Что будет с крымскими портами

May 22, 2014 16:15



После того как Крым де-факто стал частью РФ, портовая отрасль полуострова оказалась под угрозой упадка.России большая часть мощностей крымских портов не нужна из-за невозможности дальнейшей перевозки грузов на континентальную часть страны. “Для России крымские порты как чемодан без ручки. Чтобы держать загрузку на уровне 2013 года, нужен не один мост через Керченский пролив”, - сказал СЕО группы агропромышленных компаний Risoil S.A. Шота Хаджишвили.
Пока нет ни одного моста, работает только паромная переправа. Даже если когда-нибудь будут построены тоннель или железнодорожный мост, соединяющие полуостров с Россией, едва ли по ним пойдут грузы из Крыма.
Уже не первый год РФ строит порт “Тамань” на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог. К 2015 году проектная мощность порта должна составлять 30 млн тонн в год. К 2020 году “Тамань” и вовсе должен выйти на объем перевалки грузов более 90 млн тонн в год.

Этот порт заберет на себя существенную часть российских транзитных грузов с украинских портов и создаст конкуренцию портам Новороссийска и Туапсе.

Преимущества “Тамани” над другими портами, тем более крымскими, - удаленность от населенных пунктов, прием широкой гаммы грузов, запас территории для развития, в том числе сопутствующих производств и переработки.

Общая стоимость проекта - 6,9 млрд долл, начало работы - 2018 год. Едва ли Россия пойдет на то, чтобы уменьшить “аппетиты” “Тамани” ради портов Крыма.

Украина также вряд ли будет работать с портами полуострова, которые больше ей не подчиняются. Если Киев позволит частникам работать в крымских портах, это может трактоваться как признание аннексии полуострова. К тому же, зачем давать зарабатывать “чужим” портам, когда есть свои - материковые?

В общем объеме грузооборота отечественной портовой отрасли доля пяти крымских портов по итогам 2013 года составляла около 7,5%.



С учетом недостаточной загрузки материковых портов Украины потери крымских портов отрасль переживет легко. В основном крымские порты работали с зерном, металлом, углем, нефтью и нефтепродуктами.

“Грузопотоки уже переориентировались на порты Одессы, Южного, Ильичевска и Николаева, что привело к росту грузопотока в них”, - сообщили ЭП в Министерстве инфраструктуры Украины. Сегодня крымские порты фактически приостановили или свели к минимуму свою работу.

Украина уже сообщила Международной морской организации о невозможности обеспечить должный уровень судоходства в крымских портах из-за утраты Киевом контроля над АРК. Доступ к госимуществу портов заблокирован, службы лоцманов и капитанов портов захвачены. Ответственность за это Украина возлагает на РФ.

Теперь эта организация может рекомендовать своим членам из 170 стран не заходить в крымские порты. Порядочные компании, скорее всего, так и сделают.

О закрытии некоторых крымских портов заявил ”первый вице-премьер Крыма” Рустам Темиргалиев. “Порты Феодосии и Евпатории, расположенные в городской черте, постепенно прекратят свое существование”, - сообщил он.

Сотрудников этих портов планируют перевести в порты Севастополя и Керчи или переучить, а из Феодосии и Евпатории - сделать туристические Мекки.

Севастопольский и керченский потры, скорее всего, будут развиваться. В частности, благодаря тому, что из строя выведут “Евпаторию” и “Феодосию”, которые в 2013 году суммарно переработали около 3,6 млн тонн грузов.

“Севастопольский порт переведут на обеспечение российской военной базы. Остальные, керченский и ялтинский, будут работать на прием грузов для обеспечения жизнедеятельности Крыма”, - считает Хаджишвили.



Готовится работать и “Авлита” (Севастополь), подконтрольная Ринату Ахметову. Для нормальной деятельности ей нужно обрабатывать 1 млн тонн грузов в год.

По данным источников ЭП, сотрудники севастопольской администрации объединенного торгового и рыбного портов встречались с представителями “Росагропрома” и “Росморпорта” в Севастополе. Разговор шел о работе с российским и казахстанским зерном.

Портовыми властями рассматривается такая схема работы: завозить зерно малотоннажным флотом из речных, азовских и каспийских портов и формировать на “Авлите” судовые партии для дальнейшей отправки судами Panamax.

Существующие глубоководные портовые комплексы на российском побережье Черного моря пока не могут принять весь объем экспорта из России и Казахстана.

Готовы работать с “Авлитой” и турецкие поставщики оборудования, материалов и продуктов питания. О планах развития порта в Севастополе заявляли и местные власти. Планируется углубить дно акватории порта и построить причалы.

Реализация планов “Авлиты” будет зависеть от Киева. Украинские компании, которые готовы продолжать работу в Крыму, ждут принятия закона о свободной экономической зоне. Этот документ лоббирует компания СКМ Ахметова, у которой в Крыму остались “Крымэнерго”, “Укртелеком” и “Авлита”.



Источник
Автор материала: Андрей Киреев

По материалам: Epravda.com.ua

Крым, Украина, Логистика, Порты

Previous post Next post
Up