Быть поклонником "бразильской системы" очень удобно, за одним исключением: можно переборщить. Оно конечно, что "все что нас не убивает, делает нас сильней", только ведь ненароком то и убить может.
Чем сильнее ты бросаешь себя стресс, тем сильней получаешь импульс для своего развития, чем больше заставляешь себя метаться, чем глобальной ставишь себе цель - тем сильней, ярче, вкусней полученный результат. Получается, что чем сильней тебя лупят, тем эффективней ты начинаешь развиваться? В принципе правильно: стресс маленький - малы и результаты, получил по морде от жизни сильней, так сразу результаты поперли. Так может все сильней и сильней давать жизни на себя давить? Бросать все в новые опасные авантюры? Так ли это эффективно?
Как ни странно, отличный ответ на этот вопрос я сам нашел у Тойнби в его
"Постижении истории". Профессора там волнуют глобальные вопросы - вопросы рождения, становления и гибели цивилизаций. Ну да - "наш размерчик". Конечно, до уровня властелина мира или вообще местного бога надо еще до рости, но... Мы же на мелочные цели не размениваемся? Тем более, что нам мешает цинично стырить хорошую идею и натянуть ее на свою жизнь? Чем мы хуже какой-нибудь цивилизации?
Чем сильней стимул - тем сильней реакция на него. Каждое движение вперед - это вызов, ответ на давление сил природы, общества, других людей. Но только в том случае, если есть силы ответить на этот вызов. При превышении силы вызова через некий оптимум наступает обратная ситуация - сил бороться с вызовом не остается, и он нас ломает. Но гораздо интересней ситуация, когда вызов на грани - мы можем его преодолеть, но для этого надо бросить против него все наши силы. Мы выживем, мы справимся с этой ситуаций - мы совершим гигантский рывок вперед и... Застынем в своем развитии. Все силы будут исчерпаны, их останется только на то, чтобы уравновесить внешнее давление. Как правило экстремальный рывок заставляет выкинуть из себя все лишнее, собрать себя в единый кулак, выковать в себе стальной стержень. И лишиться внутри себя всех внутренних противоречий, который и толкают нас на дальнейшее развитие, и которые являются нашей страховкой на всевозможные будущие неожиданности. Мы сделаем из себя инструмент, который идеально подходит для выживание в экстремальных условиях. В данных экстремальных условиях. А если условия изменяться? Все - стальная система выкованная внутри себя начинает работать уже против себя, неуклонно толкая к саморазрушению, хотя бы в попытке разрушить изменившийся вокруг мир.
Гораздо больше результат дает менее напряженное давление, которое дает стимул искать разные выходы из ситуации, развивать разные навыки, дает возможность экспериментировать и пробовать разные варианты. Мгновенная мобилизация не дает нам возможности думать - мы сползаем к самым примитивным навыками, продолжая оттачивать их, но не развивать новые. Каким надо быть, чтобы максимально эффективно выживать в лагере в Заполярье? А нужны ли эти навыки потом?
Но с через чур сильными вызовами тоже не все так просто. Иногда случается, что сильный вызов, сильное давление, одновременно дают защиту от других факторов. Если ты взвалил на себя повышенные обязательства, наметился на самый верх иерархии, то чем глобальней твоя цель, тем меньше соперников метят на это место. Чем более суровую нишу ты выберешь для своего существования, тем меньше будет на тебя воздействия людского фактора. И наоборот - чем комфортнее твоя ниша, тем больше соперников вокруг тебя за данный ресурс. Поэтому всегда, когда тебе страшно от поставленной цели, можно присмотреться: а правда ли этот вызов так велик? А какие скрытые ресурсы и возможности он тебе предоставляет?
Итого: отставить фанатизм! Мы любим преодолевать трудности, но что нам стоит заранее подобрать такие трудности, которые дадут самый эффективный отклик в нашей душе? Всего-то надо избегать крайней мобилизации и рывков, и с успехом использовать дополнительные возможности вызовов, которые другим людям кажутся слишком суровыми.