ГАЗ М 20 «Победа»- Аэросани «Север». C 1960-го по 1961-ый было выпущено 100 аэросаней «Север». В 1959 году в вертолетном конструкторском бюро Н.И.Камова был разработан автомобиль-аэросани «Север-2″ . Серийный автомобиль «Победа», установленный на лыжи с авиационным мотором АИ-14 мощностью 260 л.с. превратился в быстроходный транспорт для северных районов страны в период зимнего бездорожья. Давайте вспомним про него подробнее…
Постановление Совета министров и ЦК КПСС №300 от 16 марта 1957 года «О мерах по развитию экономики и культуры народов Севера» и приказ Министерства авиационной промышленности №229 от 13 апреля 1957 года предписывали создание транспортного средства для перевозки почтовых грузов в труднодоступных районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Новая машина должна была заменить аэросани «НКЛ-16» и «НКЛ-26».
В 1959 году Министерство связи заказало вертолётному ОКБ Николая Ильича Камова разработать новую машину. В течение года конструкторским бюро был спроектирован снегоход, получивший название «Север-2».
Фото 2.
Автомобиль представлял собою четырёхопорные аэросани с управляемыми передними лыжами; имел кузов от ГАЗ-М20 «Победа», дополнительно усиленный и утеплённый. Кузов состоял из четырёх отсеков: под капотом - аккумуляторный; в передней части кабины - места водителя и почтальона; грузовой отсек имел складное сидение и находился в средней части кабины; моторный отсек - в задней части машины.
Приборный щиток - авиационного типа. Часть машин оборудовалась магнитными компасами и радиостанциями. Отопительная установка - автономная, обеспечивавала обогрев ветровых стёкол и кабины, а также прогрев двигателя перед пуском при сильных морозах.
Фото 3.
Передняя подвеска и рулевое управление - от «Победы»; амортизационные стойки задней подвески - от Камовского вертолёта Ка-15. Лыжи - взаимозаменяемые, клёпаной конструкции из дюралюминия. Передние и задние концы корпуса лыжи имели стальную оковку.
Двигатель - 260-сильный однорядный звездообразный 9-цилиндровый карбюраторный 10-литровый АИ-14 Р, созданный в КБ конструктора А.Г.Ивченко. Мотор работал на авиационном бензине Б-70 или Б-91/115. Пропеллер имел кольцевое защитное ограждение. Пуск двигателя производился водителем с помощью сжатого воздуха, поступающего из баллона. Заправка баллона воздухом осуществлялась компрессором, расположенным на двигателе.
Фото 4.
Фото 5.
Средний пробег аэросаней «Север» составлял 12-15 тысяч километров в год при средней скорости движения на почтовых трассах 30-35 км/ч. Маршруты проходили по целинному снегу, торосистому льду в мороз до 45-50 градусов Цельсия.
Аэросани работали вдоль Амура, обслуживали поселки по берегам рек Лена, Обь и Печора. Аэросани «Север-2″ выполняли регулярные почтовые и пассажирские рейсы в районах Сибири, Дальнего Востока и Казахстана.
Фото 6.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АЭРОСАНЕЙ «СЕВЕР-2»
Длина, мм - 6010
Ширина, мм - 2925
Высота, мм - 3270
База, мм - 3415
Колея, мм - 2500
Диаметр воздушного винта, мм - 2700
Максимальная ходовая масса, кг - 2350
Обозначение двигателя - АИ-14РС
Мощность двигателя, л.с - 260
Коммерческая нагрузка, кг - 500
Максимальная скорость, км/ч - 70
Эксплуатационная скорость, км/ч - 30-40
Продолжительность хода, ч - 5
Дальность хода, км - 360
Фото 7.
Серийное производство аэросаней было развёрнуто в Приморском крае, в городе Арсеньеве на авиационном заводе «Прогресс» в 1960 году.
При жёстких условиях эксплуатации - температурах, доходивших до -50 градусов; трассах, проходивших по торосистому льду; отсутствию должного технического обслуживания и ангаров - пробег машин составлял 13 тыс. км (три - четыре года работы).
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
На смену «Северам» в 1962 году пришли более универсальные, прочные и вместительные аэросани «Ка-30» вагонной схемы, созданные в Конструкторском бюро, возглавляемом Н.И.Камовым.