В «Едином окне» будут видны все порты Украины

Oct 05, 2014 20:20



Еще недавно транзитно-грузовой терминал (ТГТ) Одесского порта выглядел одним большим затором.  Сегодня автотягачи, с введением информационной системы портового сообщества (ИСПС), подъезжают на контроль по часам. Обработка в порту с момента погрузки до выезда не превышает двух часов. И это не предел, -  уверяют портовики. Здесь подумывают ввести показателя европейских портов - полчаса на контейнер.

Одесса - пионер ИСПС

Сократить время обработки тягачей с контейнерами удалось за счет внедрения модуля информационной системы портового сообщества (ИСПС).

-  Идея создания ИСПС родилась три года  назад. Посетив порты Марселя, Роттердама, Сингапура, мы увидели, что  процедуры оформления груза  осуществляются в электронном виде,  - рассказал и. о первого заместителя Председателя Администрации морских портов Украины Вячеслав Вороной.
- В 2008 году по поручению премьер-министра Украины была создана межведомственная рабочая группа, куда вошли представители министерств, организаций, профильных организаций, которые непосредственно связаны с обработкой груза в портах. Задача была - реализовать проект «Единое окно», внедрить систему информационного сообщества, перевести документооборот в электронный вид. Базовым портом для внедрения проекта был выбран Одесский порт, так как на тот момент он уже имел наработки, связанные с электронным пропуском, электронным планированием заезда автотранспорта в порт.  Поэтому он выступил тестовой площадкой для этого эксперимента, удачно внедрил его. И сегодня , система применяется в   портах Большой Одессы. В порту Южный  внедрен модуль свободной практики - режим, который позволяет предварительно всем контролирующим органам изучить документы на пребывающее судно и разрешить выгрузку контейнеров еще до начала работы комиссии  на борту судна.  В Одессе и Ильичевске реализованы модули импортных груженных контейнеров, которые вывозятся  автотранспортом.

Модуль свободной практики экономит 2 часа для судов в порту «Южный»

ИСПС - организационно-техническая система, которая дает возможность обмена информацией, проверки документов, достаточных для оформления судов в электронном виде.  Воспользоваться ей может каждый, уплатив небольшой сбор.
Технологическая цепочка оформления груза начинается с предварительной информации. Агент до прибытия судна в порт,  сбрасывает через сеть Интернет информацию  всем портовым контролирующим органам. Она нужна для проведения комиссии на судне. Второй блок информации агент предоставляет таможне для проведения анализа рисков. Если нареканий со стороны служб нет, судну предоставляют  свободную практику, дают зеленый свет. То есть сразу же после швартовки в порту, можно производить выгрузку, еще до прихода комиссии на борт. 

- Режим свободной практики  мы начали с 12 марта 2014 года с причала № 3, с оформления газовоза, - сообщил Максим Широков, начальник Администрации порта «Южный», - За полгода в этом режиме обработали 26 судов. Сделав выборку, мы просчитали, что экономим на каждом судне 2 часа. За полгода в режим свободной практике подключились  12 причалов компаний, видя,  насколько эффективно работает эта система.
Все причалы под видеонаблюдением. Это позволяет пограничникам контролировать пропускной режим на судно. Им уже не нужно высылать наряд на проверку. Вся картинка видна с экранов в центре управления пограничной службы.
Плюсы режима свободной практики явны со стороны агента. За счет сокращения времени пребывания судна в порту экономится от 1,5 до 4-х  тысяч долларов. Агент может планировать свою работу, понимая, что задержек, связанных с комиссией не будет. Сразу же после швартовки на борт могут подняться стивидоры, мастера по погрузке, приступив к своей работе. Для грузоотправителя преимущество экономии в том, что можно больше обработать судов.
Правда, применять режим свободной практики пока не всегда удается. Недостаточно технически оснащены маломерные суда, что не позволяет им выслать по электронной почте  пакет документов заблаговременно. Кроме того, агентирующие компании отмечают чересчур строгие требования со стороны санитарно-эпидемиологической службы, из-за чего отказ в режиме свободной практики получают около 45% судов, подавших заявки.

В свою очередь Максим Широков отметил,  что «благодаря работе СЭС  до сих пор не возникало никаких эпидемиологических ситуация в порту Южный. А также  в других портах Украины.  Я думаю, со временем вся документация будет подведена под  европейские стандарты, к которым мы стремимся. И этот вопрос тоже постепенно решится. Главное, что система портового сообщества объективно подводит нас к уровню, который мы должны держать. Также  и суда будут выполнять ряд необходимых требований, чтобы пройти в режиме свободной практики.
           Давать свободную практику или нет - такой вопрос у таможни не возникал ни разу.
-  За все время действия режима свободной практики с нашей стороны ни одного отказа не было, -  подтвердил и.о. начальника таможенного поста  Эдуард Иванской.  - Таможня заинтересована в быстром прохождении груза и готова содействовать внедрению ИСПС  в порту. В то же время мы несем ответственность за контроль груза. И чем добросовестнее и дисциплинированнее будет клиент, тем быстрее мы сможем оформлять грузы.

ИСПС - плюсы и минусы
Введение режима свободной практики в Южном сократило время нахождения судов в порту, предоставив сервис для бизнеса в акватории. Также как и модуль импортных груженных контейнеров в Одесском порту снизил обработку автооконтейнера до 1.5 часа. Эффективность очевидна. Однако, стали появляться нелестные отзывы об ИСПС. Со специалистами Одесского порта здесь попытались разобраться, кому информационная система не выгодна и проследили путь контейнера от выгрузки с судна до выезда из порта.
Чтобы получить контейнер со склада на контейнерном терминале, экспедитор, пользуясь системой ИСПС должен подать заявку - наряд на получение груза. Ранее заявки приносили инспектору в бумажном виде, выстаивая длинные очереди, чтобы подать заявку. Кому-то удавалось проходить без очереди. Сегодня документы предоставляются в электронном виде. И компьютер сам формирует электронную очередь в соответствии с датой обращения. То есть, когда была введена электронная очередь, всех уравняли, все оказались в одной очереди

Главный инспектор отдела таможенного оформления поста «Одесса-порт» Максим Болищук принимает электронные наряды.
- До введения ИСПС  в коридоре собиралась большая очередь. Представьте себе, в порту 440 экспедиторских компаний.  И всем нужно решить свои вопросы. Естественно, были ссоры, скандалы. Сегодня экспедиторы, находясь в своем офисе сбрасывают по Интернету информацию и ожидают ответа инспектора. Если возникают замечания к наряду,  мы оповещаем их, какие дополнительные документы необходимы для визировки наряда.  Система работает круглосуточно. И если раньше в день мы  визировали 150 заявлений, то сейчас можем обработать на 50% больше. Когда приходит большой пароход, мобилизуем все усилия, чтобы вывезти груз максимально быстро, - подчеркивает Максим. - Получив документы в электронном виде, мы проверяем информацию по таможенной базе и базе ИСПС. Пока мы пользуемся программными продуктами двух служб. Но уже ведутся переговоры о том, чтобы соединить эти базы. В электронном журнале по учету «Красный  контейнер», по номеру контейнера определяем, какую информацию дает нам агент. Например, нитка швейная, комплектующие для мельничного оборудования и так далее. Сравнивая два блока,  понимаем,  нет ли расхождения по весу и наименованию товара. 

На экране компьютера высвечиваются электронные наряды. Таможенник проверяет документы и проставляет соответствующие формы контроля: рентген или взвешивание, которые предусмотрены законодательством. Ранее не было возможности проверить, насколько легитимно он назначил ту или иную процедуру. Сейчас же все действия инспектора,  которые производятся в электронном виде,  закрепляются электронной подписью ответственного сотрудника. И всегда можно найти историю того или иного действия. А главное в системе сохраняются все данные. Система защищена, данные невозможно удалить. Это хороший метод противодействия коррупции, так как любая процедура, назначенная таможенником,  должна быть официально подкреплена. И в любой момент можно проверить законность его действий.
У рампы проводится досмотр фуры с лесом.
- Досмотр инициировала, система анализа рисков, которая  работает автоматически, реагируя на поданные  декларации, фиксируя малейшее нарушение, - докладывает инспектор,  -  В этом случае есть несоответствие веса и количества товара. Вес всего 24 тонны. А товар тяжелый. Контейнер оказался полупустым. Это вызвало подозрение. Мы сверили показатели, осмотрели контейнер.  Претензий в данный момент нет,  - говорит проверяющий.
На сегодняшний день одесской таможней проверяется всего 10% грузов. Также проходят проверку грузы, которые выявлены системой риска. И это намного эффективнее, чем то, когда раньше сканировалось все 100%,  и стояли длинные очереди, - отмечают таможенники.
После проверки груза инспектор таможни в ИСПС проставляет отметку, что контейнер может покинуть территорию порта через пункт пропуска. Вторая отметка - погранслужбы. Они ставятся в электронном виде и заверяются электронной цифровой подписью.
- До введения ИСПС имели место факты, когда контейнера пытались покинуть территорию порта, - объясняет нам Вячеслав Вороной. -  Правоохранительные органы ловили злоумышленников за пределами порта по поддельным печатям на товаросопроводительных документах. Внедрение системы позволило исключить эти случаи. Когда контейнер подъезжает к выезду, водитель вставляет карточку в картоприемник. Компьютер фиксирует информацию. И открывается шлагбаум. Таким образом, ИСПС позволила устранить возможность выезда с территории порта по поддельным документам. 
Нарушению пропускного режима также мешают индукционные датчики, встроенные в покрытие пола пропускного пункта. Машина пересекает датчики до КП и после. Если режим будет нарушен, шлагбаум не откроется. Таким образом, обеспечена безопасность сохранности груза, - утверждает специалист. -  Такие же проходные проектируются в Ильичевском порту и других предприятиях Украины.

Сейчас Одесский порт работает над распространением ИСПС на экспортные контейнеры. Начали заключать договора со стивидорными компаниями и линейными агентами, есть уже первые подписанты: компания «Бруклин-Киев», ГПК-Украина.. Подписание договоров со стивидорными компаниями позволит идти дальше и развивать систему  ИСПС, участником которой может стать каждый, кто хочет обслуживаться по современным европейским стандартам, - подчеркнул Вячеслав Вороной и оформлять груз в кратчайшее время, как это отработано в Европе.
                                                                                                                         Инна Ищук

Одесский порт, Ищук Инна, Одесский морской торговый порт, Таможня

Previous post Next post
Up