Контейнерное завтра в эпоху кризиса

Sep 24, 2014 11:04



Минус 6,5% по объему перевалки контейнеров в Украине в первом полугодии 2014-го, к концу года объем снизится до 15% - такие цифры озвучили на очередном смотре контейнерных мощностей Черноморского региона по итогам 2013-2014-годов.
Реалии и перспективы главного грузопотока в морских портах обсуждали представители мировых судоходных контейнерных линий, руководители портов и профильные специалисты 11-12 сентября в Одессе. Группа журналов редакции «Порты Украины» 8-ой год подряд вместе с экспертами черноморских стран оценивает успехи и неудачи в контейнерном бизнесе самого «синего в мире» и до сих пор этот анализ никто не поддавал сомнению. Наоборот, смотр сил добавляет уверенности в подготовке к контейнерному завтра

По традиции Одесса встречала гостей в порту на контейнерном терминале «Бруклин - Киев Порт». Компания оперирует терминалом с 2008-го года и показывает бурный рост грузопотока.И, как отметил Владимир Пустоваров, гендиректор компании, интенсивно наращивает переработку контейнерных грузов.
Кроме того, компания - первая в украинских портах со второго полугодия 2010-го года начала работать в режиме трансшипмента. Так, в первом полугодии (без таможенного досмотра транзита) было обработано 1540 TEU (+30,7 %).
У компании, добавил В. Пустоваров, еще остаются возможности в Одесском порту для расширения площади под складирование контейнеров.

Глубины, мощности и обоснованные сборы


Юрий Васьков, 1-й заместитель Председателя АМПУ, ознакомил коллег с мерами по развитию контейнерных перевозок в условиях реформы портовой отрасли, отметив, что работа велась в трех основных направлениях: техническом, экономическом (тарифном) и логистическом.
В Одесском порту, при содействии АМПУ рассказал Юрий Васьков, благодаря инвестициям компании «Бруклин-Киев Порт» установлен в этом году третий контейнерный перегружатель. Осваиваются новые территории порта, ведутся дноуглубительные работы, которые планируется продолжать и в 2015-ом году.

А 10 сентября, так совпало, контейнерный терминал на Карантинном молу, первый и второй этап которого введен в эксплуатацию, в тестовом режиме принял первое судно.
В Ильичевском порту институтом «ЧерноморНИИпроект» ведутся проектные работы по созданию дополнительной инфраструктуры для более эффективной обработки и оформления контейнеров, проектные работы по реконструкции подходного канала и первого ковша портовой акватории с доведением глубины на первом этапе до 15 метров. Начата реконструкция первого причала порта. В следующем году стартует реконструкция всех портовых проходных: будут созданы автоматизированные проходные комплексы, прежде всего для контейнеров.

В порту Южный проводятся дноуглубительные работы подходного канала и портовой акватории. Создается проект развития перспективного плана развития акватории порта, который позволит поэтапно, до конца лимана, определить порядок проведения дноуглубительных работ. Это даст возможность создать равные конкурентные условия для всех портовых операторов.
О тарифных мероприятиях: разрабатывается проект методики расчета новых ставок портовых сборов, которая четко отражает затратные принципы формирования портовых сборов.

Поддержана инициатива администрации порта Южный по созданию равных тарифных условий в части портовых сборов для контейнерного терминала компании «ТИС» по отношению к контейнерным терминалам портов Одесса и Ильичевск. Министерство поддержало инициативу и в ближайшее время проект приказа будет направлен на согласование в другие ведомства.
Активно реализуется информационная система портового сообщества (ИСПС), которая работает уже в трех портах: Одесса, Южный, Ильичевск.

- Внедрение электронного документооборота позволило:  - отметил Юрий Юрьевич, - сделать прозрачными процедуры таможенного оформления, процедуры назначения формы контроля. Исчезла необходимость непосредственного контакта экспедитора с контролирующими органами, а соответственно, очереди.
Значительно сокращено время оформления автоконтейнеровозов.
- На сегодня в Одесском порту время оформления после погрузки контейнера не превышает 2 часа, в Ильичевском - около 7 часов, - уточнил Юрий Васьков

Спасательный круг


Но как бы позитивно ни были настроены украинские порты-лидеры, в целом ситуация на контейнером рынке Украины - плачевная, утверждает Стефан Кленчу, президент Ассоциации контейнерных линий Украины. По итогам 2014-го года Украина утратит позицию лидера на контейнерном рынке Черного моря.
По итогам первого полугодия, привел пример представитель мировых контейнерных линий, один только порт - Новороссийск, переваливал на 50 тыс TEU больше, чем украинские порты, вместе взятые. У наших портов результат был около 350 тыс TEU, в то время как Новоросийский порт за тот же период перевалил порядка 400 тыс TEU.
Прогноз также не утешителен: к концу года Украина может достигнуть показателей порядка 700 тыс TEU - и это в лучшем случае.
Чтобы остановить негативную тенденцию, необходимы эффективные меры.
- Ассоциация контейнерных линий предлагает АМПУ создать Национальную стратегию развития контейнерных перевозок в Украине и взять под опеку на государственном уровне, - внес предложение представитель ассоциации контейнерных линий.
Основные барьеры на пути развития, которые должна учесть предполагаемая стратегия: это, в первую очередь, политическая и экономическая ситуация в стране.
- Нам надо адаптироваться к новым реалиям, - признал президент Ассоциации.
Но, отметил он, есть и ряд другим обстоятельств, на которые может повлиять сам контейнерный рынок: это устаревшие процессы в законодательстве, чрезмерная бюрократия, администрирование. Важна также необходимость результативного диалога между контролирующими органами и бизнесом.
- Не менее больной вопрос - тарифная политика, - добавил С. Кленчу. - В наших портах сборы в два раза больше, чем в портах Румынии, Турции, И в три раза выше чем в портах Италии, Греции и Египта. Любой судовладелец задаст сам себе вопрос: зачем мне платить в два, четыре раза больше в Украине, чем за такую же услугу в той же Румынии?
На общем заседании ассоциации, доложил Стефан Кленчу, в апреле этого года была утверждена стратегия линейных агентов для развития контейнерных перевозок. Разработанные предложения АМПУ активно взяла в работу и уже есть ряд положительных сдвигов.
Так, в частности, подтвердил он слова Юрия Васькова, де-юре уже работает свободная практика; устранена необходимость перевода транспортных документов на украинский язык; в скором времени будет уменьшено количество бумажных документов и контролирующих лиц на приходе судна. Утвержден приказ Мининфраструктуры относительно автоматической перерегистрации судоходных линий.
- Есть положительные результаты по устранению завышенных овертаймов, - добавил г-н Кленчу, - скоро это будет отражено в договорах с представителями судов.
Остается привести тарифы в соответствии с другими портами региона.
И последний пункт - новые тарифы на портовые сборы.
- Действие является реальной мерой интеллекта, - изрек Стефан Кленчу, завершая выступление, - поэтому я призываю коллег с других организаций присоединиться к нашему предложению и поддержать Ассоциацию в разработке реально действующей стратегии развития нашей отрасли.



Плохо, когда государство в государстве

Ситуация усугубляется и тем, что ж/д отрасль, как контейнероперевозчик, существенно теряет свои позиции, считает Василий Зубков, советник президента компании «Пласке».
В рамках проектов «Викинг» и «Зубр», по состоянию на 2012-ый год ж/д путями с большим напрягом было перевезено 60 тысяч контейнеров - считает эксперт. Но минувший и текущий годы, к сожалению, выдали значительный минусовый результат: 13-ый год завершился показателем в минус 40 %, 2014-ый на 7-месячный период - примерно такая же цифра.
Этому способствовали как общий экономический спад, так и проводимая внутриотраслевая реформа, которая так и не дала ожидаемого результата, а лишь привела к удорожанию перевозок для грузовладельцев почти на 50%.
На сегодняшнее положение с контейнероперевозками ж/д транспортом влияет и тот факт, что УЗ считает себя «отдельным государством в государстве» и зачастую не идет на положительный диалог с портами, утверждает В. Зубков. Так, в частности, приводит пример, созданная информационная система портового сообщества предусматривает, что все ее участники заключают договор с АМПУ, с чем не согласна УЗ, считая, что она вправе «создавать что-то свое». Такие формальности тоже мешают сегодня использовать активно ж/д транспорт для перевозок контейнеров.
- Сегодня у нас началась глобальная реформа ж/д транспорта, - отметил советник. - Ряд предприятий УЗ реорганизуются в акционерные общества.
- Чем она закончится - посмотрим… - без конкретных прогнозов подытожил положение дел в УЗ Василий Зубков.

Буксуют рельсы? Давайте по реке!

Речной флот, со своей стороны, готов принять активное участие в общих попытках вытянуть «бегемота из болота», с таким заявлением выступил Дмитрий Москаленко, и.о. генерального директора АСК «Укрречфлот». Перспективы есть, утверждает он, в подтверждение приведя тот факт, что около 60 % из общего объема контейнерного оборота направлялись именно в Приднепровский регион и области, которые прилегают к реке Днепр.
Практически в 100% случаев перевозки осуществлялись ж/д транспортом, что, по утверждению Д. Москаленко, всегда имело свои минусы.
- Поэтому, - сказал он, - мы убеждены: река Днепр и речная логистика - это хорошее решение относительно перевозки контейнеров.
Тем более, что географическое положение  Днепра и его природные характеристики вполне подходят. А портовая инфраструктура Днепровского порта включает более 14 специализированных терминалов, в основном зерновых,
Дмитрий Москаленко отметил, что пять речных портов Украины - Днепропетровский, Запорожский, Никопольский, Херсонский и Николаевский - принадлежат именно компании «Укрречфлот». В этих портах есть реальная возможность работать с контейнерами.
- У нас уже был положительный опыт приема нескольких партий контейнеров, - попутно заметил он. - Поэтому мы предлагаем переориентировать часть контейнерного грузопотока на реку.
- Наша компания владеет собственным флотом контейнеровместимостью до 188 тысяч TEU и до 30 тысяч TEU в навигацию, - выразил в цифрах мощности предприятия.
- У нас уже готовы два судна, которые способны перевозить контейнеры, - добавил он. - В перспективе увеличения объема в течение нескольких месяцев мы способны поставить еще порядка 5-6 судов аналогичного класса.
- Экспериментальный рейс мы можем сделать хоть завтра, - заявил Дмитрий Москаленко.

Таможня тоже «мышей ловит»


Таможня, в свою очередь, тоже не сидит, сложа руки. Руководство сейчас достаточно активно занялось устранением проблем и недочетов в украинских морских портах связанных с таможенным контролем, доложил Владимир Передерий, 1-й замначальника Южной таможни.
Руководители, отметил он, лично посетили ведущие украинские порты, в том числе и порт Южный. Большое внимание было уделено как раз контейнерным терминалам.
- К сожалению, скорость работы контейнеров в портах Большой Одессы достаточно низкая, по сравнению с тем же Гамбургом, Амстердамом или Джуржулештами, - признал В. Передерий, - поэтому перед нами поставлена задача максимально сделать все, чтобы ускорить время обработки контейнеров.

Таможенники, уверил он, позитивно восприняли применение в портах свободной практики. Есть положительные результаты. Так, по Одесскому порту среднее время проведения  операции сегодня - 1 час 45 минут.  - Это хороший результат, - отметил таможенник, - учитывая то, что еще каких-то два месяца назад это время доходило до 8-13 часов.
А со 2 сентября, добавил он, таможенное оформление контейнеров осуществляется по электронному наряду: на 100% в порту Южный и пока порядка 60% в Одессе и Ильичевске.

Большое внимание уделяет таможня эксперименту с группой контейнерных терминалов «ТИС», с руководством которого подписана дорожная карта, с тем, чтобы достигнуть показателя обработки контейнера - 30 минут.
- Мы уже достигли этого времени. Есть даже единичные случаи - 15 минут, - добавил В. Передерий.

Прогноз от «Маерск-Украина»

О реалиях и прогнозах украинских контейнерных линий высказался Йеспер Педерсен, гендиректор компании «Маерск Украина».
- По сравнению 2013-ым годом объем перевалки контейнеров в Украине, по итогам текущего года, вероятнее всего, снизится на 15%, - спрогнозировал Й. Педерсен.
Он также отметил, что снижение объема перевалки увеличится в грядущий зимний период, в связи с дефицитом энергоносителей в Украине.
Что же стало причиной неутешительных итогов?
Объем импорта, отметил г-н Педерсен, падает из-за сокращения украинской экономики. Еще один отрицательный фактор - девальвация национальной валюты.
Немного лучше ситуация с экспортом, который, по утверждению гендиректора «Маерск-Украина», останется на имеющихся объемах, благодаря приемлемым затратам на производственный процесс, заработные платы и т. п.
При этом, добавил он, позитивен тот факт, что, несмотря на события в стране, все контейнерные терминалы продолжают работать.
Но в целом, отметил г-н Педерсен, сегодняшние и будущие перспективы грузоперевозок в том числе и контейнерных, в Украине, - достаточно обнадеживающие.

«ГПК Украина» расширяется



Альбом по теме выложен здесь

Завершился саммит презентацией нового глубоководного контейнерного терминала компании «ГПК Украина» мощностью 600 тысяч TEU в год, возведенного в Одесском порту на Карантинном молу.

Новый проект является расширением настоящего терминала за счет намывных территорий площадью 19,3 га.

По терминалу получены все необходимые государственные свидетельства и сертификаты. А возникшая ранее техническая неполадка с волноломом уже решена. Как отметил Ю. Васьков, ответственная компания-генподрядчик, официально подтвердила окончание строительства и исправление этой ситуации за собственный счет в рамках первоначальной стоимости проекта.

По словам представителей компании, после ввода первой очереди нового терминала Одесский порт сможет принимать современные контейнеровозы повышенной вместимости - на первом этапе 8 тыс. TEU длиной до 323 м и осадкой до 14 м. В дальнейшем, с реализацией последующих этапов, терминал сможет принимать контейнеровозы длиной до 364 м, с осадкой до 15,5 м и контейнеровместимостью до 10 тыс TEU.

Лариса Ерошкина, Анатолий Венгрук

Васьков Юрий, Венгрук Анатолий, Контейнерные перевозки, Презентации, Логистика

Previous post Next post
Up