Итак, первым на затонувшем "Британике" оказался легендарный Кусто в 1976 году. Он на "Калипсо", собственно, и нашел Титаник, который располагался на достаточным удалении от координат, известных Британскому Адмиралтейству. Погрузившись на предельные для легководолазов глубины, на тримиксных, трехсоставных, смесях, его команда провела подводные съемки корабля. Настолько удачные, насколько это было возможно почти без освещения.
Собственно, с этого момента "Британик" стал для людей, занимающихся подводными исследованиями, чем-то вроде Эвереста для альпинистов. Как по своему притяжению, загадкам, которые обволокли его затонувший корпус, так и по профессиональной подготовке, готовности работать на глубинах, чреватых для человека гибельными последствиями.
Завоевание человечеством глубин в легководолазном снаряжении - это отдельная тема. Также во многом связаная с именем Жака Ива Кусто, который в 1943 году испытал, можно сказать, современный акваланг, давший значительную свободу человеку под водой. Но это тема, повторимся, отдельная.
Всего же на "Британик" с 76 года было предпринято четыре подводных экспедиций. Экспедиция Кусто ничего определенного на вопрос о причинах гибели судна не сообщила.
Более продуктивной оказалась в 1995 году экспедиция британского исследовательского судна "Carolyn Chouest". Были отсняты на видео останки лайнера, появилась четкое представление о его положении на дне. Роберт Баллард, тот самый, который нашел обломки «Титаника» в Северной Атлантике, обследовал и место гибели «Британика». Им были обнаружены несколько отверстий в корпусе судна, но природа их осталась не ясна.
Руководитель экспедиции 1999 г. Ник Хоуп целенаправленно искал, чем было поражено судно. И по завершению погружений, которые насчитывали более 1600 часов, заверил, что не нашел следов от взрывов немецких мин. Один из членов его команды проник в кочегарный тоннель, чтобы удостовериться, были ли задраены герметичные люки в переборках судна. Он обнаружил, что один люк был открыт. «Еще по одной версии, - утверждал Хоуп, - иллюминаторы около ватерлинии были открыты...».
Вместе с тем, в 2003 году очередная международная команда после спусков пришла к выводам, что причиной гибели был мина.
«Единственное видимое повреждение "Британика" - это большой разлом в передней части носа, идущий через весь корпус к левому борту. Разлом появился, когда судно ударилось носом о дно. Доказательством тому является огромное вздутие, возникшее в результате повреждения конструкций судна при мощном ударе лайнера о морское дно... ». Это слова фотографа Лэя Бишопа, участника исследовательской группы.
На чем же основывается вывод о мине? "Экспедиции удалось обнаружить минное поле прямо по курсу «Британика» - именно там, где указывали немецкие архивные документы"...
Как говорится, факты упрямая вещь. Можно было бы и согласиться. Только вот тут какая незадача: если "Британик" взорвался на минах, каким образом минная банка оказалась "прямо по курсу"? Она должна быть прямо по корме. И довольно далеко позади лайнера. Ведь без малого час он шел вперед, лопасти молотили, пока не оказались над поверхностью, не стали рубить спускаемые шлюпки, и капитан не приказал остановить машины...
Достаточны ли находки последней экспедиции для столь однозначных выводов?
Александр Орлов