May 16, 2005 14:39
Всем доброго дня.
Вот несколько мыслей о ПП, которые, наверно, обретут форму статьи.
13-ая глава, шекспировская гора трупов, на середине сцены стоит Мефи... в смысле Мелькор и смотрит на зрителя глазами обиженного ребенка: "Как же так?! Это была моя конфетка! Я ее честно заслужил хорошим поведением - а у меня ее отняли!"
Желающих отправлю перечитывать самый эпиложный эпилог "Фауста", где бессмертную душу Фауста у Мефика ангелы обманом спёрли... говоря возвышенно: унесли.
Так вот я о чем. У читателя (по крайней мере, у того, который пишет сей пост в ЖЖ) при чтении обеих сцен возникает именно эта мысль: Черта-Дьявола смогли обмануть! Ура, "наши" победили, айнуры господни поют осанну, Фаустфеанор свободен от власти Сатаны. И в обеих книгах совершенно не замечается тот факт, что Мастер - умер. Погиб. Я подчеркну: не то что нет сожалений о его смерти, больше! - это не воспринимается как смерть!
И вот это неощущение смерти Мастера роднит ПП еще и с Булгаковым. Там физическая смерть подана как иллюзия. Обман. С той лишь разницей, что булгаковский Мастер принимает смерть-освобождение из рук Сатаны, а Фауст с Феанором - наоборот.
Кто дочитал второй том ПП - отзовитесь. Может, всё это - моя ИМХа?