Анна Мисюк: «Как только вам говорят, что это - лекарство от всех болезней, вам врут!» (ч.2)

Aug 05, 2011 02:24


Куда бы нас послал классик!? Анна Мисюк три десятка лет ворошила историю в Одесском литературном музее. Экскурсоводила. И только теперь взялась ответить на этот не актуальный с виду вопрос. Книгу презентовали во Всемирном клубе одесситов. Знакомые предусмотрительно брали автографы… О судьбе долгожданных для многих размышлений «Куда бы вас послал классик», о главных удачах в жизни, о времени и о нас с вами откровенно говорю с автором спустя время после презентации.

«Рванулась в Тарту, когда узнала о профессоре Лотмане»

- Расскажите, как Вы, одесситка, отважились поступать в Тарту?

- Это был не такой редкий случай. Многие одесские ребята ездили по разным городам и весям поступать. Во-первых, евреи - из-за процентной нормы. А во-вторых, в Советском Союзе были некоторые «гнезда». Известно было, что если ты физик и математик, то лучше тебе в Новосибирск. Не хочу обидеть Одесский университет, здесь тоже не так плохо образовывали, но если ты хочешь стать звездой, то лучше все-таки в Москву в Бауманский или Новосибирск.

Дальше надо было договориться с родителями. Все-таки жить вне дома - это дороже, не все могли себе это позволить. Это сейчас какие-то странные легенды, что в Союзе зарплаты на все хватало. Я, честно, не знаю, где жили эти люди, которым хватало. Фантастика какая-то! Но, действительно, в абсолютных цифрах цены были гораздо ниже...

Я мечтала о филологии. Когда узнала про Тарту, про профессора Лотмана, рванулась туда. Поскольку мои родители понимали, что здесь мне поступать бессмысленно, я и поехала.

- Вас бы не приняли в Одессе?

- Я поступала в 1970 году. Была довольно натянутая ситуация с поступлением евреев. СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. Прием евреев, особенно на идеологические факультеты и в престижные вузы, очень ограничили. Моему отцу сразу сказали, что его должности (он был заместителем по бюджету начальника контрольно-ревизионного управления области) недостаточно, чтобы дочь поступала на стационар. Он расстроился, но мне ничего не сказал. Просто не возражал, когда я сказала, что хочу ехать в Эстонию. Я очень удивилась, потому что подумывала о побеге из дома.

И я поступила. Это было очень интересно!

Я удостоилась чести быть зачисленной в Лотмановский спецсеминар. В нем занимались студенты разных курсов, которых интересовала культура Александровского времени, первая четверть ХІХ века. Сам Лотман читал тогда студентам все курсы, начиная с древнерусской литературы и заканчивая Пушкиным. Павел Семенович Рейфман читал вторую половину ХІХ века, а Зара Григорьевна Минц - Серебряный век.

Потемкинская лестница - масонский символ?

- Не жалеете, что не написали кандидатскую?

- Я не жалею, потому что я этого не могла, не хватало какого-то умственного витамина. И мои цели не лежали в области защиты диссертации. На нее нужно тратить очень много сил и времени, надо изменить функционирование в целом, а меня на это совершенно не хватало.

Не считаю, что это не нужно. Это потрясающе дисциплинирует, и, самое главное, человек, который прошел этот путь, уже что знает - то знает. Его мозг вышколен.

- Есть цель издать что-то еще?

- Есть. Но это большой труд: собрать, отредактировать, какие-то вещи изменить, потому что пришла новая информация, новое видение. Простой пример. Когда-то читала лекции по истории масонства. Сейчас меня опять попросили провести беседу. Масонство снова в моде, вышла книга «Масонская Одесса», и какие-то безумные вокруг масонов разговоры. Например, не является ли масонским символом бульварная гигантская (она же - Потемкинская) лестница? Со стороны моря она выглядит как пирамида, увенчанная всевидящим оком. Это один из масонских символов. Ну, вот и спрашивают, кто они, масоны, и какие. Любознательным людям всегда отвечать интересно.

И я подняла материалы, заново их перечитала. Увидела интересный факт. «Масоны», «франкмасоны» - это корпорация каменщиков, средневековый цех. «Масон» - это просто «каменщик», франкмасон, т. е. «свободный масон» - это каменщик высокого ранга, собственно, архитектор, проектировщик, скульптор. Дальше упоминается, что еще в ХV веке зафиксировано в документах, что в эту корпорацию вступают люди немастеровые. А, например, какой-то лорд, священник, купеческий сын. Единичные документы, но факт есть. А, например, про корпорацию пекарей или кожевников такого нет. Историки ХIX века говорят: непонятно, чего они туда вступали. Может быть, эти корпорации славились какими-то веселыми пирушками? Возможно, когда-нибудь я это тоже так повторяла, а сейчас мне уже понятно, что такое масонство и что происходило тогда. Представим себе, что этот лорд, или священник, или купеческий сын - человек, который увлекается геометрией, имеет склонность к архитектуре. В рамках своего сословия он не может этим заниматься. Ему нужно вступить в корпорацию!.. И видно, что и в дальнейшем масонство было по сути межсословным университетом и научной лабораторией.

Это я для примера, как полезно вернуться к темам, которые тебе кажутся освоенными.

Интернет, свобода слова - есть... А счастья все нет

- Вы много времени отдаете Интернету, социальным сетям?..

- Нет, не много. Я расстраиваюсь. Нервы не выдерживают глупости человеческой. Есть у Ильи Ильфа, великого нашего земляка, в записных книжках замечательная фраза: «Все думали, что будет радио - и наступит счастье. Вот радио есть, а счастья все нет». От этой технологии, этого абсолютного чуда человеческого разума дух захватывает, как от великих произведений искусства! И когда человек - хозяин вот этого чуда, и при этом он такой идиот... просто слеза прошибает.

Социальные сети меня пугают. Например, их упрощение. Был Живой Журнал - во всяком случае ответственные записи. Человек мог оставить тематические записи, анализ. Но потом пришли «контакт» и «facebook». Там очень короткие записи: как дунуть, плюнуть, поцеловать... Были раньше конференции: вбрасывалась тема, которую начинали жестко и масштабно обсуждать... Давно проехали! В Интернете этого вы уже сейчас не найдете. Идет по пути упрощения. Наверное, в этом есть смысл...

Раз вы меня уже спрашиваете (это тоже редкий случай, чтобы человека спросили о его мировоззрении), у меня есть такое подозрение: мир упрощается, потому что современный человек должен быть очень простым. Он должен быть кнопочно управляемым, знаете почему? Потому что он очень опасен. У него в руках грандиозные силы, и если он их будет непредсказуемо использовать, это что-то страшное будет. Арифметика такая: пьяный шофер грузовика укокошит в полчаса больше людей, чем легионер времен Александра Македонского за все свои азиатские походы вместе взятые. Поэтому лучше как-то попроще. Когда-то, наоборот, мечтали об усложнении, о том, что люди станут образованными, личностями, мыслящими. Все. Видимо, теперь оказывается, что «ой, лучше не надо». Пожалуйста, вот вирусосоздатели - лучше бы они были попроще, да?..

- Можно сказать, что мы живем во время перехода? Если да, от чего к чему?

- Я думаю, что переход уже закончился. Мы живем в массовом обществе. Окончательно сломлены все иерархии, и даже если вам кажется, что остались иерархия должностей и иерархия денег, то они на самом деле очень меняющиеся. Что из этого проистекает? Еще непонятно...

Об этом много пишут фантасты. Вы думаете, почему так популярен жанр фэнтези? Сейчас есть национальное фэнтези, а посмотрите, сколько успели создать американцы. Дух захватывает! Есть одна вещь, не очень мне приятная. Помните, мы говорили о пророчестве? Так вот, все авторы фэнтези будущее рисуют как тоталитарное. Почти все. Почему? Потому что демократия - очень сложное устройство. Когда каждый должен быть самоответственным - это очень сложно. И вот в мире тех высочайших технологий, в фантазийном мире будущего человек, оказывается, должен быть прост и должен маршировать по указке.

Но если мы посмотрим на сегодняшний мир, мы увидим, что при тоталитарных режимах живет подавляющее большинство людей на Земном шаре: Африка, Азия, за редким исключением. Недавно было заседание секции книги в Доме ученых. Там вспомнили, что когда-то любили цитировать первого послевоенного президента Чехии - Масарика, который говорил так: «Настоящее счастье - это когда ты можешь выйти на площадь и во всю глотку заорать, что правительство - сволочи». И тут мы стали очень смеяться, потому что получилось, что мы сейчас - счастливы. В те периоды развития демократии Масарик видел весь корпус жизни, который этому должен сопутствовать. Оказывается - ничего подобного. Это может существовать абсолютно параллельно с жестким авторитарным режимом.

- На обложке книги указано, что Вы родились «немедленно после смерти Сталина»...

- Да, важно было указать, что я родилась в мире, освободившемся от него. Это то, в чем мне повезло. Мне три раза повезло. Даже четыре. Первый раз, что родилась после смерти Сталина, второй - что поступила в Тартуский университет, третий - что в Одессе открыли Литературный музей, четвертый - это мне с мужем повезло. Это мне фантастически повезло.

Беседовала Елена Ворожейкина

Справка:

Юрий Михайлович Лотман (1922-1993) - русский историк, филолог, основатель тартуской семиотической школы. Автор работ, посвященных истории русской литературы, преимущественно ее «золотому веку», периоду, охватывающему конец XVIII - первую треть ХІХ вв, а также исследований по структуре и анализу художественного текста, эстетике кино, типологии культуры (из А. Мисюк «Куда бы вас послал классик»).

Музеи, Презентации, Литература

Previous post Next post
Up