Полтора месяца назад согласно Закону «О морских портах Украины» разделены хозяйственные и административные функции 18-ти предприятий. Как обстоит теперь дело в портах, будут ли они привлекательнее для инвестиций и что для этого нужно. Насколько детально выписаны полномочия стивидоров и администраторов, не будут ли они пересекаться - обо всем этом на первой пресс-конференции рассказал Юрий Васьков, и.о. начальника Администрации морских портов Украины (
АМПУ) в Одессе во вторник, 30-го июля.
Продолжаем инвестиционные проекты, без задержек и рывков
Юрий Васьков напомнил о праздновании Дня флота Украины в своем вступительном слове и пожелал морской отрасли занять свое ведущее место. Чему и способствует, по его мнению, реформа портового сектора экономики.
- с 0 часов 13 июня 2013-го ГП «Администрация морских портов Украины» выполняет свои основные функции: обеспечивает получение всех доходов от портовых сборов, оказания специализированных услуг регулирования движения судов и других, в соответствии с действующим законодательством. Администрация приняла эстафету от госпредприятий портов в реализации инфраструктурных проектов, которые уже были начаты. И сегодня все они развиваются, причем, без каких либо рывков, задержек. Речь идет о проектах в
Одесском морском порту, Южном, Феодосии, продолжаются дноуглубительные работы в морских портах Николаева, Бердянска. Планируем возобновить дноуглубительные работы в Белгород-Днестровском порту.
Порт - теперь понятие географическое
Если раньше морской порт в соответствии с Кодексом торгового мореплавания был госпредприятием, которое оказывало соответствующие услуги, то есть морской порт был юридическим лицом. То с 13 июня это определенная границами территория и акватория. Морской порт - в соответствии с мировой морской практикой понятие географическое, - территория, где работают субъекты всех форм собственности: частной, коммунальной, деятельность которых связана с обслуживанием грузов или доработки продукции, которая является предметом перегрузки портов. В развитых портах Европы, взять порт Антверпен, всего 20% составляет стивидорная деятельность и 80% - обработка грузов. И все это называется морской порт. Так теперь и у нас. Официально работники стивидорных компаний, которые работают на территории морских портов, частных, государственных форм собственности - все это работники порта. И все предприятия - часть морского порта. Соответственно во главе морского порта стоит глава администрации, который обеспечивает функционирование морского порта, как одного географического объекта, координирует деятельность предприятий всех форм собственности, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность субъектов, создавая равные условия работы.
АМПУ уже утвердила процедуру прозрачного доступа к объектам портовых инфраструктур. В первую очередь мы внедрили горячую линию (+38 048 785 7348), которая сосредоточена в центральной диспетчерской в Одессе.
Она будет принимать информацию о всех претензиях, недовольствах клиентуры, связанных с некачественной работой администрации и субъектов на территории морского порта, которые так или иначе ограничивают права нашей клиентуры. А мы будем реагировать. Во-вторых, установлен единый понятный механизм заключения договоров с контрагентами доступа к стратегическим объектам, тому имуществу, которое находится у нас на балансе: портовые акватории, гидротехнические сооружения, каналы, причалы, молы, дороги, инженерные сети, к которым должен быть обеспечен равный доступ. В исполнение издан приказ. Мы дали три дня каждому руководителю на заключение договора с контрагентами.
Планы развития предоставят Советы портов
Основная цель создания администрации - не столько аккумулирование и взимание портовых сборов. Главное - качественное целевое использование для эффективного развития стратегического имущества.
Кабинет министров Украины принял
«Стратегию развития морских портов», которая заключает принципы содействия развитию каждого морского порта и своевременного выполнения проектов. С этой целью в каждом морском порту созданы Советы морских портов, в которые входят начальник администрации филиала, капитан морского порта и все операторы, которые уже присутствуют в каждом морском порту. Мы обратились к начальникам администраций с просьбой в августе отработать план развития порта, вынести на совет, сделать соответствующие проекты и предоставить там. Наша задача получить 18 проектов эффективных планов развития, которые мы должны согласовать и передать в Министерство инфраструктуры. После утверждения мы займемся их имплементацией. По каждому проекту нужно будет найти оптимальную модель, которая позволит скорейшим образом осуществить этот проект. И абсолютно неважно, за чей счет это будет сделано. Портовые сборы от причалов, как государственной, так и частной форм собственности получаем одинаковые. Главное, чтобы своевременно, по всем современных требованиям, чтобы быть востребованными на рынке.
Администрация портов: в Киеве - голова, руки-ноги в Одессе
АМПУ практически сформирована. Юридическое лицо зарегистрировано в Киеве в здании Министерства инфраструктуры. Там же расположен головной офис, который выполняет функции централизованной бухгалтерии, управления основными фондами, стратегией, кадровая работа. Это всего 30% от всего руководящего состава. 70% расположено в Одессе - операционный офис - мы максимально сосредоточили рабочие места специалистов портовой отрасли. Основная функция - консолидация участия в разработке и содействии выполнения развития морских портов, оптимизации логистики, стыке с таможней, пограничниками, службами безопасности экологической, мореплавания, охраны труда, инженерных и так далее. На 19 филиалов Администрации, из них 18 морских портов и «Дельта-лоцман» возложена функция исполнения, развития, поддержания объекта в надлежащем техническом состоянии и эффективного использования имущества, которое находится в филиалах.
Сегодня Администрация создает Реестр морских портов, гидротехнических сооружений, а также пилотный проект расширения единой информационной системы портового сообщества. Первой она запущена в Одесском порту. Надеемся осенью, мы перейдем от бумажных носителей на электронный вариант первого этапа оформления контейнеров. Внедряем электронные накладные
в Ильичевске.Наша задача покрыть этой системой все пункты пропуска. Мы работаем вместе с пограничной, таможенной службой, которые также согласились переходить к электронной подписи, чтобы унифицировать процесс, и сделать его более быстрым и прозрачным.
Ответы Юрия Васькова, главы АМПУ на вопросы журналистов:
Порядок вхождения в территорию порта
- Какой порядок вхождения в морской порт, в том числе для частных стивидорок, которые не примыкают к морскому порту?
- Морские терминалы, независимо от того примыкают ли они к акватории существующего морского порта, подлежат включению в границы соответствующего ближайшего морского порта. Любой терминал, который переваливает грузы независимо, где он расположен, должен быть отнесен к географическому понятию «морской порт». Это мера добровольная. Но, в то же время есть императивная норма закона. И сейчас мы находимся в конструктивном диалоге. «Авлита» изъявила желание войти в границы морского порта Севастополь, «Нибулон» - Николаева, «ТИС», «Бориваж» - морского порта «Южный». Вхождение в состав порта это ни в коем случае не смена формы собственности земель и режима использования. Это статус, с точки зрения таможенного пропуска, инвестиций, это плюс. Никаких ограничений субъект не получает. Представители современного частного стивидорного бизнеса понимают и идут в сторону включения в географического понятия «морской порт». И тем самым имеют часть преимуществ, нежели, если бы работали сами. Скоро мы будем говорить о механизме придания специальных статусов морских портам. Без этого ни один порт в мире не работает. В конце года выйдем с инициативой принятия соответствующего нормативного акта.
- В какой ситуации сегодня рыбные порты, которых не коснулся Закон «О морских портах Украины»?
- У каждого порта своя ситуация. Например, рыбный порт Ильичевск выходит на акваторию морского порта. И развиваться без него не может. Поэтому вошел в состав Совета порта. Жизнь заставляет объединяться, чтобы конструктивно развиваться.
- Принцип распределения портовых сборов?
- Есть администрации доноры, а есть дотационные. Вопросом номер один для нас является заработная плата, которую мы обязаны выплачивать, независимо от того, является этот филиал прибыльным или нет. Социально - работники администрации и порта не должны иметь перед друг другом преимуществ. И переход состоялся с сохранением существующих зарплат. Филиалы получают портовые сборы. Если не хватает средств на заработную плату, налоги, на функционирование, операционные расходы, порты получают деньги от центрального офиса.
Убыточные филиалы получат поддержку
- Треть портов сегодня убыточны. Как выравнивать ситуацию?
- Выполняя позицию министерства, мы брали на себя часть объектов, которые не являются стратегическими. В основном, это объекты социальной сферы. Мы не могли у Керченского порта, который сейчас в тяжелейшем положении, забрать только портовые сборы и 100 управленцев. Иначе в следующем месяце им уже не было бы чем платить зарплату. Мы забрали в администрацию около тысячи человек и почти все убыточные объекты. И теперь вынуждены принимая антикризисные меры, или вытянуть в ноль, или передать в коммунальную собственность. Сегодня мы генерируем убытки и покрываем за счет других доходов, не создавая социального напряжения в том или ином порту. Так мы забрали доходов, к примеру - на 50 копеек и на 2 рубля расходов. Что касается инвестирования - это скорее всего придется делать. Главное, чтобы было под что. В Ялте нужно приводить в порядок морской вокзал. Инвестиции нужны для
Измаильского порта. - Есть ли уже конкретные проекты инвестиций для портов?
- На сегодняшний день готовится 8 инвестиционных проектов по портам. Также есть еще желающие. Интерес растет. Главное, чтобы сейчас мы оправдали надежды инвесторов. Грузовладельцы заинтересованы в портовых мощностях. Корпорации ищут выход к морю. И наша задача создать инфраструктуру и соответствующие условия для их развития.
Двоевластия в портах не будет?!
- насколько детально выписаны разграничения полномочий между управленцами и стивидоркой? Не будет ли двоевластия в портах?
- Не будет и, быть не может. Все четко урегулировано Законом, Уставами каждой Администрации. На примере
Морского порта «Южный» - Максим Широков является главой администрации, отвечает за всю акваторию, за причалы, которые перешли в администрацию, за создания плана развития, морскую безопасность, имущество, которое в его ведении. Александр Лагоша, как директор госпредприятия МТП «Южный», самого крупного стивидора в Аджалыкском лимане, отвечает за качественное производство грузовых работ, эффективное использование складов, кранов, портового флота, которые на его балансе. Все разделено.
- Какие перспективы развития у специализированного
порта «Октябрьск»?
- «Октябрьск» интересен с точки зрения логистики. Он расположен близко к основным производителям металлопродукции, руд, железа. Недавно в «Октябрьске» подписан меморандум с одной из компанией по строительству терминала нефтепереработки.
- Какие подвижки в круизном направлении? Будут ли инвестпроекты в пассажирские терминалы?
- Инвестиционная часть реформы положительно сказалась на круизах. Мы находимся в активной переписке с инвесторами, круизными операторами, которые заинтересованы реконструкцией и строительством морских терминалов в Севастополе и Ялте. Одессу же они рассматривают как начало своей деятельности, открытии офиса. Одесский морской комплекс на сегодня пока успешно функционируем под управлением администрации. Итоги доложу по окончанию сезона.
Инна Ищук, Анатолий Венгрук