Профессор Александров: от грузчика в порту - до доктора филологии

Nov 15, 2013 17:58



Школа журналистики в Одессе преобразилась. С 19-го августа отделение стало факультетом журналистики, рекламы и издательского дела и с 1-го ноября им официально руководит профессор, доктор филологии Александр Александров. Именно он полтора десятка лет назад возглавил кафедру.В «Моряке Украины» ежегодно практикуются десятки студентов. И наш интерес, думаю, понятен - беспокоит отношение новых поколений одесских репортеров к судьбе моря, индустрии и морских профессий в будущем.


Интерьер рабочего кабинета у новоиспеченного декана более чем скромный - голова не болит, где какую картину повесить…
- Я пекся 15 лет, - подхватывает наш сленг профессор. Пройдено немало: преподавательский факультет дал «путевку в жизнь» трем выпускам, реализовал несколько совместных проектов с зарубежными ВУЗами по профилю, одновременно совершенствуя и свою учебную базу. Сегодня 350 студентов.
- Так что не с чистого листа, но, начали новый отсчет, - говорит Александр Васильевич.

Казацкие корни

Жизнь начинал в селе Вороновке, Вознесенского района на Николаевщине в семье сельских учителей.

После 11-го класса стал перед выбором, чему учиться дальше: нравились физика и история, а еще любил читать книжки. В Одессе попробовал поступить на физфак, а потом - на исторический. Но где-то внутри понимал: «Не то».

Осмыслить ситуацию решил в армии. И в 66-ом уже постигал войска стратегического назначения под Калугой. Там редкими свободными вечерами зачитывался потрепанными книжками местной библиотеки, российский «ассортимент» которой разбавил единственным изданием на украинском - «Кобзарем», который как-то привез с собой из побывки. За 2,5 года муштры понял: филология - однозначно!

В Одессе, кусок хлеба добывал грузчиком в порту, таская огромные мешки с цементом, удобрениями и кубинским сахаром, на втором районе. Затем филфак в ОГУ имени Мечникова.

В 28 лет закончил русскую филологию, остался на кафедре лаборантом, а затем - ассистентом. В 77-ом судьбе было угодно заслать молодого специалиста в Афганистан, обучать русской грамоте в Кабульском политехе. Через три года там начались печально известные события. Семью Александра Васильевича вместе с другими переправили спецназом на родину, а сам он какое-то время еще был в «горячей точке». Вернувшись в Одессу, защитил диссертацию.

- И как же Вас угораздило придумать журналистику в Одессе?

- Сначала я расскажу вам, кто мой дед, чтобы понять мой характер, - улыбается Александр Васильевич.

Дед Андрей был первым председателем сельсовета, имел свою землю, его первого и раскулачили. Поняв, чем это пахнет, перебрался в с. Троицкое Любашовского района, оттуда ушел на войну. На войне пережил смерть и чудом остался жив, благодаря… немецкому врачу. Тот, после очередного боя, увидел из-под кучи изрытой земли торчащую руку. Нащупав едва уловимый пульс, вытащил деда Андрея на свет Божий.

- 9-го мая дед в саду всегда накрывал стол, - вспоминает профессор, - все приходили. Помню, принес дед Иван, (брат деда), газету «Правда», с текстом «Судьбы человека» Шолохова. Они сидели над этой «Правдой» и плакали… Дед был человек тихий, спокойный, но непокорный. Все, что писалось или говорилось по радиоточке - фильтровал и часто, слушая или читая, говорил: «Брехня». Он был коммунистом покроя 20-х годов, таким и остался… Вот такого замеса и я…

Помнит Александр Васильевич, как в детстве зимой шли с другом из библиотеки домой, по дороге зашли к бабушке, та снабдила внука сушеными грушами. Дальше решили перейти речку не по мосту, а по льду. Баловались, бросая перед собой гранитные камни. И добаловались.

- Камень пошел вниз и я за ним, выбраться не могу, - вспоминает пережитое профессор.

Но дедовская удача не подкачала. Ехавший на повозке мужик, бросил вожжи и вытянул «героя»:

- Когда меня вытащили - помню, книжку держал в одной руке, а груши - в другой. Тогда я понял, что мне надо несколько дорог в жизни, а не один тупой путь. Так оно в характере проявляется до сих пор…

Когда работа, призвание и жизнь - одно целое

- Очень важно, чтобы журналист формировался на факультете, где нет какой-либо заангажированности, в том числе и политической, - рассказывает Александр Васильевич об основах системы обучения.

Один из бывших студентов, как аргумент приводит профессор, ныне известный журналист, спустя какое-то время после выпуска сказал: «Я пять лет чувствовал себя здесь свободным человеком».

- Я думаю, во мне дедовский дух живет и может быть, в какой-то степени, это влияет, - говорит декан.

Конструктивно, а иногда и жестко, как признает он сам, ему приходится работать непосредственно с преподавательским составом, но при этом обязательно учитывает, что: «кафедра журналистики - это кафедра энтузиастов». Это чувствуют и студенты факультета, поэтому, добавляет профессор, нужна и гибкость.

- Как вас называют студенты? Одно из определений, кажется, «зафкаф»?

- Не знаю, но лестничную площадку возле моего кабинета называют «Александр-плац», - улыбается Александр Васильевич.

К декану студенты относятся с уважением, приправляя его, как настоящие одесситы, щедрой горстью здорового юмора:

- Наши студенты делают и мультфильмы. Один из мультиков подарили нам с Надеждой Вячеславовной (супруга профессора и преподаватель университета - авт.): я в парике и подпись «Людовик 14-й, и ее - мадам де Помпадур».

Эту незаангажированную свободу, творческий подход декана к построению системы обучения чувствуют не только студенты факультета.

- Директор киевского Института журналистики, Владимир Ризун, выступивший в университете на день кафедры, после мероприятия сказал: «У вас все так по-домашнему…», - видно было, насколько важна для профессора искренняя оценка его труда, - и студенты это чувствуют…

Более того, если ты - студент и считаешь, что кто-то из преподавателей завышает требования - смело иди к декану, аргументируй свое заявление, а уж Александр Васильевич разберется, в этом можно не сомневаться.

- В чем еще, по Вашему мнению, преуспела кафедра за эти 15 лет?

Сегодня, как никогда, актуальна проблема практической подготовки студентов, говорит профессор:

- Кроме вас (газеты «Моряк Украины» - авт.) и еще нескольких, они никому не нужны. Все хотят получить готового журналиста и притом, бесплатно, не вкладывая ни копейки, ни капли труда.

- Сейчас мы ввели не менее 40% практической подготовки, - рассказывает о новинках учебной программы Александр Васильевич, - по программе, разработанной со школой ВВС.

А в целом, констатирует профессор, есть удачи, есть и неудачи:

- Основная беда в том, что требования министерства жесткие. По лицензии должно быть: 75% преподавательского состава - доктора наук и кандидаты, и только Заслуженный журналист Украины приравнивается к доценту. Возможности приема на работу журналистов ограничены.

В связи с этим подготовка научных кадров усложнена, говорит он, так как журналисты в своем большинстве имеют не научно-теоретический склад ума, а художественный, творческий:

- Найти человека, который пошел бы в аспирантуру и написал диссертацию - сложно.

Впервые в прошлом году студенты-магистры закончили не полуторагодичную, как было раньше, а двухгодичную магистратуру - этого добился Александр Васильевич.

- Впервые у нас было десять бюджетных мест, - говорит об очередном достижении кафедры профессор.

- В этом году студенты выпустились, но мало того, что никто им не предложил работу - никто из них не захотел остаться в университете, - сетует он.

Специализация «Реклама и PR» - нынче самый востребованный продукт на рынке предложений по трудоустройству.

О качестве образования, которое получают студенты в стенах университета свидетельствуют «трофеи» - призовые места, которые студенты кафедры ежегодно привозят со всеукраинской студенческой научной конференции. Такая подготовка студентов отражает уровень преподавателей кафедры, уверен профессор, и это есть, считает он, сильная сторона.

Слабая сторона, по мнению, Александра Васильевича: «Мы состоялись тогда, когда лучше не рождаться…».

- Меньше финансирования, не развивается материально техническая база, - разъясняет сказанное декан. Надеемся, прежде всего, на гранды.

В арсенале кафедры - гранд американского посольства на учебную телестудию - почти на 18 тысяч гривен оборудования и комплектующих, правда все это где-то тихо пылится - дело-то осталось «за малым».

- Помещения нет до сих пор, - говорит профессор. - Сейчас мы подаем такой проект под радиостудию... Кроме того, мы пробились в престижный проект ЕК Темпус - ІV «Кросс-медиа и качественный журнализм» с бюджетом почти полтора миллионов евро. Ждем самую современную технику и программное обеспечение. Несколько преподавателей и студентов уже проходят переподготовку в Румынии и Германии.

Будущее сегодня

Конкурировать с коллегами из других вузов, признается декан, сложно. Но факультет «пошел» другим путем - введением специализаций. Проект уже запустили.

- На нынешнем первом курсе мы уже сделали специализацию. Это международная журналистика на базе немецкого языка, - рассказывает Александр Васильевич. - Студенты с нуля на протяжении четырех лет изучают немецкий язык. Из 37-ми студентов в этой группе учатся 20 человек. А Германия предлагает немало программ для практической подготовки студентов, которые имеют хотя бы средний уровень знания языка.

По договору между одесским ВУЗом и баварским университетом Пассау такие студенты имеют возможность получить двойной диплом: немецкий и украинский.

- Вторую специализацию мы планируем сделать социально-политического характера и третью - искусствоведческая журналистика (литературная критика, кинокритикика и т.д.), - делится своими задумками и планами декан.

Многие, отмечает он, тянутся в спортивную журналистику, но пока нет соответствующих кадров.

- Главное то, что, - не скрывает радости профессор, - очень много способных ребят приходит и с каждым годом таких все больше и именно сюда они идут.

- Как Вы думаете, есть ли будущее у печатных изданий?

- Говорят, что к 17-му году не будет бумажных изделий. Да будут! Он же краской пахнет! - восклицает профессор, пролистнув лежавший на столе свежий номер «Моряка Украины».

- Если бы у Вас был миллион, как бы ним распорядились?



- Я бы, наверное, половину вложил в образование внуков, а вторую половину - в создание какой-то учебной редакции-студии, - предвидит профессор неизбежную победу медиа-рынка, который уже охватил и Одессу.

На будущее журналистов и на их занятость профессор смотрит как на перспективную и востребованную нишу специалистов, причем именно специалистов и профессионалов, так как:

- В Украине сейчас период массового обучения журналистике, а журналист должен быть индивидуальный поштучный продукт, - уверен Александр Васильевич.

Количество желающих обучаться журналистике, считает он, так или иначе, уменьшится. Почему? Во-первых, данная сфера далеко не высокооплачиваемая, по своей сути - это профессия социальная и, чтобы ею заниматься, ее надо любить.

Поэтому, прогнозирует вновь назначенный декан, если произойдет такая структуризация - возможно, этот вид занятости станет высокооплачиваемым, а, как известно, доктора видят историю болезни и перспективу выздоровления, как объемную картину с несколькими планами.

Лариса Ерошкина, Анатолий Венгрук

Подготовка, Одесса, СМИ, Венгрук Анатолий, Журналистика

Previous post Next post
Up