остался». А какие еще истории есть в его памяти!

Друг в беде не бросит
Когда дело коснулось вопроса о придирках, исходящих от морских экологов в портах, в зале возникла невольная дискуссия. Действия инспекторов даже получили оценку экологического беспредела.
В такой ситуации, по воле чиновников от «природы», оказался капитан Чмиленко. 14 января он привел судно на ремонт в Ильичевский судоремонтный завод. Экологические инспекторы, включенные в состав приходной комиссии, стали требовать, чтобы для отбора проб были вскрыты запрессованные горловины танков с изолированным балластом. То, что это идет в разрез с законодательством, не остановило их напор.

Чмиленко не принял их условий и остался глух к намекам на полюбовное решение проблемы. В результате на судне закрыли границу. Сменный экипаж не может подняться на борт, нет возможности пополнить запасы провианта и воды, которые уже на исходе, а судовладелец говорит, что больше не направит свои суда в украинские порты, просоленные коррупцией. По поводу этой ситуации юротдел АМКО готовит обращения в вышестоящие инстанции.


Настоящим примером морского братства служит помощь, оказанная капитану Сергею Масленникову (слева). Вернувшись обессиленным из испанского плена и девятью тюремными годами, он сохранил только надежду на возвращение к любимой работе по специальности. Его заботы по-товарищески взяли на себя коллеги. Зная материальные затруднения капитана (пришлось продать квартиру на заморских адвокатов), капитаны помогли ему в обновлении документов, прохождении курсов повышения квалификации, договорились с компанией «Черноморский судоходный менеджмент» о трудоустройстве. Теперь он четвертый месяц на мостике «Волго-Балта». Сделал несколько рейсов по Черному и Эгейскому морях, сейчас на ремонте в Херсоне.

Главное - маневры?

Рука об руку с другими авторитетными международными организациями АМКО включилась в борьбу по отпору пиратству. Избежать опасности удается только благодаря умелому маневрированию.


Капитану Алексею Ткачуку недавно довелось проходить опасный участок у берегов Восточной Африки. За три дня до собрания он прилетел из Кении, где сменился в порту Момбаса. Говорит, что судовладельцы не рассчитывают на обещанные милости, а нанимают вооруженную охрану. При прохождении Суэцкого канала на борт садится группа стрелков, в Красном море получают оружие. При приближении подозрительной лодки с захватчиками, делается выстрел из ракетницы в воздух. Если предупредительный сигнал не действует, следует выстрел из автомата Калашникова перед лодкой в воду. Еще не доходит?! Тогда снайпер бьет по мотору, парализуя ход. Если же африканцы продолжают грести к борту судна, охрана может открыть стрельбу на поражение. Но только с согласия капитана. Конечно, на таких участках из двигателя выжимается предельная скорость

Любовь к родному пепелищу
Надо ли говорить, что одним из приоритетов АМКО - бережное отношение к истории флота и славным традициям ЧМП. Судьбы тех моряков еще долгие годы будут примером мужества молодым современникам.
Ветераны ЧМП были поражены, когда, на митинге у мемориала погибшим морякам в Центральном парке Одессы в день  годовщины основания пароходства, увидели изуродованный памятник.
Теперь он отреставрирован. Часть средств на восстановление собрала Ассоциация. Один из членов, Николай Стрельников, дал своих 5 тыс. гривен: «На святое дело не жалко».
Глядя на это верится, что, хотя многое утрачено, но пароходству, все таки быть! И одесским мальчишкам так же мечтать вырасти капитанами. А тем, кто в морях, счастливого пути. И благополучного возвращения!

Владислав Китик, «Моряк Украины», № 4 от 4 февраля

Одесса, Общественные организации, Масленников Сергей, Капитаны, ЧМП, Ассоциация морских капитанов

Previous post Next post
Up