Ее называют Победа Победовна за неукротимый боевой дух и веселый нрав. Она пишет стихи рыбакам и морякам. И в них пение морской волны и гудок корабля, горечь разлук с мужем-капитаном и радость встреч. Стихи читают на праздниках одесских двориков - сообществе куреней, где Виктория с семейством живут уже 35 лет, по чисто одесским просоленным морем и ветром традициям.
Мы идем по песку причала 195 вдоль кромки моря мимо лодок, шаланд, катеров к куреням Одесских двориков. Окна заставлены цветами, аккуратные домики, уютные беседки. Нас встречает женщина с кожей цвета хорошего кофе, с шуткой, которые рождаются помимо нее без всяких усилий.
- Одно дело лепить пирожки, другое - с музой беседовать, - сразу же заявляет нам Виктория Рыкова, хлебосольная хозяйка и поэтесса.
Виктория начала писать стихи, когда встретила своего мужа, курсанта мореходки Петра Рыкова, будучи студенткой строительной академии. И нигде нибудь, а на дне рождения папы, где ее дядя Миша был шеф-поваром.
- В ресторане за отдельным столиком сидели моряки. Один из них подошел ко мне и пригласил на танец. Зазвучала моя любимая песня «Три года ты мне снилась». И ведущий сказал о парне, который с первого взгляда влюбился в девушку. Я упрекнула моего кавалера, что вот кто-то может так влюбиться. А он мне говорит: это я заказал для тебя песню. А через три дня Петя сделал мне предложение выйти за него замуж, - вспоминает наша собеседница. - Первые мои стихи были посвящены мужу, с которым мы уже 40 лет в браке.
Не грусти, уходя в свое дальнее плавание.
Не печалься, тебя все равно я дождусь.
Я тебя провожаю на краю тихой гавани.
И сквозь слезы тебе я опять улыбнусь.
Ты пиши мне почаще, звони, как получится,
Думай тоже почаще ты обо мне.
Помни, мой милый, твоя я попутчица
В море и в горе, в счастье, в судьбе.
После окончания высшей мореходки Петр Сергеевич был направлен на суда в ЧМП, где проработал вплоть до развала пароходства. Прошел весь путь от четвертого помощника до капитана. Возил спецгрузы, в основном военные, в Ирак, Эфиопию, за что получил статус участника боевых действий. Потом работал на контейнеровозах, на фидерной линии стал капитаном. А сейчас трудится в морской компании. В прошлом году ему, как руководителю предприятия «Харвестер Украина», в номинации «Портовая логистика» было присвоено почетное звание «Рыцарь Отчизны» с вручением «Золотого креста», диплома и именной сабли.
В море случались самые разные ситуации. 6 лет Петр в должности старпома проработал в опасной зоне Юго-Восточной Азии, где орудовали пираты.
- Тогда пираты занимались разбоем, заложников не брали, как сейчас, - вспоминает моряк. - И мы самостоятельно организовывали защиту от них. Возле Сингапура в Малаккском проливе сразу на выходе из порта на нас напали пираты. Но у нас была отработана система подачи сигнала. Пираты проникли в каюту капитана. Благодаря действиям экипажа, мы отразили их атаку. Также были случаи воровства, кражи имущества пиратами.
Все эти истории, приходя из рейса, Петр рассказывал Виктории. И переживая с мужем то, что он испытал, у нее рождались строки:
Строго по графику вышли из порта,
О нападении не думал никто.
Только услышали: «Шлюпки по борту!»
Шлюпки чужие. И люди - ничто.
Быстро тогда все у нас разрешилось,
Не было крови. Фортуна спасла.
Мне в эту ночь буря в море приснилась.
К рассвету утихла она и прошла.
По-своему рассказывает Виктория о женской судьбе морячки, с юмором и некоторой горечью.
- Рейсы были длительные по 11 месяцев, - говорит жена моряка. - Трудно было. Знаете как в поговорке «Я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик». Все хозяйство на тебе. А еще такой нюанс. Идешь по улице, кто-то пристает. С одной стороны приятно. А надо бежать. Ты же замужем. В компанию приходишь, чего такая общительная? Выходишь курить - стрелы по позвоночнику.
Сын родился. Папа ушел в рейс. Брат приходил в гости с друзьями. Сын выбегает: «Папа!»
- «Нет», - говорю, - «это дядя!» - фотографию показываю, - эмоционально рассказывает мамочка. - Папа приходит из рейса. Я пошла на судно, встретила его. Прихожу домой. Ну, думаю, муж придет с вахты, только бы сынуля ему «дядя» не сказал. Показываю фотографии: «Это папа».
- Муж приходит. Сын выбегает, говорит: «Да…». Я замерла, - смеется Виктория, - а потом: «Папа!» Ну слава Богу! - думаю.
Воспитание сына полностью на мне было. Чтобы тренировался, спортом занимался. А вот в море не пустила. Хотя и закончил мореходку, как папа, но работает по экономической части.
Виктория говорит о своей моряцкой судьбе, как ездила на встречи с мужем в Польшу, Ригу. Вместо того, чтобы ехать на защиту своего диплома, рванула на встречу к мужу в Балабановку, узнав, что его не отпускают домой после рейса. Такая любовь. Денег на автобус не хватило. Добрые люди довезли.
- С мужем повидалась! - смеется Виктория. - А за диплом оценку на бал снизили. И на проект, как обещали, финансирование не дали. Ну да это уже не важно. Все в прошлом.
Виктория - специалист инженер, много лет проработала в тресте «Черноморпромсантехмонтаж», была куратором припортового завода. Потом - в студенческом проектном бюро при кафедре архитектуры Одесского строительного института. Работа и воспитание сына заполняли будни. А праздником были встречи с мужем.
Когда судно приходило в Одессу, брала с собой маму, брата, чтобы унести все сумки с едой и накрыть стол в каюте. Чего только не было: фаршированная рыба, пару тарелок холодца, салаты, свиные биточки с чесноком - то, что любит муж. Даже торт! Когда заносили все в каюту, все уже стояли. Сесть было негде.
В Одессе всегда была традиция накрывать столы, встречая из рейса моряков.
- И это не так, чтобы подрезать колбаску, сыр, тюлечку на стол поставить, - качает головой хозяйка, - а со всеми пирогами: котлетами, яйцами фаршированными, шейкой. В двухкомнатной квартире по 30-40 человек собиралось.
И сейчас морские традиции чтут в доме Виктории, собираясь за большим столом. К каждому празднику у Виктории новое стихотворение.
- Стихи согревают душу, - говорит муж-капитан. - Нам это очень важно.
- В них столько мудрости, тепла, юмора, - говорит сын Виктор, который иногда осмеливается редактировать мамино творчество.
Но больше всего стихотворного внимания Виктория сейчас уделяет внуку Костику.
Бабушка пишет стихи для детских праздников. На дне рыбака Костик был Нептуном и читал морские строки.
Именем внука назван и катер, на котором семья выходит рыбачить на бычка, камбалу, ската, катрана. Рядом с соседским куренем катер в честь малышки внучки соседей. Так и стоят два катера на песке «Костик» и «Софья» ожидая новую рыбацкую вылазку. Много стихов Виктория посвятила рыбакам:
С возрастом Одесса растеряла,
Рыбаков осталось очень мало.
Но во всей Одессе на причале,
И нигде вы больше не встречали,
Тот чудеснейший одесский колорит,
Когда тюлька просто в рот сама бежит.
Когда люди ходят в гости по утрам.
Когда быстренько тебе нальют 100 грамм.
Когда спросят задушевно: Как живешь?
Ты ответишь честно. И поймешь,
Что нигде на всей планете не найдут
Город, что все мамою зовут.
Этот город дал начало всем дворам,
Офицерам, инженерам, морякам.
Как столица юмора и смеха
И для каждого, кто трудится, успеха.
Дал приют всем иностранцам, эмигрантам.
И развитие успешным всем талантам.
Вот такая, милые друзья,
Мама плодовитая моя!
Слова и рифмы, рожденные на 195 причале, находят отклик в душе рыбаков и моряков. Описывая чувства, эмоции, взаимоотношения людей, она поет песню об Одессе, которая объединяет своих детей, как большая щедрая мама.
Ко Дню рождения Одессы
У моря Черного - крутые берега,
И волны его пляжи омывают.
Одесский берег море, таки-да,
Как милое дитя свое ласкает.
И пусть же город вечно так живет.
Пусть весь народ смеется и гуляет.
И золота осеннего разлет
По всей Одессе радостно сияет.
Инна Ищук