Морские порты: плюсов после реформы будет больше

Jul 30, 2013 22:00



Полтора месяца назад согласно Закону «О морских портах Украины» разделены хозяйственные и административные функции 18-ти предприятий. Как обстоит теперь дело в портах, будут ли они привлекательнее для инвестиций и что для этого нужно. Насколько детально выписаны полномочия стивидоров и администраторов, не будут ли они пересекаться - обо всем этом на первой пресс-конференции рассказал Юрий Васьков, и.о. начальника Администрации морских портов Украины ( АМПУ) в Одессе во вторник, 30-го июля.

Продолжаем инвестиционные проекты, без задержек и рывков

Юрий Васьков напомнил о праздновании Дня флота Украины в своем вступительном слове и пожелал морской отрасли занять свое ведущее место. Чему и способствует, по его мнению, реформа портового сектора экономики.

- с 0 часов 13 июня 2013-го ГП «Администрация морских портов Украины» выполняет свои основные функции: обеспечивает получение всех доходов от портовых сборов, оказания специализированных услуг регулирования движения судов и других, в соответствии с действующим законодательством. Администрация приняла эстафету от госпредприятий портов в реализации инфраструктурных проектов, которые уже были начаты. И сегодня все они развиваются, причем, без каких либо рывков, задержек. Речь идет о проектах в Одесском морском порту, Южном, Феодосии, продолжаются дноуглубительные работы в морских портах Николаева, Бердянска. Планируем возобновить дноуглубительные работы в Белгород-Днестровском порту.

Порт - теперь понятие географическое

Если раньше морской порт в соответствии с Кодексом торгового мореплавания был госпредприятием, которое оказывало соответствующие услуги, то есть морской порт был юридическим лицом. То с 13 июня это определенная границами территория и акватория. Морской порт - в соответствии с мировой морской практикой понятие географическое, - территория, где работают субъекты всех форм собственности: частной, коммунальной, деятельность которых связана с обслуживанием грузов или доработки продукции, которая является предметом перегрузки портов. В развитых портах Европы, взять порт Антверпен, всего 20% составляет стивидорная деятельность и 80% - обработка грузов. И все это называется морской порт. Так теперь и у нас. Официально работники стивидорных компаний, которые работают на территории морских портов, частных, государственных форм собственности - все это работники порта. И все предприятия - часть морского порта. Соответственно во главе морского порта стоит глава администрации, который обеспечивает функционирование морского порта, как одного географического объекта, координирует деятельность предприятий всех форм собственности, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность субъектов, создавая равные условия работы.

АМПУ уже утвердила процедуру прозрачного доступа к объектам портовых инфраструктур. В первую очередь мы внедрили горячую линию (+38 048 785 7348), которая сосредоточена в центральной диспетчерской в Одессе.

Она будет принимать информацию о всех претензиях, недовольствах клиентуры, связанных с некачественной работой администрации и субъектов на территории морского порта, которые так или иначе ограничивают права нашей клиентуры. А мы будем реагировать. Во-вторых, установлен единый понятный механизм заключения договоров с контрагентами доступа к стратегическим объектам, тому имуществу, которое находится у нас на балансе: портовые акватории, гидротехнические сооружения, каналы, причалы, молы, дороги, инженерные сети, к которым должен быть обеспечен равный доступ. В исполнение издан приказ. Мы дали три дня каждому руководителю на заключение договора с контрагентами.

Планы развития предоставят Советы портов

Основная цель создания администрации - не столько аккумулирование и взимание портовых сборов. Главное - качественное целевое использование для эффективного развития стратегического имущества.

Кабинет министров Украины принял «Стратегию развития морских портов», которая заключает принципы содействия развитию каждого морского порта и своевременного выполнения проектов. С этой целью в каждом морском порту созданы Советы морских портов, в которые входят начальник администрации филиала, капитан морского порта и все операторы, которые уже присутствуют в каждом морском порту. Мы обратились к начальникам администраций с просьбой в августе отработать план развития порта, вынести на совет, сделать соответствующие проекты и предоставить там. Наша задача получить 18 проектов эффективных планов развития, которые мы должны согласовать и передать в Министерство инфраструктуры. После утверждения мы займемся их имплементацией. По каждому проекту нужно будет найти оптимальную модель, которая позволит скорейшим образом осуществить этот проект. И абсолютно неважно, за чей счет это будет сделано. Портовые сборы от причалов, как государственной, так и частной форм собственности получаем одинаковые. Главное, чтобы своевременно, по всем современных требованиям, чтобы быть востребованными на рынке.

Администрация портов: в Киеве - голова, руки-ноги в Одессе

АМПУ практически сформирована. Юридическое лицо зарегистрировано в Киеве в здании Министерства инфраструктуры. Там же расположен головной офис, который выполняет функции централизованной бухгалтерии, управления основными фондами, стратегией, кадровая работа. Это всего 30% от всего руководящего состава. 70% расположено в Одессе - операционный офис - мы максимально сосредоточили рабочие места специалистов портовой отрасли. Основная функция - консолидация участия в разработке и содействии выполнения развития морских портов, оптимизации логистики, стыке с таможней, пограничниками, службами безопасности экологической, мореплавания, охраны труда, инженерных и так далее. На 19 филиалов Администрации, из них 18 морских портов и «Дельта-лоцман» возложена функция исполнения, развития, поддержания объекта в надлежащем техническом состоянии и эффективного использования имущества, которое находится в филиалах.

Сегодня Администрация создает Реестр морских портов, гидротехнических сооружений, а также пилотный проект расширения единой информационной системы портового сообщества. Первой она запущена в Одесском порту. Надеемся осенью, мы перейдем от бумажных носителей на электронный вариант первого этапа оформления контейнеров. Внедряем электронные накладные в Ильичевске.
Наша задача покрыть этой системой все пункты пропуска. Мы работаем вместе с пограничной, таможенной службой, которые также согласились переходить к электронной подписи, чтобы унифицировать процесс, и сделать его более быстрым и прозрачным.


Ответы Юрия Васькова, главы АМПУ на вопросы журналистов:

Порядок вхождения в территорию порта

- Какой порядок вхождения в морской порт, в том числе для частных стивидорок, которые не примыкают к морскому порту?

- Морские терминалы, независимо от того примыкают ли они к акватории существующего морского порта, подлежат включению в границы соответствующего ближайшего морского порта. Любой терминал, который переваливает грузы независимо, где он расположен, должен быть отнесен к географическому понятию «морской порт». Это мера добровольная. Но, в то же время есть императивная норма закона. И сейчас мы находимся в конструктивном диалоге. «Авлита» изъявила желание войти в границы морского порта Севастополь, «Нибулон» - Николаева, «ТИС», «Бориваж» - морского порта «Южный». Вхождение в состав порта это ни в коем случае не смена формы собственности земель и режима использования. Это статус, с точки зрения таможенного пропуска, инвестиций, это плюс. Никаких ограничений субъект не получает. Представители современного частного стивидорного бизнеса понимают и идут в сторону включения в географического понятия «морской порт». И тем самым имеют часть преимуществ, нежели, если бы работали сами. Скоро мы будем говорить о механизме придания специальных статусов морских портам. Без этого ни один порт в мире не работает. В конце года выйдем с инициативой принятия соответствующего нормативного акта.

- В какой ситуации сегодня рыбные порты, которых не коснулся Закон «О морских портах Украины»?

-   У каждого порта своя ситуация. Например, рыбный порт Ильичевск выходит на акваторию морского порта. И развиваться без него не может. Поэтому вошел в состав Совета порта. Жизнь заставляет объединяться, чтобы конструктивно развиваться.

- Принцип распределения портовых сборов?

- Есть администрации доноры, а есть дотационные. Вопросом номер один для нас является заработная плата, которую мы обязаны выплачивать, независимо от того, является этот филиал прибыльным или нет. Социально - работники администрации и порта не должны иметь перед друг другом преимуществ. И переход состоялся с сохранением существующих зарплат. Филиалы получают портовые сборы. Если не хватает средств на заработную плату, налоги, на функционирование, операционные расходы, порты получают деньги от центрального офиса.

Убыточные филиалы получат поддержку

- Треть портов сегодня убыточны. Как выравнивать ситуацию?

- Выполняя позицию министерства, мы брали на себя часть объектов, которые не являются стратегическими. В основном, это объекты социальной сферы. Мы не могли у Керченского порта, который сейчас в тяжелейшем положении, забрать только портовые сборы и 100 управленцев. Иначе в следующем месяце им уже не было бы чем платить зарплату. Мы забрали в администрацию около тысячи человек и почти все убыточные объекты. И теперь вынуждены принимая антикризисные меры, или вытянуть в ноль, или передать в коммунальную собственность. Сегодня мы генерируем убытки и покрываем за счет других доходов, не создавая социального напряжения в том или ином порту. Так мы забрали доходов, к примеру - на 50 копеек и на 2 рубля расходов. Что касается инвестирования - это скорее всего придется делать. Главное, чтобы было под что. В Ялте нужно приводить в порядок морской вокзал. Инвестиции нужны для Измаильского порта.

- Есть ли уже конкретные проекты инвестиций для портов?

- На сегодняшний день готовится 8 инвестиционных проектов по портам. Также есть еще желающие. Интерес растет. Главное, чтобы сейчас мы оправдали надежды инвесторов. Грузовладельцы заинтересованы в портовых мощностях. Корпорации ищут выход к морю. И наша задача создать инфраструктуру и соответствующие условия для их развития.

Двоевластия в портах не будет?!

- насколько детально выписаны разграничения полномочий между управленцами и стивидоркой? Не будет ли двоевластия в портах?

- Не будет и, быть не может. Все четко урегулировано Законом, Уставами каждой Администрации. На примере Морского порта «Южный» - Максим Широков является главой администрации, отвечает за всю акваторию, за причалы, которые перешли в администрацию, за создания плана развития, морскую безопасность, имущество, которое в его ведении. Александр Лагоша, как директор госпредприятия МТП «Южный», самого крупного стивидора в Аджалыкском лимане, отвечает за качественное производство грузовых работ, эффективное использование складов, кранов, портового флота, которые на его балансе. Все разделено.

- Какие перспективы развития у специализированного порта «Октябрьск»?

- «Октябрьск» интересен с точки зрения логистики. Он расположен близко к основным производителям металлопродукции, руд, железа. Недавно в «Октябрьске» подписан меморандум с одной из компанией по строительству терминала нефтепереработки.

- Какие подвижки в круизном направлении? Будут ли инвестпроекты в пассажирские терминалы?

- Инвестиционная часть реформы положительно сказалась на круизах. Мы находимся в активной переписке с инвесторами, круизными операторами, которые заинтересованы реконструкцией и строительством морских терминалов в Севастополе и Ялте. Одессу же они рассматривают как начало своей деятельности, открытии офиса. Одесский морской комплекс на сегодня пока успешно функционируем под управлением администрации. Итоги доложу по окончанию сезона.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук



Реформы, Законодательство, Одесса, АПУ, Порты, Васьков Юрий, Мининфраструктуры, Логистика

Previous post Next post
Up