За одесситами присматривают мифические существа

Dec 14, 2013 17:43



Помог случай

А все началось с Базарной, 33.

- В этом доме жили родители Ильи Ильфа, - вспоминает Нина Ивановна. - Если стать возле ворот и посмотреть вверх - между вторым и третьим этажом есть эркер. Так вот, снизу под ним орел распростер крылья. С этого орла все началось. Я стала собирать орлов, потом львы, потом… всякой твари у нас хватает,- улыбается учитель.


- Можно смотреть, а можно видеть, - говорит Ростислав Александров, известный краевед. - Есть такое правило, призыв - остановиться, оглянуться. Книжка призывает остановиться и осмотреться.

Ведь часто мы идем, видим что-то красивое, но остановиться - нет времени, а, если же время находится, мы просто констатируем факт: «Красиво!» и идем дальше, не задумываясь о том, что же это такое.

О необычном мушкетере

- В нише парадной лоджии филармонии, - рассказывает Нина Ивановна, - есть бюст Бернардацци, установленный к 50-летию его творческой деятельности.

(В 1879-ом, Александр Осипович стал главным городским архитектором Одессы).

- На Пушкинской, 10, - продолжает Нина Ивановна, - второй этаж окаймляют окна гермы (атланты), и каждый правый с лицом… Бернардацци, автора проекта этого здания.

- Меня давно привлекал портрет мушкетера, - говорит об еще одном таинственном изображении Нина Бондаренко. - Дом возле Нового рынка со стороны Торговой - Княжеская, 40. На самом верху в круглой раме барельефный портрет мушкетера со всей мушкетерской атрибутикой: шляпа с пером, мушкетерский воротник, локоны, но лицо… Бернардацци!



И хотя сходство скульптуры с Александром Осиповичем, по ее словам, как говориться - на лицо, она все же попыталась найти этому подтверждение.

- Я обращалась в Одесский институт криминалистики, мне нужен был простой анализ, но у них такое не делают. Написала в Харьков, считается, что это самый лучший такой институт в Украине - мне даже не ответили. Но хотя книжка и вышла, я все-таки добьюсь доказательств, - обещает автор.



Казалось, оперный давно изучен

Об Оперном написано много книг, говорит Нина Ивановна, казалось бы, не осталось ни одного неизведанного уголка или кусочка барельефа. Отнюдь!

Над главным входом со стороны Ланжероновской/Ришельевской - портик. На самом верху по углам два ангела с факелами, а посредине женский маскарон в коротком шлеме.



Осматривая изображение, Нина Ивановна заметила на шлеме «шишак».

- Но когда пришла с фотоаппаратом, увеличила изображение и увидела, что там находится, вы знаете, я была в шоке, - заинтриговала присутствующих автор, демонстрируя на экране увеличенный кадр.

Невероятно! Существо с женским торсом, волнистые волосы, вместо рук - крылья. Сидит, как собака, на задних лапах, левая нога приподнята и вместо ступни… копыто.

Первое предположение, совместное с сотрудницами библиотеки им. Горького - изображение похоже на скульптуру кентаврицы. Но, у кентавров были руки, а тут крылья - не сходится.

И вот что нашла Нина Ивановна, перелопатив кучу источников.

- В исламе есть существо, - говорит автор, - Аль-Борак. На нем Мухаммед отправился к Аллаху. Это единственное упоминание о таком существе, где все совпадает.

В многоликой Одессе, не перестает удивляться одесситка, еще можно понять исламскую мифологию, но почему в таком месте, почему на макушке шлема расположено это существо - это до сих пор загадка, - считает Нина Бондаренко.

Еще одна тайна-загадка в книге - дом по Белинского, 21, на фасаде которого в округлом обрамлении портрет представительного мужчины с инициалами А. Кrafft. Ни библиотекари, ни краеведы не смогли дать ответ на вопрос: кто же он, этот таинственный А. Кrafft, какое отношение он имеет к этому дому и за какие заслуги на фасаде дома увековечен его портрет.


Есть в книге и архитектурный эксклюзив - дом длиною во весь квартал на ул. Тираспольской, в котором жила Матильда Кемпе - «пивная королева» из семейства знаменитых одесских пивоваров. Много в Одессе домов, которые построили для себя богатые горожане, говорит Нина Ивановна, но ни на одном из них не увидишь увековеченных в камне владельцев, а на этом доме изображение хозяйки есть дважды.

Автору как-то попался портрет парижанки - «минойской дамы», фреска с портретом которой была найдена на о. Крит во дворце Миноса. Что поразило - так это сходство изображения на фреске и госпожи Кемпе: тот же вздернутый носик, копна вьющихся волос, на плечах кружева. Поэтому в издании есть две фотографии: для сравнения.

Всем знакома мозаика на фасаде дома на Екатерининской, 1. Разные высказывались предположения, кто на ней изображен. Но когда автор книги внимательно рассмотрела мозаику, то увидела, что молодая женщина держит в руках кадуцей - жезл Меркурия, обвитый двумя змеями. А в мифологии единственная из богинь-женщин, в руках которой подобный жезл - Ирида, предвестница утренней зари, расцвета молодого города.


- Самое интересное, - подмечает исследователь, - в другой руке у нее геральдическая труба. Она предвещала восход солнца.

Поэтому, уверена она, на этом мозаичном панно изображена все-таки Ирида. А зубчатое колесо, как символ технического прогресса, характерно для изображений мифологических персонажей в начале ХХ века.

В конце книги Нина Ивановна поместила небольшой толковый словарик некоторых редких в нашем обиходе слов.

- А вообще, читайте, отрывайте глаза от земли и смотрите на фасады. Они этого стоят, - советует всем в конце презентации автор. - Пока они еще есть…

Пока они еще есть…


- Эта книга - и справочник, и память о том, что уходит в прошлое буквально на наших глазах, - считает Ольга Барковская, автор предисловия к книге, старший библиограф ОГНБ им. М.Горького.

Сегодня, разъясняет Нина Ивановна, очень много уникальных исторических зданий и фасадов либо перестраиваются, либо никому не нужны и, брошенные, медленно «умирают». Взять хотя бы дом Русского Технического Общества на ул. Княжеская, 1, с красивейшим интерьером, от которого после пожара (а пожарная часть находится с тыльной стороны) остались только стены.

Это и здание на ул. Старопортофранковской, 22, в котором в свое время располагалась 2-я гимназия, профтехучилище, где учился сам конструктор ракет С.П.Королев, АО «Полярная звезда» - сегодня это, некогда красивейшее здание зияет дырами в разрушающихся стенах. «Нож в сердце» одесской интеллигенции сегодня и Дом Руссова.

- Потомки нам ведь этого не простят, - комментирует с заметной горечью в голосе последние замечание автора Ростислав Александров, - а мы не сможем им доказать, что от нас ничего не зависело.



- Последние 15 лет я активно фотографирую город, - говорит Сергей Калмыков, - и должен вам сказать, что не только время и непогода разрушают архитектуру, но и ремонты. Что-то отремонтировали - зашпаклевали владельческую табличку и все, никаких сведений о том, чей это дом - нет.

На вопрос, можно ли что-то сделать, Сергей Викторович предложил свой «спасительный» вариант:

- Если дом сносится или реставрируется - непременно обязать тех, кто этим занимается, сделать фотографии первоначального вида здания и сдавать их в одесский историко-краеведческий музей. Дело копеечное - сфотографировать дом до этих «ужасов» ремонта, но оно того стоит…

- Когда-то было правило в Одессе, - вспомнил Ростислав Александров, - ежели человек строит новый дом, он обязан был во всех деталях сфотографировать старое строение и снимки передать в городскую управу. Необходимо вернуть эту норму, иначе скоро не останется и следов этой красоты, - заключил краевед.

Лариса Ерошкина, Анатолий Венрук

Весь фотоальбом выложен здесь

Одесса, Архитектура и строительство, Венгрук Анатолий, Легенды, Улицы

Previous post Next post
Up