Словакия: налоги и сборы на европейский манер

Nov 22, 2013 21:40




С миссией Евросоюза приграничной помощи Молдове и Украине (ЕУБАМ) приходилось освещать проблемы погранконтроля с нашей стороны. Теперь, вот возможность оценить ситуацию по ту сторону границы. Недельный пресс-тур миссии ЕУБАМ пришелся на 4 - 8 октября в Словакии, которая, кстати, седьмой год осваивается в ЕС. Что пережили и в каком состоянии общество сейчас - беглый взгляд в путевых заметках «Моряка Украины». Воздушное судно украинских авиалиний из Одессы взяло курс на Вену. В 60-ти км от нее столица Словакии Братислава, куда мы держим путь. А пока самолет прорезает гущу облаков, заводим разговор со стармехом Юрием, который летит в Гамбург, в офис своей компании, чтобы отправится из Сингапура в очередной рейс.


Моряк летит в рейс

Юрий с детства мечтал быть моряком. В выпускном альбоме детского сада начертил: хочу быть мотористом, как папа. Отец отходил 30 лет на судах ЧМП. Юрий продолжил династию. После школы подал документы в Одесское высшее профессиональное училище морского туристического сервиса (тогда училище № 121) на повара. Однако там, несмотря на его хороший аттестат, направили в пароходство получать характеристику. В конторе мама и Юрий встретили знакомого, который тут же перенаправил их в Одесскую мореходку имени А. И. Маринеско. И это был лучший выбор для Юры, где он получил все базовые знания, и продолжил учебу в Одесской морской Академии.

- Правда, готовить я так и не научился, - шутит Юрий. - Но зато у меня прекрасная профессия, жена, дочь и сын и обеспеченная, интересная жизнь. Работа всегда есть. Устраиваюсь через Интернет. В море уже 20 лет. И ни разу не платил за трудоустройство. А получается так: только заикаются об оплате - я выхожу на руководство, прошу фирму оплатить эти услуги. Компания заинтересована, чтобы у них работал профессиональный моряк, причем за меньшие деньги по сравнению с европейцами. Тем более, что украинцы предпочтительнее, чем те же филлипинцы, труд которых оплачивается с нами наравне. Но если случится поломка, филлипинец, который хорошо знает английский, будет писать четыре листа объяснений. Направит это в компанию с просьбой рекомендаций. И пока будет ответ, уже успеет смениться. Наш моряк, чем писать, лучше решит эту проблему на судне. И продолжит рейс.

В этот раз Юрий идет на сухогрузе со смешанным экипажем Украины и Греции.

- Так гораздо легче, - замечает мой сосед. - С соотечественниками всегда находишь общий язык. С иностранцами все-таки соблюдаешь расстояние. Ну как можно объяснить такой факт, когда заходишь в кают-компанию. А там индусы спорят, кто из них белее. И это на полном серьезе. В прошлом рейсе повар был индус. То, что он готовил для рядового состава, есть было практически невозможно. Для нас он готовил отдельно. В то же время сами индусы страдают от злоупотребления острой пищи, в которую они добавляют острую приправу карри.

- И уже через неделю вторую все начинают страдать животами, - замечает Юрий. - А лучше нашей кухни я не встречал.

В рейсах Юрию приходилось работать с самыми разными людьми.

- Был у нас на судне одесский негр Том. Он воспитывался в приюте. Потом устроился работать на скорую помощь. Приезжает на вызов. А там бабушка, увидела его: «Свят ты мой!» - стала креститься. Том решил попробовать себя в море, получил образование. Попал к нам в рейс. Хороший, понятливый паренек. Трудолюбивый, значит, далеко пойдет...

Самолет выныривает из густого тумана, идет на посадку. Внизу ровные, словно отмеренные строгой учительской линейкой зеленые поля. Все аккуратно, чисто, вымыто. Самолет кидает в воздушную яму, качает. Воздушные ямы в Европе тоже есть. Приземляемся и Юрий прощается, спешит на рейс в Гамбург.

Евросоюз это может


Огромный аэропорт Вены принимает и отправляет в день сотни рейсов во все концы мира. Даже не верится, что такую мощь можно построить и так раскрутить. Но Евросоюз все может. И в первую очередь тут все подчинено комфорту и удобствам для людей. Здесь можно взять тележку для провоза груза. Багаж приходит немедленно, как мы выходим к ленте. Все делается четко и вовремя. Везде кафе элитные и дешевые, удобные сидения, вай-фай, пандусы, обмен валют, автоматы продажи билетов на общественный транспорт. На остановке вывешено расписание, согласно которому автобусы и троллейбусы приходят и отправляются по минутам.

Через 40 минут пересекаем границу Австрии и Словакии, о которой нам сообщил водитель. Даже не останавливаемся. А только снижаем скорость и проезжаем мимо поста. Вот и вся граница. Впереди светится Братиславский замок - символ могущества. Братислава 300 лет была столицей венгерского королевства, местом коронации королей и императоров Австро-Венгрии. В 1805-ом году Наполеон подписал здесь мирное соглашение с Францем I. Недаром французское посольство расположено в самом сердце - Старом месте города. На холме, у слияния Моравы и Дуная, возвышаются готические руины замка Девин - 400 лет служил передовым постом Римской империи. Отрадно, что все достопримечательности приведены в порядок. Старый город чарует своей гармонией. Нет высоток. Все дополняет архитектурный ансамбль. На каждом углу приглашают отобедать кафешки и ресторанчики. Национальное меню встречаем в «Колыбе». Галушки с брынзой, остренькая «колбаса» с пивом «Золотой Фазан», тыквенный суп и гуляш - блюда перекликаются с венгерской и чешской кухней.

Спрашиваем дорогу у прохожих. На английский мало кто реагирует. А вот русский прекрасно понимают. Правда, отвечают на словацком, который тоже нам близок. Взять хотя бы Letisko - аэропорт, Dievča - девушка. А надпись Рozornosť policajnej varuje! всех просто привела в восторг, пока мы не узнали ее смысл - «Внимание, полиция наблюдает!». Увидев надпись на магазине «POTRAVINY», думали, гадали, что значит. Оказалось продукты. А горящее красными буквами «HERHA» оказалось - игровые автоматы.

Финансовая администрация: за уход от налогов дают «пожизненно».

- Вхождение Словакии в Шенгенскую зону дало нам большие преимущества, - говорит Мариуш Худек, заместитель директора таможенного департамента. - Мы получаем инвестиции, благодаря чему смогли поднять экономику, производство. Появились три крупнейших иностранных предприятия. Для отечественного производителя с открытием границ есть возможность беспрепятственно везти груз по всей Европе. Государство дало большие льготы для бизнеса. Открыть предприятие может каждый гражданин Словакии. Для этого нужен минимум документов. Главное - желание работать.

Правда, либеральные законы позволяют бизнесу ловчить. Например, махинации с маслами. Везут через границу неочищенное масло, оно не облагается налогом. В Словакии его очищают и продают как топливо для отопления. Таможня предложила изменить законодательство, расширить список масел, которые облагаются акцизом. Но самый «доходный» бизнес - сигареты. Производят много фальшивых сигарет, которые якобы экспортируют в Молдавию. А на деле они остаются в стране и идут в Западную Европу. За семь лет выявлено 11 нелегальных табачных фабрик.

Сигареты также везут из Украины, России, Белоруссии в Словакию, получая двойной и тройной выигрыш, зарабатывая на разнице цен. Совместными усилиями словацкие и украинские таможенники раскрыли туннель на границе, прорытый для нелегальной переброски сигарет. Им пользовались два года, переправляя сигареты из Украины в Словакию. Коробы накапливали в гаражах. А затем перевозили по Европе. Теперь, словак, организатор контрабандной схемы получил «пожизненный» срок в тюрьме. А его подельник в Украине - 300 гривен штрафа.

Наказание в Словакии за нарушение налогового законодательства гораздо суровее. Также строго здесь карают за взяточничество. В стране создана специальная внутренняя инспекция по борьбе с коррупцией. Были случаи, когда задерживали целые отделы.

- Однако очень трудно доказать вину коррупционера, - заявляет Любомир Андраш, начальник департамента по акцизному контролю, - особенно если человек не взят с поличным. Дело может тянуться годами. Тем не менее, с установлением видеокамер на рабочих местах, ситуация улучшилась.

- Ведь наша задача - защита экономических интересов граждан, - уверяет чиновник. - Чем больше налогов будет поступать в бюджет, тем лучше мы будем жить. Словацкая таможня дает 50% бюджета страны. В исправлении нарушений налогового законодательства помогают сами граждане, обращаясь по «зеленой линии». Большой проблемой было использование кассовых аппаратов с программным обеспечением, которое позволяет в конце дня показать меньшую выручку и заплатить маленький налог. В основном грешили китайские магазины.


- Мы придумали лотерею, - делится Андрей Чурило, заместитель директора криминального отдела финансовой администрации Словакии. - В розыгрыш брали чеки людей, полученных в магазинах при покупке. Таким образом, проверялось - учтен ли этот чек при оплате налогов. И выявили ряд магазинов нарушителей.

С миссией Евросоюза приграничной помощи Молдове и Украине (ЕУБАМ) приходилось освещать проблемы погранконтроля с нашей стороны. Теперь, вот возможность оценить ситуацию по ту сторону границы. Недельный пресс-тур миссии ЕУБАМ пришелся на 4 - 8 октября в Словакии, которая, кстати, седьмой год осваивается в ЕС. Что пережили и в каком состоянии общество сейчас - беглый взгляд в путевых заметках «Моряка Украины».

Братислава уже никуда не спешит

В отдел погранполиции и работы с иностранцами МВД Словакии едем на трамвае. Билет на 60 минут стоит 90 центов. Штраф за проезд зайцем - 50 евро. Мы можем кататься на электротранспорте целый час с момента компостирования талона. Трамвай мчит по выделенной линии. Это в городе самый быстрый вид транспорта. Правда, Братислава, кажется, никуда не спешит, наслаждаясь всеми красками жизни. Дома разукрашены в яркие цвета. Каждое здание индивидуально. Где-то подкрашены красной линией балкончики, где-то - желтые и синие квадраты, или фиолетовый узор.

- У нас двух одинаковых домов не найдете, - замечает Йозеф, присаживаясь рядом на сидение. Он прекрасно говорит на русском. В школе учил язык с четвертого класса. Сейчас на нем общаться не с кем. И он рад вспомнить слова. Йозеф - инженер. Вступление страны в ЕЭС дало ему возможность открыть свое предприятие по обслуживанию компьютеров. А также поездки по всей Европе и хороший заработок.

Правда и квартиры здесь стоят дороже, чем в Одессе.

- В Братиславе средняя зарплата 1200 евро, - по секрету говорит наш переводчик Ольга. Она родом из Питера. Приехала учиться в Братиславу. Привезла с собой мужа. Здесь и осталась.

- Тут есть стабильность и уверенность в завтрашнем дне, - считает гид. - Работы в Братиславе хватает. Гораздо хуже дело в восточном районе страны, куда не идут инвестиции.

Его еще называют голодный край. Убогие домики, развалюхи, плохие дороги. Производства практически нет. Работать негде. Одно время был экономический туризм. Носили сахар в Украину, обратно сигареты. Сейчас его пресекли.



Переводчица Людмила считает, что ЕС позитивно повлиял на страну, в первую очередь инвестициями в новые проекты, грантами. Но это все для тех, у кого есть деньги. Остальные же еще больше обеднели. С вступлением в «шенген» все подорожало. Хлеб и молоко стоят, так в Австрии и Франции. За медстраховку приходится платить 250 евро в месяц. Даже когда не ходишь к врачу. Лекарства за свой счет. Больше рамок и ограничений.

В здании МВД Словакии заходим в лифт. Больше троих - не везет. Между вторым и третьим этажом лифт с нашими коллегами застревает. Словаки только всплескивают руками. Они предупреждали. Вызывают техника из лифтового хозяйства. Напоминают, что в Братиславе не спешат. И мастер будет часа через три. В лифте пять человек. Через полчаса дышать будет нечем. Словаки, которые уже знают характер своего лифта, советуют, как открыть двери изнутри…

Андреас родился в Братиславе. Жену нашел в Волгограде. Правда, русского не знает. Но мы как-то улавливаем, что он говорит. Наши языки одного корня. Андреас объясняет, что нужно карточкой отодвинуть кольцо на двери лифта и открыть дверь. После 40 минут мучений двери открываются. Первыми вытаскиваем девчонок. Ребята помогают им выбраться. Словаки восхищены нашей находчивостью. Пресс-конференция была бы сорвана.

Нас угощают минералкой и пирожными. В Словакии много природных источников. Вода вкусная, минерализованная. Наливай и пей. А волосы после мытья водой из-под крана становятся гладкими и пушистыми.

Создавали погранслужбу заново

Пограничники делятся опытом, всем тем, что прошла Словакия за время вступления в ЕС, чтобы Украина и Молдавия не наступали на те же грабли.



- Словакия начала вступление в ЕС с 2001-го года. По сути, заново создали погранслужбу. Установка была на службу независимую и своим бюджетом. Что было со временем сделано, - сообщает замдиректора департамента погранполиции Роберт Гуцкий. - Сегодня мы создали лучшую в Европе систему. ЕС закупил на 300 тысяч евро современное оборудование. К моменту вступления Словакии в ЕС убрали все границы со странами стран «шенгена». Мы начали интеграцию управления границами. И усилили погранконтроль на своей единственной внешней границе - с Украиной.

На самом большом пункте пропуска Вишне-немецки - Ужгородском установлен сканер, который просвещает каждую грузовую машину. Весь груз как на ладони. Радомир Спишал, который здесь работает уже 17 лет, показал записи, что 2 ноября на пункт прибыла машина с прицепом. В ней с помощью сканера было выявлено 25 блоков сигарет, которые были конфискованы. Всего можно провозить 2 пачки. На самолете 2 блока. Также был задержан грузовик, который вез сталережущий инструмент. В его стенки было вмонтировано 700 тысяч пачек. Все это удалось обнаружить с помощью нового аппарата, через который проходит каждая грузовая машина. За день исследуется 80-110 машин. Самые большие очереди на таможне в выходные. Чтобы быстрее пропускать авто, установлен еще один сканер.

- Постоянно езжу через эту таможню, - говорит дальнобойщик Юрий, направляясь в Киев. - Контроль составляет 30-40 минут. Приблизительно столько же и на украинской таможне.

На этом пункте пропуска уже все в порядке. А вот постам в горной части страны еще предстоит модернизация. Именно в этом районе наблюдается паломничество беженцев из Афганистана, Сирии, Молдовы, Сомали, Китая и других стран.



Легко ли нелегалу в Словакии?

Словакия сегодня транзитная страна для желающих нелегально проникнуть в Италию, Францию, Англию. Таких вылавливают и направляют в центр задержания нелегальных иностранцев, где они могут пробыть до 6-ти месяцев, в течение которых должен быть решен вопрос о депортации на родину, восстановления документов. У многих нет паспортов. И приходится подавать запросы в страну, из которой прибыл нелегал. Если с Украиной и Молдовой такая работа налажена, то с другими странами пока проблемы.



Нелегалы просят статус беженца. Таких ждет месяц карантина, а потом открытый лагерь, пока не решится вопрос. Процент положительного исхода маленький. Из 350 человек за год получило всего 5. Поэтому нередко «нелегалы» убегают из лагерей. Есть уловка - выдать себя за малолетнего и попасть в детский лагерь.


- Были седовласые сомалийцы, которые заявляли, что им нет 16 лет, - делится Роберт Гуцкий. - Устанавливали их возраст по предлоктевому суставу.

В приемной ждут своей очереди очередные беженцы.


Аншей родом из Кении. Получил образование в Кенийском университете. И поехал искать работу в Европу. Открыв визу в Словакии, побывал в Австрии и Швейцарии, где его задержали с просроченными документами. И направили в страну, от которой он получал визу. Сияя белоснежной улыбкой, Аншей старается нам понравится, в надежде на бонус в интервью с полицейским. Суд решит, дать ли ему статус беженца Словакии.


Абдул из Эфиопии нелегально пересек границу. Документов нет. Но он жалуется, что в его стране нет работы, идет война. Ему 28. Дома осталась семья в надежде, что Абдул вывезет ее в Европу.

Элизабет из Камеруна. Прибыла в Словакию нелегальным путем, занялась бизнесом. Была задержана полицией. Попросила политического убежища. И сейчас тоже в ожидании.


Дениза Бажажова работает в приемной.

- Был, как-то большой поток детей из Молдовы. Я спрашивала 13-летнего мальчика, зачем он оставил школу семью. У него 6 братьев и сестер. И он отправился на заработки в Италию, чтобы прокормить семью.

Теперь мигрантов гораздо меньше. Начальник центра задержания нелегалов Ян Энилсон считает, улучшена работа на границе. Поменялось направление миграции. Больше идут через Турцию на Грецию, морским путем в Англию. К тому же Словакия для азиатов - транзитная страна. Их цель - Запад, которого они хотят быстрее достичь.

А вот в здании напротив людей гораздо больше. Это крупнейший центр в Восточной Европе, куда направляют тех, у кого проблемы жизни в родной стране, жертвы насилия, политических репрессий и другие.


- Комиссар ООН по правам человека решает вопросы, как сделать безопасной их жизнь, - рассказывает координатор Лючия Колпакова. - Афганка лишилась мужа, и теперь беззащитна. В Иране, где она приняла статус беженца, тоже небезопасно. Идет война. Ее направили в центр в Словакию, откуда она сможет поехать в Америку или Канаду.

В кабинете девушки из Афганистана изучают английский язык. Здесь они начинают новую жизнь. В центре живут целыми семьями, приехав сюда из районов, охваченных войной.

Уезжаем из Словакии, пересекая границу с Австрией. Поле ветряков провожает нас до самой Вены. Повсеместно квадратные глаза солнечных батарей. Отрадно и то, что внедряются изобретения, новшества, гибкое производство пробует, меняет формы и подачи, чтобы сделать еще лучше и удобнее.



Прощаясь с пограничниками, спрашиваем, что в первую очередь стоит изменить в Украине.

- Прекратить брать взятки! - смеются словаки. - И у вас тоже все пойдет на лад.

Инна Ищук

Контрабанда, Словакия, Ищук Инна, Европа, Пограничники, Нелегалы, ЕС

Previous post Next post
Up