Пахать, пахать и еще раз пахать. Как завещал кто-то из великих

Jul 21, 2008 11:15

Как правило, мы очень нетерпеливые. Иногда даже слишком нетерпеливые. Как-то очень неохота принимать идею о том, к мастерству придется идти не 2 недели, а 2 десятка лет - такое кого хочешь напугает. В идеале хотелось бы волшебной таблетки, но можно и не очень волшебной: чтоб не все сразу, а хотя бы сократить время в пути. Хотя странно, все знают, что это за таблетка - собственные мозги, а вот поди ж ты... Все равно хочется чего-то вместо них.

Ну что ж, почему бы в качестве такого ускорения не использовать работу со своей внутренней реальностью? Те самые мысленные тренировки, модные нынче визуализации, всевозможные трансформации - книг написано бесконечное количество. Ведь, в принципе, это те самые методы групп B и С, которые действительно позволяют нам эффективно управлять деятельностью на самом нижнем уровне A. Конечно, если нет этой низкоуровневой деятельности, то трепыхаться на верхних этажах бессмысленно: "Ну ты бы хотя бы лотерейный билет купил", но как мне кажется, мы при этом упускаем еще один важный момент. А именно тот, что в самих навыках групп B и С существует абсолютно такая же вложенность всех 3-х уровней! "Что наверху, то и внизу", фрактальность, каждый уровень сам распадается на 3 уровня: а потому от сакраментального "пахать, пахать и еще раз пахать" мы никуда не денемся даже при такой, казалось бы, простой и чистенькой работе внутри своего воображения.

В некоторых стилях БИ мысленная тренировка используется как обычный инструмент. Кое-где он становится обязательным, кое-где мастер просто дает рекомендации подобной практики некоторым ученикам, если считает, что это им поможет пройти некоторые трудные моменты. В некоторых школах считается, что какие-то моменты можно отработать только таким образом: например, жесткий вход и работу локтями с выбросом. В реальной тренировки такой вход может просто искалечить партнера, а работа в мягком режиме может привести к формированию неправильных двигательных рефлексов. Но в любом случае подобный вид тренировки предлагается людям, которые уже наработали базу на тренировках, и, если даже их техника не идеальна, по крайней мере, у них есть представление об этом идеале. Представление на уровне ощущений.

Тренировать таким способом можно все, что угодно: технику, удары, бои, формы цигуна - все что душа пожелает. Все, где тебе нужен ускоренный прогресс. Но ключевым моментом будет именно работа в параллельном режиме: когда проработка идет как мысленно, так и в реальном режиме на тренировках. Человек нарабатывает обратные связи: внутренняя реальность - внешняя - внутренняя - внешняя... В идеале они, без сомнения, срастутся в одно целое, что уже будет без разницы как тренироваться, но это ж будет через 2 десятка лет...

Но помимо этого, вполне логичного, вывода о необходимости связи между внутренним и внешним есть еще одна тонкость. Практика показывает, что если сесть и представить себе спарринг, отработку движений с партнером, общие траектории движения, то проблем с этим не будет. Случаи тотального отсутствия воображения не рассматриваем. Ну конечно, можно сказать, что если мы представим антураж: зал, дружелюбные морды спарринг-партнеров, инструктора, который грозно орет за любую ошибку, мы добавим достоверности, а следовательно эффективности нашей внутренней работе. И может оказаться, что как раз эти моменты требуют как раз специальной тренировки. Вместо того, чтоб сходу бросаться в тренировочный процесс, мы вынуждены гулять по залу тщательно продумывая все детали, чтобы потом наша мысль не уходила от основного занятия. Прежде чем играть спектакль, даже в своей голове, как не позаботиться о декорациях? Чем лучше декорации, тем достоверней спектакль и тем больше вовлеченность зрителей.

Хорошо, мы решили, что мысленные тренировки (неважно, в БИ, или вообще в любой деятельности) принесут нам пользу. Мы даже уделили время построению декораций, как бы нам не хотелось сразу перейти к делу... Но как мы себя чувствуем в этой реальности? Есть ли у нас связь с "воображаемым телом"? Опять таки - спарринг, движение, траектории - это делать легко и приятно... Пока мы не задумываемся о детальном представлении наших движений. Мы и в реальной жизни об этом не задумываемся, но там нас суровая реальность сразу поставит на место, если мы совершаем ошибки. Чем хороши все восточные стили БИ, так тем, что они нам предлагают формализованный набор движений: тао, формы, ката и т.д. и т.п. И именно они становятся основной задачей для мысленных тренировок: максимально качественное и четкое воспроизведение этой формы на уровне ощущений. И должен вам сказать, это очень серьезная нагрузка на нервную систему. Даже имея практику мысленной работы с партнером, можно оказаться бессильным в такой простой вещи, как разок мысленно прогнать форму. Первое время мне приходилось бороться с жутким непроизвольным напряжением мышц, с меня градом катил пот: я мог прогнать форму от силы 2 раза, после чего пытался хоть как-то успокоить свой взбесившийся мозг, пугая окружающих безумным взглядом. Попытка точно контролировать сразу все тело: ноги, руки, положение корпуса, выбросы силы - оказывала непомерную нагрузку на психику, но и беспощадно вскрывала все ошибки техники. Напряжение возникло и усиливалось, если у тебя не было четкого представления о траектории движения или же ты просто никогда не задумывался о том, как ты управляешь той или иной группой мышц. Такая нагрузка на начальных этапах не раз приводит к мысли бросить эту непонятную практику, но... Та легкость и эйфория, которая охватывает тебя при выполнении формы в реальности, та непонятно откуда взявшаяся точность движений, то состояние потока и сосредоточенности - дают представление о призе, который ты в итоге получишь.

"Садитесь и представляйте, у вас все получится". Может и получится. Но все же, волшебных таблеток не бывает - если хочешь сделать подобный инструмент удобным и рабочим, все равно придется задуматься, где же там база - те самые методы группы А. Методы, в которых есть только один способ тренировки: пахать, пахать и еще раз пахать. А волшебная таблетка... Она есть. Просто обычно никто не задумывается, что самая лучшая волшебная таблетка для тебя та, которую ты сделал сам.

1-ый контур, Я, сосредоточение, упорство, 5-ый контур, единоборства, осознание, 3-ий контур, все едино

Previous post Next post
Up