Сегодня Лев Рабинович учит курсантов-электромехов Одесского колледжа технического флота принципам электрической индукции, как правильно соединять провода и не только. У него, судового электромеханика первого разряда, с морским стажем в полвека, есть что рассказать и передать будущим морякам
Лев Давидович сейчас на строгом больничном, тем не менее на встречу согласился сразу и предложил: «А давайте у нас в лаборатории» - в мореходке заведует лабораторией судовых автоматизированных электроприводов и электрических машин.
Лев Давидович встречает меня у входа и мы не спеша идем в учебный корпус. По пути от курсантов уважительное: «Здравствуйте, Лев Давидович», от преподавателей искреннее: «Как самочувствие?» Видно сразу - в почете у всех.
Спускаемся в лабораторию, а затем в личную «резиденцию» - электромеханическую мастерскую в 17 квадратов. Лев Давидович открывает окно проветрить комнату и приглашает присесть.
На стенах стенды - наглядные пособия, в каком порядке должны находиться инструменты электромеханика на судне, вдоль стен столы и стеллажи, на них всевозможные проводки, двигатели, обмотки, розетки и еще куча всего, в чем без труда разбираются ребята, а для меня - лес дремучий.
Птенцы «опериваются» здесь
- Ребята к нам приходят после 9 класса, - Лев Давидович присаживается на рабочее место, - два года проходят школьную программу, а на третьем курсе переходят к изучению специальности.
- Здесь они начинают мужать, обрастать перьями, так сказать, - улыбается.
У него своя методика, как эффективно обучить курсанта премудростям судовой электромеханики.
- Я их не заставляю учиться, заставить учиться невозможно! - зразу же уточняет.
- В первую очередь, - раскрывает простой секрет, - я ребятам объясняю, что такое техника электробезопасности, что можно, а что нельзя. Ведь это же электричество.
Когда азы усвоены, дает материал посложнее: устройство и работа электрических приборов, генераторов, электростанций, схемы, трансформаторы…
- Тут уже они за голову берутся, - смеется Лев Давидович.
- И..?
- И я им тогда советую: старайтесь ребята, иначе дальше упретесь лбом в стену. Чем больше будете работать над собой, тем легче будет.
И потом, добавляет, на судне судовых механиков несколько, а электромеханик один. Ответственность громадная: все должно работать исключительно безотказно.
- Поэтому заостряю внимание на том, что они в дальнейшем должны будут сами соображать и думать, как обеспечить работу судна, и, соответственно, благополучие людей на борту, безопасность мореплавания, сохранность груза и судна.
Конечно, признается, курсанты есть разные.
- Есть ребята, - уточняет, - у которых, как говорят в Одессе, всегда есть пару слов, что сказать - есть вопросы. А раз есть вопросы, значит, он действительно хочет знать, что к чему.
- Ну а если, ты не спросил, - восклицает, - значит, ты и дальше знать не будешь! Иначе двигаться вперед невозможно!
Техническое творчество
Для будущих электромехов в колледже есть занятия и вне учебное время.
- Минуточку… - Лев Давидович перелистывает бумаги на столе. - Ага, вот, список группы технического творчества.
- Из каждой группы, - рассказывает о работе кружка, - я стараюсь выявить ребят, которые думают своей головой и хотят что-то делать своими руками.
Ребята сами придумывают различные модели и воплощают творческие идеи в жизнь.
За годы работы кружка успели сотворить немало, улыбается Лев Давидович.
- Вот, - показывает на фото логотип лицея с бегающей по контуру светящейся светодиодной змейкой, - в прошлом году сделали электронную модель эмблемы колледжа.
- А это, - показывает следующее фото, - панель солнечной энергии.
Задача была, рассказывает, создать несколько моделей альтернативной энергии. Ребята помозговали и сконструировали панель 1,20 м на 60 см. Испытания, убеждает, прошли успешно: вырабатываемая панелью энергия заставила крутиться маленькие двигатели.
Создали и мини-ветрогенератор.
- Крутит небольшие моторчики и светодиодную панель примерно на полсотни лампочек, - уточняет.
Еще одно «ноу-хау» юных электромехов - модель беспроводной электроэнергии. С виду такая себе невысокая тубмочка-обмотка.
- Работает по принципу электрической индукции, - Лев Давидович показывает очередной снимок. - На небольшом расстоянии от нее свободно работает светильник.
- Авторов изобретения назовете?
- Сразу говорю - не забудете, - с улыбкой прищуриваясь, предупреждает преподаватель.
- Один из них - третьекурсник Михаил Ломоносов.
В прошлом году, рассказывает, было 18 курсантов. В этом году желание творить изъявили уже 14 электромехаников.
- А без этого нельзя, - Лев Давидович качает головой, - ребята должны учиться. Им предстоит самостоятельная жизнь на флоте.
50 лет на флоте - есть о чем рассказать
В колледже Лев Давидович преподает последние 8 лет. Но за плечами у него, электромеханика первого разряда, 50 лет хождения по морям-океанам.
- Мой путь был не прост… - Лев Давидович на несколько секунд замолкает и не спеша, словно перелистывая страницы памяти, ведает мне свою историю жизни.
Родился в Балте в обычной «сухопутной» семье. Но море манило с детства - часто до полуночи, вспоминает, зачитывался романами Жюля Верна, все приключения Робинзона Крузо переживал вместе с героем.
- Вот так и угораздило стать моряком, - добавляет.
Едва отучившись восемь классов, в 54-ом 17-летний Лев с двумя друзьями, такими же романтиками, отправились в Севастополь поступать в школу вспомогательного военного флота.
- Это я, - протягивает маленькую черно-белую фотокарточку. На фотографии не возрасту серьезный с пронизывающим взглядом курсант в форме и фуражке с надписью «Черноморский флот». Машинально переворачиваю фото и читаю: «На долгую и добрую память мамочке от сына Лени…».
- А почему Лени? Вы же Лев, - недоумеваю.
- В семье меня называли Леней, а когда получал паспорт, узнал, что на самом деле я - Лев, - смеется одессит из Балты.
В общем, рассказывает дальше, поступили. Во время практики, их новобранцев, направили в Одессу и Новороссийск участвовать в разминировании морского пути.
- Тогда было, - вспоминает, - что теплоходы по Крымско-Кавказской линии ночью не ходили. Останавливались на рейде возле какого-нибудь порта.
- В то время еще всплывали, - разъясняет, - донные мины со Второй мировой. А ночью напороться на что-то можно было в два счета. Поэтому все стояли, и только утром снимались с якорей и шли дальше.
После учебы направили работать в Одессу - в техфлот. Десять лет поднимал техническую мощь морской державы. Потом - работа в китобойной флотилии в Антарктике, старшим электромехаником на непотопляемом «ваньке-встаньке» - охотнике «Бодрый-25».
- Проработал три года, так что китам немного вреда нанес, - улыбается моряк.
А потом был Северный Ледовитый океан, море Лаптевых. Пять лет работы на грузовых судах типа «река-море» и ледоколе «Капитан Белоусов».
- Мне даже предлагали заякориться там, квартиру давали в Якутске, но жена, когда услышала, только и воскликнула: «Шутишь, что ли!!!», - смеется.
Одновременно приглашали и в Азовское пароходство. Подумал и решил - быть Азову! Работал, рассказывает, на лесовозах - возили древесину из Новороссийска в Европу.
Затем, волею судьбы, оказался в иностранной компании - ходил на Великих озерах, в Африку, Австралию. «Под флагом» проработал больше 10 лет. Вернулся домой. Дома «покрутился-покрутился» и тут очередное приглашение - в Торговый флот Донбасса.
Там Льва Давидовича направили в Констанцу. 7,5 месяцев отработал он на своей давней мечте - балкере «Авдеевка». После окончания контракта списался на берег... окончательно.
- Жена сказала: - шутливо оправдывается моряк, - «Сколько ты будешь так. Надо же пожить еще».
А через пару лет знакомый пригласил «подсобить» Колледжу техфлота с электромеханической лабораторией.
- Вот так я и стал сотрудником колледжа, - смеется.
О романтике на море и флотских «пирогах»
- Лев Давидович, какой он был, моряк тех лет?
- Если по себе судить - я был романтиком. Если кого-то интересовали тряпки, то я хотел увидеть что-то новое.
- Что только стоило увидеть этого кита, - вспоминает.
- Конечно, - соглашается, - хотелось и одеться достойно, не без этого.
Сегодня, признает, романтики на флоте практически нет.
-- Во-первых, наш флот исчез вообще. Украина - морская держава - без флота, но с моряками! - Лев Давидович приподнимает брови, в энный раз удивляясь сказанному.
- Все ушло, как будто ничего и не было… - с сожалением качает головой.
- Но надежда есть?
- Я курсантам говорю: «Есть надежда, ребята. Возродится украинский флот и вы будете востребованы». Но говорю это больше для того, чтобы они что-то почувствовали.
- А сами-то что думаете?
- Это будет, но нескоро, пройдут десятилетия. Что нужно? Нужно, чтобы каждый был на своем месте. Нужны создатели, а не статисты.
- Крылов был очень прав: - Лев Давидович припомнил напоследок басню, - «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».
Лариса Ерошкина, Моряк Украины, № 45 от 19 ноября